Консультация для воспитателей на тему: Дидактические игры как средство нравственного воспитания детей пяти-шести лет
Участники: воспитатели дошкольного учреждения.
Цель работы с воспитателями и данной консультации – объяснить актуальность использования дидактических игр в процессе нравственного воспитания , повысить образовательный уровень воспитателей по данной теме.
Предварительная работа: Воспитатель заранее договаривается с педагогами о том, когда провести консультацию. Изучает материалы по данной теме, подготавливает памятки.
Консультация для воспитателей
- Здравствуйте. Я очень рада тому, что вы нашли время сегодня поговорить со мной. Давайте присядем на стулья. Я уверена, что вы уже знаете ту информацию, которую я хочу вам рассказать, поэтому я бы хотела вместе с вами повторить её.
-
Скажите, почему на ваш взгляд нравственное воспитание необходимо осуществлять с детьми дошкольного возраста?
- Совершенно верно. Дошкольное образование – это начальная ступень образования, поэтому важно сформировать в детях положительные качества, научить их правилам общения и поведения в обществе. Также не стоит забывать и о нормативных документах, на основании которых и осуществляется вся образовательная деятельность. Например, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе. А одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является следующий – «ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками».
-
Что на ваш взгляд, содержит в себе понятие «Нравственное воспитание»?
- Светлана Акимовна Козлова в книге «Нравственное воспитание детей в современном мире» говорит о том, что нравственным можно назвать такое воспитание, в процессе которого происходит целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
-
Что является результатом нравственного воспитания?
- Правильно. Результатом нравственного воспитания является воспитанность – способность личности сознательно воспроизводить собственное поведение на основе общепринятых моральных качеств, норм и правил, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
К общечеловеческим нравственным качествам можно отнести такие, как гуманность, трудолюбие, патриотизм, гражданственность, коллективизм и другие. Прочность, устойчивость любого нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Поэтому я вкратце напомню вам механизм нравственного воспитания: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого нравственного качества личности.
- Для того чтобы перейти непосредственно к рассмотрению возможности применения дидактических игр в процессе нравственного воспитания
детей 5-6 лет, стоит для начала вспомнить и ещё раз проговорить
возрастные особенности детей этого возраста:
-
Одной из главных особенностей старшего дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Внимание в старшем дошкольном возрасте носит ещё непроизвольный характер, но постепенно становится более устойчивым. В старшем дошкольном возрасте происходит развитие всех познавательных психических процессов. Дети этого возраста могут систематизировать получаемую информацию, устанавливать причинно-следственные связи. Свойства восприятия, такие как, целостность, структурность, осмысленность – развиты достаточно хорошо, но оно по-прежнему остаются непроизвольными. Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Активно совершенствуются основные механизмы нервных процессов, такие как возбуждение и торможение. Деятельность данных процессов создаёт возможности для формирования ответственности за своё поведение, элементов самоконтроля, предварительного планирования действий, организованности. Эмоциональные реакции ребёнка становятся более стабильными и сдержанными. У детей в старшем дошкольном возрасте развиваются нравственные чувства, такие как чувство собственного достоинства, чувство долга, справедливости, развивается уважение к окружающим людям, появляется ответственность за поручения.
-
А как вам кажется, целесообразно ли будет использовать дидактические игры в процессе формирования у детей нравственных качеств?
- В первую очередь, я бы хотела ещё раз напомнить всем нам определение дидактических игр. Дидактическими называют игры, специально создаваемые или приспосабливаемые для цели обучения. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.
-
А как вы думаете, какие условия должен соблюдать педагог при проведении дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста?
- Воспитателю необходимо соблюдать следующие условия: чётко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры; занимать в игре позицию равноправного партнёра, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребёнка; варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать своё поведение в соответствии с изменением игрового содержания; осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил.
- Я бы хотела обсудить с вами
действия педагога в ходе дидактических игр, которые способствуют нравственному воспитанию детей.
-
На первом этапе игры осуществляется мотивация на совместную деятельность. Воспитателю важно настроить детей не только на игру, но и на взаимодействие друг с другом. Поэтому можно использовать чтение художественного слова, сделать комплименты друг другу.
-
Второй этап предполагает планирование и реализацию дидактической игры. Во время беседы воспитатель обращает внимание на то, что не нужно выкрикивать, предлагает отвечать по поднятой руке, объясняя это тем, что так все смогут высказаться и услышать друг друга. Это способствует формированию у детей таких качеств, как терпение и уважение.
-
На этапе реализации дети выполняют игровые действия, соблюдают правила, вступают во взаимодействие. Задача педагога – создать условия для формирования у детей вежливого общения между собой.
-
В процессе реализации игры, в ходе обсуждения, педагог побуждает анализировать последствия неверных действий, акцентирует внимание на возможных конструктивных способах решения проблем и противоречий.
-
На этапе подведения итогов дети имеют возможность проанализировать результат и процесс игрового взаимодействия. На этапе открытости воспитатель побуждает детей не только к осуществлению какой-то самостоятельной деятельности в режимных моментах, но и к взаимодействию со сверстниками, к проявлению таких качеств, как уступчивость, терпение, взаимопомощь.
- Дидактическая игра может быть средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, если руководство игрой предполагает направленность на взаимоотношения детей, проявление ими нравственных качеств по отношению к остальным партнёрам по игре. Также содержание некоторых дидактических игр обеспечивает формирование у детей старшего дошкольного возраста представление о нравственных категориях.
- На этом наша консультация подходит к концу. Ещё раз спасибо, что нашли время и пришли сегодня. Если у вас есть какие-либо вопросы, то я постараюсь на них ответить.
Рекомендуем посмотреть:
Игровые технологии в детском саду
Игротерапия для дошкольников
Опыт работы воспитателя ДОУ. Сюжетно-ролевые игры
Воспитание дружеских отношений в игре. Консультация для родителей
Похожие статьи:
Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста
Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Психология