Карта событий рассказа при знакомстве с категорией события в 5 классе. Из опыта работы учителя литературы
Автор: Баушева Валерия Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №155, г. Новосибирск
Описание материала: Предлагаю вам описание методики проблемного открытия категории события через понятный пятиклассникам групповой творческий подход. Данный материал может быть применим как на начальном этапе знакомства с текстом в конце начального – начале среднего звена (4-6 классы), так и в старших классах с существенным расширением детализации и отрефлексированности работы. Данный прием помогает комплексно, на «импульсе» творческого задора, как обеспечить разноаспектный анализ художественного текста на уроке и развить речевые и творческие умения, так и провести продуктивную и грамотную групповую работу с учетом индивидуальных особенностей учеников.
Цель: Создать условия для «открытия» учениками категории события как основной композиционной составляющей художественного текста через опыт сотворчества
Задачи:
Образовательные: познакомить с научно-фантастическим миром произведений К. Булычева на примере рассказа «Бронтя», сформировать представление о категории события через детальный поабзацный анализ событийной структуры текста в группах и дальнейшее сравнительное обсуждение
Развивающие: развивать умение композиционного анализа текста, наблюдательность, внимание и любознательность, критическое мышление, творчески способности, воображение и смекалку
Речевые: развивать связанную речь, навыки подробного пересказа текста, перевода словесного произведения в визуальное и наоборот (дешифровка), умения публичного выступления и ведения обсуждения (дискуссии)
Воспитательные: воспитывать умение работать в группе; воспитывать интерес к художественной литературе, компетентного читателя, интерес к чужому высказыванию; способствовать выстраиванию индивидуальной траектории чтения школьника
Материал для работы: листы А5, материалы для рисования, карандаш, линейка (при необходимости), текст рассказа К. Булычева «Бронтя» в сборнике «Девочка, с которой ничего не случится»
Для практикующих учителей-словесников далеко не секрет, что работа с текстом, его интерпретация и пересказ представляют сложность для школьников всех возрастных ступеней. Трудности возникают даже при составлении простейшего плана, не говоря уже о формулировании основной мысли (разговор о понимании глубинных идей произведения здесь и не ведется), так как ученики часто читают текст поверхностно, не разделяя его на смысловые части и даже не воображая произошедшее, отметают детали ради общего восприятия контекста, как раз-таки и упуская самое важное. От неумения увидеть и «распробовать» детали приходит и скука при чтении, пагубная и уже неискоренимая в 8-11 классе.
В связи с чем на самых первых порах, в 5-6 классе, когда урочное время, собственно, и нацелено на научение комплексному анализу художественного текста, на формирование понимания его строения и взаимосвязи частей, мы считаем самым правильным начинать разговор о художественном целом с категории события. Через понимание, что в тексте является единицей события, а что нет, как события комбинируются друг с другом, объединяются в эпизоды и т.д., плавно формируется и умение составлять подробный план, и практика подробного пересказа, что существенным образом развивает речь школьников и является мощным подспорьем в создании собственных текстов.
И как всякое изучение теории литературы, разговор о категории события требует творческого подхода как наиболее прямого способа прикоснуться к художественному целому и присвоить его.
Подготовка к работе с категорией события проводилась мною в 5 классе следующим образом:
1. Ребята знакомились со способами обобщенного восприятия текста, под моим руководством интерпретировали короткие сказки, басни, стихотворения, загораясь интересом к «копошению» в тексте, выискиванию толкований непонятных мест (и, собственно, замечать сами эти непонятности).
2. Ребята учились задавать тексту вопросы методикой тонких и толстых вопросов, причем самые каверзные вопросы поощрялись, а когда никто не мог дать ответ на заданный учеником вопрос, тому необходимо было отвечать на него самому.
3. Ребята знакомились с техникой творческого чтения стихотворений, привыкая к тому, что художественное произведение необходимо читать медленно, обдуманно и разнопланово, при этом делясь с другими своими наблюдениями и чувствами (
об этом подробнее в отдельной статье).
4. Ребята под моим руководством анализировали и подробно пересказывали рассказ «Васюткино озеро» В. Астафьева, опираясь при пересказе на зарисованную за 2 урока схему анализа. Таким образом ребята осознавали важность бумажки-подсказки, которой пользоваться не зазорно, но сложно, если записи поверхностные, небрежные и сухие, а также практиковали первые шаги пересказа на публику (пока что без дополнительных вопросов «из зала», лишь с моими комментариями успешных и «плавающих» моментов).
