Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Азбука режиссуры

Азбука режиссуры («Семь нот режиссуры»)
«Азбука» нужна тем, кто приступает к изучению и постижению профессии - режиссер. Руководители театральных коллективов, имеющие педагогическое образование, вполне способны разобраться и применить в работе над спектаклями «Азбуку». Азбука может сослужить хорошую службу при разборе просмотренных спектаклей (критика), при создании инсценировок, натолкнуть на собственные изыскания в области теории и практики режиссуры.

Немного о себе:
1963 – 1967 Карельское училище культуры
1967 – 1971 Ленинградский институт культуры им. Н.К.Крупской
1971 – 1977 Педагог Карельского училища культуры
1977 – 1994 Режиссер Народного театра юного зрителя
1994 – 2005 Заведующий художественно – эстетическим отделом Республиканского центра развития детей и юношества.
Ноябрь 2005 – 2023 г.г. - педагог – режиссер театральной студии «ДАР» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей Петрозаводского городского округа «Детский театральный центр».
Азбуку режиссуры я применяю всегда, когда дело касается постановки спектакля или театрализованного праздника, использую в проведении занятий в рамках творческих семинаров на тему театральной педагогики для учителей и воспитателей детских садов.
Работа над пьесой и работа над спектаклем - единый процесс, творческий процесс и эти размышления смогут помочь вам в теории режиссуры.
При подготовке «Азбуки» в процессе её создания оказали влияние в разной степени:
Петров Николай Николаевич- режиссер, педагог Карельского культпросвет училища – 1963-1967г.г.
Иванов Георгий Владимирович – режиссер, педагог Ленинградского института культуры им. Н.К.Крупской – 1967 – 1971г.г.
Творческие лаборатории, личные встречи с такими режиссерами и педагогами как –А.М. Паламишев, Л.Додин, Р.С. Агамирзян, Эймунтас Някрошюс, А.Г. Ливнев, О.И. Джангишерашвили, З.Я. Карагодский, Аркадий Иосифович Кацман.
Особое значение придаю книге П.М.Ершова «Режиссура как практическая психология». Неоценимое значение и влияние оказало содержание этой уникальной книги на появление «Азбуки режиссера».

Можно ли поверить алгеброй гармонию? Да! Не нарушая, а очищая чистый звук от шипения, чтобы слышны были обертоны - в них красота тембра звучания музыки. В театре - не растекаться мыслею по древу, а подчинить все одному – созданию художественного произведения искусства театра – его величества СПЕКТАКЛЯ!

АЗБУКА РЕЖИСССУРЫ предназначена для режиссеров - руководителей театральных коллективов, не имеющих специального образования, но в подготовке спектакля у которых входит работа с композитором, работа с художником оформителем, костюмером, гримером и т.д., то есть с «вспомогательными цехами» , которые непосредственно участвуют в подготовке спектакля.

Умение его настроить, направить и дать ему то действие, которое он способен выполнить.
Предметы: сценическая речь, пластика, танец, вокал, грим. Здесь режиссер готовится к воспитанию будущего актера своего театра, если он один и организатор, и учитель, и режиссер.

Существующие две параллели в работе над спектаклем с прошедшими студийную подготовку и «человеком с улицы» дают возможность утверждать, что на практике, вне зависимости от подготовки любая постановка, любой новый спектакль – все всё начинают заново. Никто как бы ничего не знает. И это помогает вовлечь в работу менее опытных актеров (а то и совсем без опыта) на равных.

Каждая пьеса, выбранная для постановки диктует свой метод работы над спектаклем, постепенное погружение в предлагаемые обстоятельства пьесы, роли. Методом работы над спектаклем я выбрал, придумал, проверил, утвердил и следовал всегда – постепенное изучение (погружение) жизни пьесы, духа пьесы.

«СПИРАЛЬ АЙСБЕРГА» - это методология подготовки спектакля от начала работы, знакомства с пьесой до его выпуска. Здесь возможно повторение этапов (кругов) работы каждый раз на новом уровне.

