Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Роль игры в становлении ролевого поведения ребенка
В своей статье «Роль игры в становлении ролевого поведения ребенка» я попыталась установить различия в динамике становления ролевого поведения ребенка дошкольного возраста в ходе естественного развития и посредством целенаправленного формирования в ходе игры. Данный материал будет полезен для педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций для проведения обучающих семинаров, педсоветов, консультаций.
Цель работы: на основе теоретического анализа и эмпирического исследования установить различия в динамике становления ролевого поведения ребенка в ходе естественного развития и посредством целенаправленного формирования в ходе игры.
Задачи работы:
- проанализировать воззрения отечественных и зарубежных психологов и социологов к понятию ролевого поведения человека;
- рассмотреть роль игры в развитии ребёнка и становлении его ролевого поведения;
- провести эмпирическое исследование и сравнительный анализ уровней сформированности ролевого поведения ребенка-дошкольника в ходе естественного развития и в ходе целенаправленного формирования.
* * *
Классическим возрастом игры считается дошкольный возраст. В этот период возникает и приобретает наиболее эффективную форму особый вид детской игры, которые в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. На протяжении многих лет игра привлекала к себе особое внимание исследователей как феноменальная деятельность.
Д.Б. Эльконин указывал, что игра - это «воссоздание человеческой деятельности, при которой из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми». Эльконин, основываясь на методологии культурно-исторического подхода, разработанного в трудах Л.С. Выготского, перенес идею о культурной обусловленности и на процесс развития сюжетно-ролевой игры. В частности, он высказал предположение о том, что определенному историческому этапу развития общества соответствует и конкретная стадия сюжетно-ролевой игры.
В современном мире, в эпоху технологического прогресса, а также ввиду того, что современная трудовая и общественная деятельность усложняется, для воспитателей и родителей является довольно проблематичным включение ребенка в реальную социальную деятельность. Однако, тем не менее, это должно быть одной из приоритетных задач в области воспитания подрастающего поколения.
Некоторые отечественные ученые, рассматривая проблему социальных мотивов внутри игры, утверждает, что данный вид мотивации в дошкольном возрасте формируется исключительно в процессе игровой деятельности.
Группа исследователей, принимающая тезис о социальных мотивах игры, рассматривает проблему реализации мотивов в процессе игровой деятельности (Т.В. Антонова, О.М. Гостюхина, Д.Б. Менджерицкая, А.А. Рояк, А.П. Усова и др.).
Исследователь, занимавшиеся вопросом изучения мотивации игровой деятельности, говорят о том, что по большей части мотивы формируются вследствие воздействия социальных факторов: в частности, тех, с которыми ребенок встречается ежедневно, в семье, в детском саду, в общении со сверстниками и пр.
В процессе сюжетно-ролевой игры ребенок реализует некоторые мотивы и потребности. В частности, речь идет о воссоздании значимых для ребенка эмоциональных ситуаций: похвалы, наказания и пр.
Важную роль приобретает проигрывание поведения значимого взрослого глазами ребенка, а также реконструкция взаимоотношений с другими детьми. Эта часть значимости игры обусловлена тем, что дошкольник зачастую, включается в игру быстрее и охотнее, если ее предлагает тот, кого он считает своим другом, при этом его собственные желания несколько отодвигаются на второй план.
Несмотря на то в рамках данной проблемы работало много отечественных и зарубежных ученых, из выводы отнюдь непротиворечивы, кроме того, они дополняют друг друга, тем самым создавая целостную картину в поле данной проблемы, в частности проблемы сюжетно-ролевой игры.
Представления о себе, окружающих взрослых, сверстниках, социальных отношениях, лежащие в основе семантических программ, формируются по так называемым коммуникативным координатам: вертикальным (взрослый-ребенок) и горизонтальным (дети-сверстники) взаимодействиям.
Ролевое поведение детей в игре - это процесс отражения социальной реальности и ознакомления с обобщенной реальностью в игре. В ролевом поведении в неразрывном единстве представлены аффективные, мотивационные, когнитивные и эксплуатационные и технические аспекты игровой деятельности.