Таким образом, пятиклассники в течение трех четвертей постепенно привыкали к разноплановому рассмотрению художественного текста и «в час по чайной ложечке» усваивали составляющие элементы комплексного подхода к художественному пересказу текста. Ребята привыкли, что при работе с текстом мы и рисуем схему анализа (в нашем случае она имеет форму сюжетного круга В.Я. Проппа), и внедряем сопроводительные рисунки для наглядности, и копаемся в образах героев, и ищем непонятности, и цепляемся к деталям, и выступаем на публике, а самое главное – задаем тексту и друг другу вопросы, причем вопросы из «зала» (класса) куда выше и ценнее вопросов учителя. Особенно успешные обсуждения получившихся работ по стихотворениям подтолкнули меня внедрить эту практику и в работу с текстами иных литературных родов. И вот что у меня получилось.
Работа с картой событий рассказа велась нами на примере рассказа К. Булычева «Бронтя» (из цикла «Приключения Алисы»). Так уж выпало по КТП, и прелесть данного текста заключалась не только в его завлекательности, легкости и очаровании на волне веселого обсуждения детской литературы, но и в его краткости и предельной событийной плотности. Когда я села сама делить рассказ на ключевые события, у меня вышло немного немало 18 элементов, не включая события-диалоги:
1. Чилийские туристы находят яйцо бронтозавра на берегу Енисея.
2. Яйцо доставляют в инкубатор Московского зоопарка.
3. Зародыш бронтозавра развивается!
4. Москву заполонили ученые и корреспонденты со всего света.
5. На 46 день суматохи яйцо вздрогнуло.
6. Яйцо треснуло, появился бронтозавренок.
7. Алиса нарушает правила и пробирается к папе и бронтозавренку. Ссора Алисы с папой.
8. Алиса снова пробирается в инкубатор. Профессор Яката не умеет с ней разговаривать.
9. Алиса подружилась с Бронтей и навещает его каждый день.
10. Бронтозавр быстро растет (через месяц – 2,5 м. в длину). Ему строят отдельный павильон с бананами, бамбуком и бассейном.
11. Бронтя неожиданно теряет аппетит, ученые в ужасе.
12. Алиса узнает о состоянии Бронти через 4 дня по телевизору.
13. Алиса врывается на совещание папы с претензиями, но он ее выгоняет.
14. Алиса, снова нарушая правила, пробирается через барьер и кормит Бронтю булкой.
15. Бронтя совершенно неожиданно ест булку.
16. «Тише, папа. Бронтя тебя боится» (позор ученых).
17. Спор ученых.
18. Бронтя стал ручным: катает Алису на спине или плавает с ней в бассейне».
Деление это условное, серединную части рассказа можно делить разными способами. На первых порах важно показать ребятам, где граничат события, и предоставить им свободу членения, т.к. разные точки зрения порождают и обсуждение текста. Нередко ключевые события оформлены в отдельные абзацы, что облегчает членение рассказа, но важно обговорить с детьми, что формальное членение «абзац = событие» здесь нерелеванто, что видно уже на самом первом абзаце, открывающем урок.
Итак, начало урока. Рассказ прочитан ребятами дома и заново прослушан в первые 10 минут урока. Предельно играя голосом, я стараюсь заинтересовать детей, но не подсказывать им яркие и ключевые детали, а дать воспринять рассказ цельно и весело.
Далее я открываю доску и задаю вопрос:
- Дети, а скажите мне, что такое карта? Пиратская, к примеру.
- Карта… Ну это лист, на котором показывается путь к чему-то.
- А как она обычно выглядит?
И по описаниям детей и лихо рисую 2 точки по разные стороны доски, соединяя их хаотичной извилистой линией.
- Это – начало пути, а это – конец. А между ними – извилистый путь. Как думаете, что в приключении интереснее: путешествие или конечная его точка?
- Конечно, путешествие!
- А с чего начинается наше путешествие по тексту? С чего начинается сама история-то?
И тут мы с детьми утыкаемся в рассказ, начиная уже привычное нам разжевывание каждого словечка. Сначала дети наперебой кричат свои предположения первого события, и зачастую это уже само рождение Бронти (самое яркое, запоминающееся событие), чем и важен процесс чтения в классе, поэтапного разбора того, как сделан текст и что мы из него упускаем.