1.Большой круг чтения пьесы. Разбор. Поиск проблем. Выявления темы, идеи.
2. Средний круг – более детальное изучение обстоятельств жизни пьесы. Сквозное действие пьесы, роли.
3. Малый круг – детальное изучение обстоятельств пьесы и роли. Сценическая задача каждого актера.
4. Средний круг
5. Большой круг
6.Средний круг
7. Малый круг и т.д. до выпуска спектакля.

Этюдный метод, применяемый на практике дает много «мяса для спектакля» и далее главное - оставить то количество, которое необходимо именно для этого блюда, этого спектакля.

Исполнители до последнего прогона часто не знают - что будет в результате работы над спектаклем, да и кто из режиссеров это может сказать? Не может художник, подойдя с красками и кистями к холсту сказать: «Сейчас я нарисую гениальную картину!» и нарисовать.

Творческий зуд – хороший признак в работе над спектаклем и пусть он будет у нас постоянно в любой работе, тогда можно рассчитывать на плюс в работе, а не минус.

Режиссер сам себе самый строгий судья и критик и только он знает настоящую цену своему спектаклю.

Я предлагаю следующий порядок работы по усвоению Азбуки.

Для более полного усвоения программы прошу следовать и выполнять предлагаемый порядок.
Задание №1. Кратко ответить на вопросы обозначенные терминами из режиссерской практики и теории.
1. Сверхсверхзадача спектакля.
2. Экспозиция.
3. Основное событие.
4. Жанр спектакля.
5. Тема.
6. Центральное событие.
7. Атмосфера спектакля.
8. Завязка.
9. Идея
10. Сверхзадача режиссера.
11. Конфликт.
12. Исходное событие.
13. Кульминация.
14. Сквозное действие спектакля (предмет борьбы)
15. Главное событие.
16. Развязка.

Эти 16 позиций – это начало работы и камертон проверки правильности выбранного пути. Позиций может быть много больше и все на пользу руководителю театральных коллективов в «борьбе» за качество спектакля.

Задание № 2.
Посмотрите и сравните свое понимание позиций и заметки предложенный вариант расшифровки терминов.
1. Сверхсверхзадача спектакля. Почему именно сегодня я ставлю этот спектакль. Сиюминутное значение спектакля. Не могу молчать.
2. Экспозиция. Знакомство с предлагаемыми обстоятельствами пьесы. С действующими лицами, ждущими решения тех или иных вопросов, без которых не произошли бы дальнейшие события в пьесе. Место и время действия.
3. Основное событие. Начало существования конфликта на сцене, без чего нет дальнейшей жизни пьесы. Первое столкновение в борьбе за идею (сверхзадачу). Намечен основной конфликт. Расстановка сил-«за» и «против».
4. Жанр спектакля. Определяется при первом столкновении героев пьесы на сцене. Характер взаимоотношений героев в конфликте, выход и конфликтной ситуации. Способ оценки предлагаемых обстоятельств.
5. Тема. Круг проблем, явлений окружающей нас жизни, взволновавших автора и послуживших причиной написания произведения (пьесы). Что волнует автора в жизни. В чем он хочет разобраться, в каких вопросах прошлого, настоящего, будущего.
6. Центральное событие. Конфликт исчерпан. Победа или поражение героев в борьбе за идею (сверхзадачу). Квинтэссенция происходящего.
7. Атмосфера спектакля. Воздух, которым «дышат» актеры на сцене с открытием занавеса. Зависит от жанра спектакля, содержания пьесы, режиссерского замысла. Первые звуки, первые ощущения увиденного.
8. Завязка. Герои пьесы вступают в борьбу за идею. Расстановка сил в борьбе. Начало открытой борьбы за идею.
9. Идея. Основная мысль произведения (пьесы). Позиция автора к собственной, избранной теме. Отношение автора к избранной теме. Авторское кредо.
10. Сверхзадача режиссера. Определить отношение режиссера к теме и идее пьесы. Согласен-не согласен с позицией автора пьесы. Что привлекает в пьесе. Мое отношение к пьесе.
11. Конфликт. Столкновение в борьбе за идею. За и против. Между «Да» и «Нет » за идею. Автор пьесы создает два противоборствующих лагеря.
12. Исходное событие. Начинается до открытия занавеса. При открытии занавеса на сцене идет жизнь человеческого духа. Идет процесс объединивший героев пьесы после совершившегося действенного факта, появления нового предлагаемого обстоятельства, которое изменило их жизнь и, которое при открытии занавес, мы с вами наблюдаем.
13. Кульминация. Точка наивысшего эмоционального накала (напряжения) в пьесе, после которого конфликт перестает существовать или переходит в новое качественное развитие. Идея пьесы восторжествовала или потерпела поражение. Авторская мысль по теме пьесы.
14. Сквозное действие спектакля (предмет борьбы). В пьесе всегда есть то, за что идет борьба. Наличие конфликта определяет это. Предмет борьбы – материальныйили духовный, - за что идет борьба. Сквозное действие – ниточка или нить, или канат, ведущий к цели. За чем следит зритель.
15. Главное событие. Как изменилась жизнь героев после победы или поражения. Самое главное для режиссера время спектакля, где его позиция сиюминутной необходимости этого пектакля определяется действием на сцене - финалом. Позиция режиссера к происходящему после разрешения конфликта, после прекращения его сценического существования.
16. Развязка. После кульминации наступает время оценки случившегося героями пьесы. Каждый из участников этой борьбы по- своему изменит или не изменит свою жизнь. Загадка решена. Это предлагаемое обстоятельство может стать началом новой истории, новой пьесы, новым исходным событием для будущего спектакля и так далее…