Эмоционально-мотивационный компонент ролевой деятельности у детей реализуется собственно через потребность в участии в игре. Важно желание ребенка не только активно играть, но и принимать на себя правила, предписанные ролью, соглашаться с ними. Через удовлетворение этой потребности и формировании мотивации реализуется желание дошкольника вступить в социум в качестве полноправного члена.
Роль рассматривается как определяющий момент игры, ее центральная и определяющая составляющая, семантический центр. В роли происходит концентрация социальных идей, которые образуют семантическую программу. В структуру семантической программы сюжетно-ролевой игры включается, в первую очередь сюжет и содержание каждой из ролей.
Представления о себе, своей роли, а также представления о других участниках игры являются определяющими в развитии всего комплекса ролевого поведения.
Игра наполнена социальным контентом из-за активной интериоризации детских представлений о социальных отношениях, существующих в мире взрослых. Несмотря на то, что для дошкольника значимым становится процесс игры со сверстниками, взрослый все еще остается авторитетной фигурой для ребенка. Именно поэтому, дошкольник всеми способами пытается вовлечь значимого взрослого в процесс игры. Это дает детям возможность участвовать в жизни взрослых, действовать по их модели. Однако наибольший интерес с точки зрения изучения поведения дошкольников в процессе игры имеет как раз то, что дети не просто имитируют действия взрослых, копируя и транслируя их в игре, как было на более ранних этапах развития, они пытаются воспроизводить всю систему взаимоотношений, которую они замечают в социуме.
Д.Б. Эльконин предположил, что существует определенная логика для выделения социальных отношений в сознании ребенка и воссоздания их в игре.
В первую очередь ребенок начинает проигрывать в сюжетно-ролевой игре свои взаимоотношения со значимыми взрослыми. Следующим этапом является проигрывание отношений между взрослыми, а уже в старшем дошкольном ребенок начинает обращать внимание на свою систему отношений с разными людьми. Таким образом, происходит начало формирования, так называемой, личностной позиции.
Он считает, что разделение в сознании ребенка отношений с другими людьми, следовательно, и личная позиция, и желание занять другую позицию являются результатом игры . Таким образом, когнитивная (семантическая) программа ролевого поведения определяется идеями ребенка, которые для него являются наиболее значимыми, именно, он воссоздает их в роли.
Особое значение для принятия роли в процессе сюжетно-ролевой игры принимает те формы и содержание социальных представлений, уже сформированных в сознании детей. Чем более они наполнены содержанием, эмоциональной окраской, отношенческим компонентом, тем быстрее и полнее и интереснее для дошкольника будет сама ситуация игры, в которой приходится эти представления реализовывать.
Представление рассматривается как «мыслимый образ». Оно возникает тогда, когда происходит осознание отраженного изображения, то есть сознательная идентификация с объектом. Объект в представлении не ограничивается лишь его образом, в представление о нем включается и опыт деятельности и его преобразования.
Игровое взаимодействие внутри сюжетно-ролевой игры строится посредством установления и поддерживания взаимоотношений между участниками игрового процесса. Для того, чтобы игру назвать действительно сюжетно-ролевой недостаточно просто обозначить темы и правила, необходимо установить такие отношения между ее участниками, которые были бы для них интересны и привлекательны на разных уровнях: эмоциональном, ролевом, поведенческом, познавательном и пр.
Игровые программы их взаимодействие выстраивается по схеме коммуникативного поведения.
- замысел и организация собственной игровой программы;
- осознание и приглашение к участию в ней других участников;
- соотнесение собственной игровой программы с игровой программой других участников сюжетно-ролевой игры;
- корректировка своей игровой программы в соответствии с требования других участников.
Особенности организации самостоятельной сюжетно-ролевой игры рассматриваются в работе Харчевниковой А.Н.
В ролевой игре ребенок, взявший на себя отдельную роль, действуя с этой новой позицией, принимает во внимание роль своего партнера. Kаждый из партнеров действует по отношению к друг к другу с новой условной позиции.
В данном случае речь идет о ролевом взаимодействии. Ролевое взаимодействие в сюжетно-ролевой игре проявляется через координацию и сопоставление своей роли, роли партнера с сюжетом и правилами игры.