«К нам в Московский зоопарк привезли яйцо бронтозавра».
- Что же я должна здесь изобразить? (хаотично рисую здание зоопарка и обозначаю его Zoo) Но читаем дальше…
«Яйцо нашли чилийские туристы в оползне на берегу Енисея. Яйцо было почти круглое и замечательно сохранилось в вечной мерзлоте. Когда его начали изучать специалисты, то они обнаружили, что яйцо совсем свежее. И поэтому решено было поместить его в зоопарковский инкубатор».
Так получается, мы не с того начали?
- Точно, Валерия Евгеньевна! Надо Енисей нарисовать и туристов.
- Так а где же?
- А вон там, над зоопарком, справа.
- Почему?
- Так это ж раньше было!
И верно, рисую я на доске и Енисей, и туристов, все криво-косо, да не в красоте дело. Ребята уж узнают, что мы не художественные их способности оцениваем (хотя за красоту непременно поощряю отдельной отметкой), а концепт, идею. А потому из 1 абзаца у нас выходит 2-3 события, вот и начало положено.
- Что ж, нам всю карту рисовать? Переедем в конец. Какое самые последнее событий завершает текст?
- Как Алиса с Бронтей подружилась!
- Процитируйте.
-
«Потом он катает Алису по павильону или плавает с ней в бассейне».
- И как мы это здесь изобразим?
И по советам детей я рисую и павильон, и бассейн, и героев, попеременно переходящих то в 1, то в другую локацию. Здесь детей под наводящие вопросы захватывает процесс придумывания, как бы в рисунке показать одновременность / переменность этих событий, и здесь важно обратить этот созидательный порыв ребят в нужное русло – переключить их на работу в группах.
Класс
делится на продуктивные группы (по 3 человека). В каждой группе по возможности соблюдается
принцип: лидер (явный или скрытый) + его друг/ хороший исполнитель + ярко выраженный оппонент (замкнутый, отчужденный, конфликтный, безответственный и т.д.). Такие группы позволяют в процессе творческой работы перезнакомиться, сплотиться; позволяют лидерам проявить себя и подыскать общий язык с исполнителями, а исполнителям подстроиться под лидера и принять распределенные обязанности, ведь общая отметка зависит от вклада в работу каждого.
Перед работой ребятам детально объясняются простые
правила:
1. По аналогии с примером на доске создайте свою карту событий рассказа «Бронтя», самостоятельно выделив и изобразив на карте то, что вы считается событиями. Сколько событий у вас получится?
2. Обращайте внимание на границы событий. Ведь в 1 абзаце нам уже встретилось 2-3 события. Старайтесь не потерять ключевые события.
3. Являются ли диалоги событиями? Да, ведь от них зависит дальнейшее развитие сюжета. Но и не все диалоги являются ключевыми, значит, далеко не все вы будете на карту выносить.
4. Продумайте траекторию движения по карте. Ведь от этого зависит то, как рассказ будет читаться, как ваш герой будет путешествовать по истории.
5. Проявите свои творческие способности. Ведь по какой карте интереснее идти? Яркой, похожей на игру. Оживите своих героев, внесите в карту частичку себя.
6. И помните, что по окончании работы ваша карта станет вам подспорьем в пересказе текста. Поэтому сделайте ее подробной и понятной.
И далее дети в течение 2-3 уроков работают в группах над созданием своей карты событий рассказа. Листы для работы выдаются по 1 на группу, размер их – А5. Задача учителя – координировать деятельность детей в группе, помогать решать конфликты, подсказывать идеи реализации и проверять корректность вычленения событийной канвы. Для того, чтобы ребята открыли знание сами, частично-поисковым (а для кого-то и проблемным) методом, учителю необходимо лишь наметить траекторию работы и обозначить начало и конец, дабы помочь ученикам не потеряться, но и не расслабиться при выполнении работы, так как подсказов и примеров-то нет, списать и срисовать неоткуда, разве что друг у друга (весьма полезно).
На практике вышло так, что ребята скакали по верхам и старались переносить на карту только основные события, в связи с чем я подсказала им: событий должно быть не менее 18. Удивившись, ребята уткнулись в рассказы, и работа закипела еще бурнее. Ребятам необходимо напоминать о том, что весь лист должен быть заполнен, и сначала лучше наметить траекторию движения и нанести на карту карандашом основные события, а потом их детализировать, чтобы у ребят подспудно формировались навыки систематического планирования результата.
