Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста в детском саду методами сказкотерапии

Специфика организации коррекционной работы с детьми методами сказкотерапии
1. Сущность, принципы сказкотерапии
Сказкотерапия – это психотерапевтическая техника, с помощью которой можно «исцелять душу». Сказкотерапия рассматривает сказки как способ (средство) выражения и проявления психических аспектов и создает специальные психологические сказки, которые помогают разобраться в себе, социальной среде, осуществить коррекцию асоциального поведения.

Сказкотерапия – это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

То, что сказка принадлежит к развлекательным жанрам, нисколько не противоречит ее глубокой идейности. Она имеет определенным образом выраженное воспитательное значение, поскольку сказка – «целый художественный мир, и отличается этим от обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение; от легенды, которая имеет морализующие цели или от предания, задача которого – сообщить какие-то сведения».

Современное значение сказок как психотерапевтического, коррекционного метода сводится к следующему:
1. Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума.
2. Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
3. Сказкотерапия - как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.
4. Сказкотерапия - как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Вся технология сказкотерапии базируется на 4 основных принципа:
Принцип 1. Ценности
Главное — донести до сознания человека информацию о правильных жизненных ценностях, которыми он должен руководствоваться в любой ситуации при принятии решений. После прочтения сказки обязательно нужно обсудить такие из них, как взаимопомощь, любовь, дружба, сострадание, истина, вера, достоинство, гуманность, доброта.

Принцип 2. Жизненная сила
После того, как человек усвоил базовые ценности, проводится работа по осознанию того, что для любого поступка необходима внутренняя сила. Она есть у каждого, но у большинства словно дверь, заваленная камнями (проблемами, сомнениями, разочарованиями, психологическими травмами). Можно понимать, что любовь, вера, надежда — оплот существования, но при этом ничего не предпринимать для того, чтобы они вошли в жизнь. Сказкотерапевт помогает пациенту осознать собственную внутреннюю силу и освободиться от подобных завалов.

Принцип 3. Многогранность
Каждую сказку психолог раскладывает по полочкам, освещая сюжет и героев с разных позиций. Это делается для того, чтобы человек понял, что нельзя видеть в мире только плохое. Любое событие можно рассмотреть с разных сторон и найти в нём положительные моменты.

Принцип 4. Две реальности
Сказкотерапия создаёт в сознании человека две реальности: сказочную (психическую) и бытовую (социальную). Задача специалиста — посредством ассоциаций вплести ресурсы первой в жизненную практику пациента.

2. Структура коррекционного занятия сказкотерапией
Смотрите Приложение в конце материала.

3. Приемы организации сказкотерапевтического процесса
Для многих сказка связана с волшебством. Волшебство это что - то невидимое. В сказке оно реально, а в жизни внешне совсем незаметно. Волшебство находится внутри каждого из нас, так как именно в этом возрасте дети охотно слушают сказки отождевстляют себя, с каким либо героем и персонажем, это помогает ребенку решить ту или иную проблему.
1. Для сказкотерапевтических занятий необходима особая среда защищенности и тайны. Это облегчает процесс переноса в сказочную страну.
2. Психолог образно превращается в волшебницу или фею и создает вокруг себя волшебную страну. Обязательно у ведущего, должен быть хотя бы один волшебный атрибут (волшебная палочка, шапка, цветок).
3. Занятия лучше проводить при привычном освещении. Но на окнах желательно иметь портьеры, не пропускающие свет. С помощью них вы можете регулировать освещенность зала. Зал или комната должна быть небольшая, это позволит психологу постоянно держать детей под контролем.
4. В углу комнаты можно поставить волшебную лампу, светильник. С помощью него можно создать на стенах различные фигуры, тени.
5. В оформлении зала, комнаты должны присутствовать сказочные элементы, декорации.
6. Медитативная релаксационная музыка.
7. Предварительно с детьми проводится следующая работа: Детей знакомят со сказочными персонажами в ходе диагностики. Знакомят с волшебными предметами, сказками.

Ритуал входа в волшебную страну
За одну минуту до занятия включается музыка, и дети входят в комнату. Можно тихонечко пройти по комнате, осмотреться. Сейчас я вам расскажу ритуал входа в сказочную страну…
- Ребята, а вы любите сказки? Сегодня я предлагаю, вам отправится в сказочную волшебную страну.

Ритуалы приветствия
Цель: сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на работу.
Рефлексия:
Что вы почувствовали?
Очень важно привлечь детей к совместной выработке основных правил и нацелить их на соответствующее поведение.

Второй элемент занятия это разминка.
Сюда могут входить различные игры, упражнения.
После разминки идет самая основная часть занятия.

Основное содержание
Это игры и психотехнические упражнения, направленные на коррекцию и развитие задач программы. Вместе с тем должны быть психотехники, направленные на поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.

Например: Упражнение «Эльф - радость»
Цель: познакомить с чувством - радость. Учить передавать эмоциональное состояние в мимике и жестах. Закреплять положительные эмоции. Развивать воображение, эмоционально- волевые процессы.

После этого проводится рефлексия.
Рефлексия или обратная связь – это впечатления, мысли и чувства другого человека, в связи с вашим поведением, поступком, деятельностью или любым другим проявлением, высказанные вслух и адресованные вам.
Для облегчения рефлексии своего состояния и анализа групповой реальности важно вести записи в дневнике как анализ работы и собственных переживаний, мыслей.
Приложение. Структура коррекционного занятия сказкотерапией

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия в средней группе Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Коррекционная работа с детьми с ОНР в подготовительной группе Техники направленной визуализации образов для детей. Техника «Разрисуй майку»
Опубликовано: 200 дней назад (8 мая 2024)
Просмотров: 338
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!