Процесс формирования поэтапного интереса со стороны дошкольников к процессу сюжетно-ролевой игры связываются с все возрастающей потребностью детей в общении со сверстниками (Ю.И.Галигузова, М.И.Лисина, А.Е.Рейнстейн, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова и др.).
В младшем дошкольном возрасте у детей появляется определённый интерес к сверстникам. Это еще не сюжетно-ролевая игра. В данном случае этот процесс получил название «соучастие». Другими словами, это процесс взаимодействия с другим, который, как правило, опосредован предметом, или игрушкой. Однако этот процесс взаимодействия может легко разрушаться в том случае, если внимание ребенка привлекает какой-либо другой более интересные, или новый предмет.
В среднем дошкольном возрасте дети постепенно начинают включаться в процесс игры. Если на более раннем этапе развития дети играли рядом, но не вместе, то в этом возрасте они активно начинают привлекать друг друга для общей игры. Детям уже неинтересно играть поодиночке, они хотят играть вместе.
В условиях ведущей игровой деятельности возникает и развивается потребность в совместной игре со сверстником. Специфика ролевой игры обуславливает ее сложный характер. Осознанность использования в совместной деятельности согласования усилий вызвана к проявленному поиску точек соприкосновения. В дошкольном возрасте начинают формироваться морально-нравственные качества личности дошкольника. Именно поэтому он начинает уделять внимание процессам сопереживания и сочувствия. Такие формы отреагирования реакций также проигрываются детьми в процессе сюжетно-ролевых игр и присваиваются ими в компонентный состав личности. На данном этапе развития личности начинается формироваться такое умение как социальная компетентность.
Необходимо также отметить очень важную сторону ролевой игры, о которой говорили многие отечественные ученые, в частности Л.С. Выготский, Г.Д.Лукова, Д.Б. Эльконин. Эта сторона деятельности в игре имеет отношение к процессу замещения в игре. В практическом смысле эта та часть сюжетно-ролевой игры, в которой происходит воплощение из внешнего плана, воображаемого в реальную деятельность. Другими словами, игровой замысел переходит в стадию практической реализации.
Смысл игровых подстановок заключается в переносе значения (и соответствующего режима действия) с одного объекта на другой. Однако такой переход к рабочим значениям не может быть выполнен немедленно. «Отправной точкой» для этого является игровое действие. При выполнении игровых действий ребенок освобождается от «ситуационной связи» объектов и в то же время сохраняет поддержку для замещающих субъектов. Это «переходный характер игры, что делает его промежуточным звеном между чисто ситуационной связностью раннего возраста и мышлением, оторванным от реальной ситуации».
Разрушение жесткой неподвижности объективного действия, разделение мысли и действия, переход на внутренний, идеальный план становится возможным благодаря обобщающей функции слова, которая включает в себя опыт действия ребенка с объектом и передает его другому объекту. Д.Б. Эльконин говорит, что в структуре «слово-объект-действие» существует своего рода обращение структуры «действие-объект-слово».
В этом соотношении проявляется возможность выстраивания общей системы и отношений между компонентами этой системы.
Внутри сюжетно-ролевой игры возможна ситуация изменения соотношений систем: объект-действие, слово-действие. Это важно в том случае, когда у ребенка начинают формироваться отношения на социальном уровне.
Процесс развития игровой замены Д.Б.Эльконин называет рождением символа. Эльконин назвал этот процесс символизации игры – «двойным». По его мнению, первый вид символизации становится возможным благодаря передаче действия от одного субъекта к другому, когда он переименовывается. Символизм выступает в качестве условия для моделирования общей ценности данного действия. На следующем этапе символизации происходит процесс, в ходе которого ребенок присваивает себе роли. Изначально эти роли представляют собой некую упрощенную схему поведения взрослого в конкретной жизненной ситуации. При помощи данных схем ребенок усваивает некоторые нормы социальных отношений.
