Конспект занятия по формированию грамматически правильной речи в средней группе на тему «Овощи»
Цель: формирование грамматического строя речи.
Задачи:
Образовательные:
• Совершенствовать грамматический строй речи;
• Учить составлять предложения с однородными членами;
• Учить образовывать слова с помощью суффиксов.
Развивающие:
• Развивать связную речь, мышление;
• Продолжать формировать навык употребления слов в единственном и множественном числе.
Воспитывающие:
• воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Словарная работа: учить составлять прилагательные из существительных; преобразовывать слова с помощью суффикса.
Материалы и оборудование: картинки с изображением овощей, сюжетная картина по теме «Сбор урожая», наборное полотно, муляжи овощей, мяч.
Ход занятия
- Доброе утро! Ребята, послушайте, что я вам сейчас расскажу. Сегодня утром зазвонил телефон, оказалось это Копатыч, с криками «Караул!». Все-таки мне удалось выяснить, что случилось. Оказалось у него на грядках все перепуталось, выросло непонятно что. Я успокоила нашего Копатыча и сказала, что ребята с удовольствием помогут! Правильно?
(Да).
- Послушайте
загадки:
Красна девица
Росла в темнице
Люди в руки брали,
Косы срывали.
(Морковь)
Я длинный и зеленый,
Вкусный и соленый
Вкусный и сырой
Кто же я такой?
(Огурец)
Сочные и крупные,
Вот такие круглые.
Сначала зеленеют,
А потом краснеют.
(Помидор)
- Как можно это назвать одним словом?
(Овощи)
- Какие еще овощи вы знаете?
- Где растут овощи?
(На грядке.)
- Значит у Копатыча что растет на грядках?
(Овощи).
Игра «Подбери признак»
- Я буду называть овощ
(выставлять картинку на панно), а вы будете мне называть как можно больше слов про него, какой он. Только у меня есть еще одно условие: вы будете не просто перечислять, а постараетесь выстроить предложение. Например:
Морковь
(свёкла, репа, капуста) выросла –
(какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук
(огурец, помидор, чеснок, кабачок)-
(какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….
Игра «Чего не стало?»
- Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, какой овощ исчез.
- А сейчас давайте встанем в круг и поиграем в игру «Назови ласково»
Игра «Назови ласково» (с мячом).
- Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик;
Огурец – огурчик;
Лук – лучок;
Чеснок – чесночок;
Горох – горошек;
Морковь-морковочка
Тыква – тыковка;
Свекла – свеколка;
Капуста – капустка;
Картошка – картошечка.
- Какие вы молодцы, а теперь давайте присядем за столы, перед вами лежат картинки. Задание такое я вам буду называть один овощ, а вы выберете ту картинку, где много овощей и назовете их.
Игра «Один – много»
Помидор – помидоры
Огурец – огурцы
Тыква – тыквы
Кабачок – кабачки
Баклажан – баклажаны
- Славно потрудились мы, а сейчас предлагаю, пойти в огород, навестить Копатыча.
Физкультминутка «Урожай»
В огород пойдем, урожай соберем.
(Маршируют.)
Мы морковки натаскаем
(«Таскают».)
И картошки накопаем.
(«Копают».)
Срежем мы кочан капусты,
(«Срезают».)
Круглый, сочный,
Очень вкусный,
(Показывают круг руками 3 раза.)
Щавеля нарвем немножко
(«Рвут».)
И вернёмся по дорожке.
(Маршируют.)
Копатыч: Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, все знаете, все умеете, но вот незадача, подскажите мне пожалуйста, как я могу назвать блюда из овощей.
– Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать какой сок, суп, салат из него можно приготовить.
Игра «Назови сок, салат»
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный.
Суп из гороха – гороховый
Суп из картофеля – картофельный
Копатыч: Мой друг, Бараш, очень любит сочинять стихи, но на этот раз они у него получились какие-то странные. Может быть вы послушаете и скажете, чего не хватает?
- Конечно, Копатыч, ребята с удовольствием помогут тебе.
Игра «Подскажи словечко»
Где зимою было пусто,
Летом выросла…
капуста.
Из земли за чуб плутовку,
Тянем сочную…
морковку.
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я…
свекла.
Летом в огороде-
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке –
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?…
Огурцы.
Итог занятия
- Кто вспомнит, чем мы сегодня занимались?
- Что нового узнали?
- А что вам понравилось больше всего?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию детей средней группы ДОУ
Конспект занятия в средней группе детского сада на тему «Профессии»
Конспект занятия по лепке в средней группе на тему: Ёжик
Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе детского сада. Сказка «Два жа