16 позиций – это начало работы и камертон проверки правильности выбранного пути. Позиций может быть много и все на пользу руководителю театральных коллективов в «борьбе» за качество спектакля. Если каждый из участников этого творческого процесса (изучение «АЗБУКИ») возьмет на вооружение 7 позиций из предложенных 16, то это будет первый шаг к постижению профессии режиссера. Главное не навреди участникам творческого процесса, процесса создания произведения театрального искусства – спектакля.

Задание №3
Взять и заполнить все 16 ячеек в таблице, интуитивно или каким – либо способом оправдать для себя выполненную работу. 16 терминов на 16 ячеек в таблице.

Задание № 4.
Взять Таблицу №4 и сравнить с тем, что у вас получилось.

Вывод: Все позиции связаны между собой и по вертикали и по горизонтали. Первые 8 относятся ( по вертикали) к разбору пьесы, а последующие 8 к подготовке работы над спектаклем.
Если все действия будут выполнены по очереди, то несомненно участники семинара приобретут знания, которых у них не было. Если в работе применять эту таблицу постоянно, в дальнейшем будет проще работать над спектаклем. Если режиссер талантливый – ему не нужна эта режиссерская находка. Если он способный, то эта таблица поможет ему стать талантливым. Если кто – то захочет стать режиссером, то это пособие поможет ему узнать необходимые минимальные знания и грамотно построить спектакль, чтобы зрители приняли и аплодировали актерам и режиссерам за удовольствие видеть чудо театрального искусства – спектакль.

Рекомендуем посмотреть:

Эссе руководителя школьного кукольного театра Эссе педагога «Я свято верю в жизнь иную» Эссе педагога дополнительного образования Эссе педагога дополнительного образования. Мое педагогическое кредо
Сценарий Фестиваля творчества детей с ОВЗ | Сценарий пьесы по мотивам карело-финского эпоса "Калевала"
Опубликовано: 249 дней назад (20 марта 2024)
Просмотров: 236
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Тамара Васильевна Енина # 29 марта 2024 в 17:00 0
Здравствуйте, Виктор Михайлович! С большим интересом прочитала Вашу статью. обязательно воспользуюсь советами от специалиста, на следующий учебный год буду вести в школе драмкружок. Собираю информацию, как лучше организовать работу. Большое Вам спасибо. Успехов в работе, вдохновения и побольше мотивирующих статей!!!