Еще одной особенностью символизации является создание мнимой воображаемой ситуации. Она характеризуется передачей ценностей от одного субъекта к другому и действиями, которые воссоздают реальные действия взрослых в обобщенной и укороченной форме. С точки зрения семантического поля игры возможно расхождение между реальной ситуацией и ее содержанием в сознании ребенка, это приводит к тому, что у дошкольника начинает формироваться важное новообразование, получившее название «внутренний план действий (Л.С.Выготский, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, А. Н. Леонтьев, Н. И. Непомнящая, Д. Б. Эльконин и др.). На основе реинкарнации роли можно реализовать высшую стадию замещения - создание воображаемой ситуации.
Особенно важны взгляды на замещение в качестве первичной основы знаково-символической деятельности. «Признак активности, - пишет С.Л. Новоселова, - может быть, и сам предмет, и обозначающее его слово, и условный жест, идущий от способа действия или операций».
В рамках игровой деятельности дошкольники формируют уровень замещения как шаг в формировании знаково-символической деятельности (Г.А. Глотова, Ю.И. Венгер, С.Л. Новоселова, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, А.С. Спиваковская). Это стало возможным благодаря использованию внешних подстановочных действий (использование замещающих игровых предметов, взятие ролей, замена действий изображаемых персонажей игровыми действиями), выступающих в качестве исходной материальной формы в формировании действий внутреннего плана. Через ситуацию ролевого поведения у ребенка формируется некая внешняя модель социальных взаимоотношений.
Воображение следует рассматривать как одно из условий построения ролевого поведения, развития семантической программы. В игре ребенок представляет не только один объект вместо другого, но и себя в различных ролях, анализируя реальность с разных точек зрения. Однако необходимо отметить, что содержательная сторона ролей игры также претерпевает определенные трансформационные изменения. С одной стороны, в процессе сюжетно-ролевой игры отображается деятельность взрослого и его позиционная роль в процессе разного рода взаимодействий в обществе. Первоначально для ребенка важной является внешняя сторона роли и деятельности в ней, однако в процессе формирования и развития, для ребенка на первый план выходят роли, связанные с нормами и правилами общения и взаимодействия между людьми.
Транслирование и возможность реализации ролевого поведения в игре возможно только при условии развития произвольности у ребенка на достаточном уровне. Поведение ребенка должно быть опосредовано правилами и определенными ограничениями, которые накладывает на проведение ребенка сюжетная роль.
Роль ролевой игры в умственном развитии дошкольника подчеркивалась многими исследователями, назвавшими ее «школой произвольного поведения» (Е.А.Бугрименко, Ю.И. Выготский, О.О. Гиневская, А.Б. Запорожец, З.В. Мануйленко, Е.О. Смирнова, Д.Б.Эльконин и другие).
Ролевое поведение и его компонентная структура напрямую связаны с речью. Именно благодаря процессам словесного обозначения самих ролей, действий, инструментов в ходе сюжетно-ролевой игры происходит понимание и процесс осознавания, а также принятия на себя роли участниками. Это процесс связан с переходом воображаемого поведения в поведение, которое реально.
Однако вербальное обозначение роли не является единственным средством перевоплощения, однако необходимы представления и знание шаблонов или способов действия, скрытых в роли. Действия ребенка становятся произвольными, когда они опосредуются понятием «действовать». Данная форма проявления поведения отражается не только в виде общего правила игры, но и в поведении конкретного участника, и в его роли.
Эмоциональная привлекательность игрового процесса для дошкольника оказывает определенное положительное влияние на формирование всей личности. То, что является для ребенка интересным, стимулирует его к деятельности. Важным моментом также является наличие определенных шаблонов поведения, следуя которым ребенок присваивает некоторые социальные роли и нормы и правила поведения в них.
Игра оказывает влияние на формирование особого рода функций в поведении ребенка: он одновременно является исполнителем и носителем своей роли, и, кроме того, он пытается контролировать сове поведение.
Д.Б. Эльконин отмечает влияние этой роли на произвольность поведения дошкольника. Оно заключается в возможности объективировать свои действия, что способствует их большей осознанности и управлению. Правило, содержащееся в роли, приписывается ему и только через него ребенку. Это значительно облегчает ее осознание, поскольку правило оказывается навязанным извне. Способность сохранять и воспроизводить правило рассматривается как наиболее важный показатель произвольности в поведении.
Произвольность поведения в игре формируется посредством контроля за выполнением правил участниками. Способность взаимно контролировать поведение и исполнение заданных правил дошкольниками более ярко проявляется как раз в ситуации совместной деятельности со сверстниками.
В дошкольном возрасте формируется специальная схема деятельности, которая объединяет равных партнеров в игре, и желание каждого полностью реализовать свою собственную схему действий (в некоторой степени отличается от схемы действий партнера) приводит к критической оценке о действиях партнера, призывает к вербализации правила, чтобы его сверстник изменил свои действия. Каждый из играющих контролируется партнерами и действует с позиции контроллера. Необходимость проговаривания правил игры обусловлена тем, что благодаря этому процессу происходит прояснение ролей, а также необходимых действий внутри игры. Таким образом, происходит взаимное регулирование поведения детьми, как своего собственного, так и поведения партнера.
Ролевая система состоит как минимум из двух компонентом, изначально ребенок принимает на себя роль, а на следующем этапе изменяется значение объектов, связанных с принятой им ролью.
Только через ролевое поведение внутри игры происходит присвоение социального опыта, его осознавание и трансформация для ребенка.
Выводы:
1) в отечественной и зарубежной психологии существует большое количество определений понятия «роль»;
2) анализируя связь между понятиями «роль» и «ролевое поведение», большинство исследователей не идентифицируют эти термины, подчеркивая, что социальная роль обусловлена социальными ожиданиями, ролевыми предписаниями, но предполагает некоторую свободу для исполнения;
3) ролевое поведение всегда индивидуально и демонстрирует, как человек использует возможности для исполнения, прочтения роли;
4) игра выступает главной и ведущей деятельностью у дошкольников, оказывая определяющее воздействие на формирование личности ребенка данной возрастной группы.
5) наиболее важными компонентами игровой деятельности являются ее двойственная символизация и появление ролевых правил и моделей поведения, партнерских отношений и коммуникативных и устных навыков поддержания игрового взаимодействия, произвольного регулирования своего поведения и поведения партнера-сверстника;
6) ролевое поведение ребенка в игре можно считать полноценным, если ребенок научился принимать роли взрослых и соотносить их с игровыми действиями, подчиненными этим ролям, то есть ребенок в состоянии самостоятельно определять поведение.
Анализ отечественной и зарубежной психологической литературы показывает, что проблема роли и ролевого поведения до настоящего времени рассматривалась в следующих аспектах:
• роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;
• роль рассматривается как представление других людей о том, как должен вести себя индивид, занимающий определенное положение;
• роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, то есть, как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;
• роль как личностное представление о способах поведения личности, занимающего определенное положение в различных ситуациях;
• роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;
• роль как наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное поведение, во взаимодействии с другими людьми;
• роль как личностное образование, обусловливающее выбор способов поведения индивида в соответствии с занимаемым положением.
Формирование ролевого поведения дошкольника проходит в игре – ведущей деятельности дошкольного возраста. Игра влияет на многие сферы жизни ребенка, именно в игре происходит развитие памяти, внимания, детской индивидуальности, рефлексии, формирование коммуникативных навыков, самоорганизации. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности.
Игра для детей – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.
Некоторые исследователи указывают, что сюжетно-ролевая игра может также выступать средством преодоления неприспособленности дошкольников к окружающему миру
Наиболее важными компонентами игровой деятельности являются ее двойственная символизация и возникновение ролевого правила и поведения, партнерские отношения и коммуникативно- речевые навыки поддержания игрового взаимодействия, произвольная регуляция собственного поведения и поведения партнера-сверстника.
Ролевое поведение ребенка в игре можно считать полноценным, если ребёнок научился принимать роли взрослых и соотносить их с игровыми действиями, подчиненными этим ролям, то есть ребёнок способен самостоятельно определять ролевое поведение и развивать игру в соответствии с принятой ролью.
Для проверки выдвинутой гипотезы о том, что игра, являясь ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, есть также эффективный способ становления его ролевого поведения, было проведено эмпирическое исследование на базе Новоспасского детского сада №6 Ульяновской области. В ходе формирующего эксперимента было выявлено, что систематические целенаправленные игровые занятия привели к повышению общего уровня сформированности ролевого поведения исследуемых экспериментальной группы, у них статистически значимо увеличилось количество ролевых высказываний, возникающих по инициативе ребенка, повысился уровень развития средств, которые используют дети для взаимодействия в игре, а также уровень ролевой беседы со сверстником.
В контрольной группе в ходе естественного развития произошли следующие изменения ролевого поведения: незначительно увеличилось количество детей с уровнем сформированности ролевого поведения выше среднего и одновременно уменьшилось количество детей со средним уровнем, между детьми стала чаще возникать ролевая беседа.
Таким образом, на основе выше изложенного можно утверждать, что выдвинутая гипотеза доказана и подтверждена. На основании проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования можно дать следующие рекомендации по развитию ролевого поведения детей детских дошкольных учреждениях и дома:
1) ролевое поведение в игре охватывает широкий диапазон процессов — от непосредственного подражания кому-то до осознанного принятия роли, включения ее в разнообразные связи с другими ролями. Овладение ролью успешнее происходит при целенаправленном формировании способов игры у детей;
2) основные задачи взрослого во время игры с детьми - сформировать у них умения принимать и словесно обозначать игровую роль, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — взрослым, а затем сверстником. Эти задачи взрослый решает, играя вместе с детьми, занимая в игре позицию равного заинтересованного партнера;
3) первоначально игра развертывается таким образом, чтобы выделить для детей роль и реализующие ее действия. Взрослый, обозначив свою игровую роль, осуществляет связанный с ней ряд игровых действий, например, как «доктор» лечит мишку («Я доктор. Полечу мишку. Поставлю ему градусник... Дам лекарство...»), и предлагает ребенку тоже «полечить» свою куклу и т. п.;
4) для усиления ориентации ребенка на взаимодействие с партнером, взрослый основное внимание в совместной игре уделяет ролевому диалогу (речевому взаимодействию персонажей), сокращая игровые действия с предметами;
5) в играх с детьми целесообразно использовать двоякую тактику: 1) самому вовлекает ребенка в игру, взяв на себя какую-либо игровую роль и предложив подходящую по смыслу роль ребенку; 2) подключаться к уже возникшей игре ребенка, подбирая себе подходящую роль. В обоих случаях, играя с детьми, взрослый активно использует ролевую речь, смещая игру в плоскость ролевого диалога. Постепенно взрослый ориентирует ребенка на взаимодействие с партнером-сверстником, уступая ему всю игровую роль или расширяя число участников игры (например, несколько пациентов, пассажиров и т. п.).

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная экологическая игра в 5 классе Игровые технологии в детском саду Игротерапия для дошкольников Опыт работы воспитателя ДОУ. Сюжетно-ролевые игры

Похожие статьи:

Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Психология

Ролевая игра. Половая идентификация мальчиков и девочек в игре. Воспитание детей в игре

Использование игры для развития ребенка. Игровая методика Николая Зайцева

Игры для всей семьи. Русское лото

Участник №29 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2018 года
Опыт работы воспитателя ДОУ. Школа молодой семьи | Сюжетно-ролевые игры в детском саду. Младшая группа
Опубликовано: 2463 дня назад (4 февраля 2018)
Просмотров: 2319
Рубрика: статьи
+1
Голосов: 1
Ольга Дмитриевна Мокляк # 5 февраля 2018 в 10:03 +1
Очень серьезная и содержательная статья!
Радует,что есть опара на фундаменталистов детской психологии и педагогики.
спасибо!
Сурия Хатминуровна Азизова # 5 февраля 2018 в 17:58 +1
Здравствуйте, Наиля Ханяфиевна! Спасибо за такую содержательную статью. Примите мой голос!!
Татьяна Алексеевна Чугунова # 22 февраля 2018 в 22:00 +1
Добрый вечер, Наиля Ханяфиевна! Ваш материал очень полезен для нас, педагогов. Игра влияет на многие сферы жизни ребенка, именно в игре происходит развитие памяти, внимания, формируются коммуникативные навыки.Спасибо Вам за интересную информацию.
Елена Сергеевна Жирнова # 4 июля 2018 в 17:48 0
Статья полезная, познавательная,с конкретными примерами. Спасибо!