При возникающих в группах затруднениях учителю стоит помочь ребятам расчленить события, увидеть, какие из них влияют на дальнейший сюжет, а какие нет, без каких можно обойтись, а какие являются скелетом истории, и в какой последовательности их нужно изобразить. Закономерно, что ребята на первых порах в основной массе скопируют предложенную учителем структуру, а потому при обсуждении на заключительном уроке важно обращать внимание детей на уникальные работы, отличающиеся оригинальностью замысла.
Обсуждение работ проходит следующим образом:
1. На заключительном уроке работы по теме группы по готовности вызываются перед классом и представляют свою карту событий.
2. Пока класс рассматривает карту, группа, предварительно разделившись, пересказывает рассказ как можно подробнее, опираясь на созданную ими карту.
3. После этого класс и учитель задают группе «толстые» вопросы: «Почему у вас такое-то событие изображено так?», «Что означает этот символ/цвет/жест..?» и проч.
4. Учителю по возможности необходимо задать каждой группе следующий вопрос: «Каких ключевых событий на карте не хватает? Почему вы не стали добавлять их?»
5. Далее оглашаются
отметки за работу: первая отметка общая – за карту (полноту отраженных событий, оформление, креативность), вторая индивидуальная – за пересказ (подробность, качество речи). И конечно же, особо активным и продуктивным «мастерам вопросов из зала» выставляется дополнительная, стимулирующая, отметка, поощряющая вникать в чужие работы и сопоставлять их со своей, а также ценить и искать сверхсмысл, а не сухую отметку.
6. И по завершении всех обсуждений следует обговорить, как ребята поняли, что такое художественное событие, предложить им сформулировать свое определение, сравнить его с определениями из словарей и зафиксировать в словарике терминов.
7*. Далее при усложнении работы над уже знакомым приемом можно вводить обмен картами и пересказ текста с опорой на чужую карту. Это потребует от учеников предельной внимательности к чтению карты и умению работы с категорией рецепции. Это лучше вводить начиная с 7-8 классов.
Опыт работы в 2 классах показал, что единицы подготавливают подробный пересказ заранее, задавая тон одноклассникам; некоторые ученики закономерно проваливаются при пересказе из-за недобросовестного подхода к подготовке и слабой карте, но таких случаев в каждом классе было лишь по одному. В большинстве своем ребята демонстрируют стабильно средний показатель интерпретации событийной канвы: легко считываются сюжет взаимоотношений Бронти и Алисы; чуть сложнее, но все же встречается, сюжетная линия Алисы и папы или Алисы и ученого сообщества, в целом существование кого-то помимо Алисы и Бронти в мире рассказа; совсем же не встретилась глубинная сюжетная линия «Бунтарка-Алиса», то есть сюжетные детали, указывающие на нарушение Алисой правил мира взрослых и оказывающейся мудрее многих ученых, являющиеся характерной деталью детской литературы. Несмотря на то что особенности детской литературы обговаривались нами до этого на уроках по «Манюне» Н. Абгарян, пятиклассники пока не готовы видеть глубинные пласты художественного целого самостоятельно, и это нормально. Мы предполагаем, что, проводя подобную работу с эпическим текстом в каждом классе, можно пронаблюдать динамику и экспериментально выявить корреляцию углубления интерпретации школьниками художественного целого с процессом взрослением читателя.
В завершении приведу примеры получившихся в группах работ с кратким комментарием каждой.
Отмечу также, что в одном из классов данный прием был применен в работе с учеником с особыми образовательными потребностями. Ребенок-аутист выполнял задание индивидуально, а не в группе, также он существенную часть выполнял с мамой или с тьютором; однако зная его прилежание и наблюдая за подготовительной работой над макетом карты ученика в классе, я делаю вывод об успешности данного приема. Его работу среду прочих можно найти ниже.
Литература – это искусство слова. А всякое искусство может быт понятно и присвоено наилучшим образом через процесс творчества и сотворчества. И прежде чем будут сформированы умения мыслительного, внутреннего сотворчества у моих учеников, я верю, в моих силах научить каждого желающего умению сотворчества практического, осязаемого, всесторонне развивающего личностные, коммуникативные, социальные, предметные и метапредметные компетенции ребят, не говоря уже о тяжелейших 4К.
Приложение
Примеры удачных и интересных работ учеников
Все интерактивные элементы, созданные детьми в своих групповых проектах, размещены в комментариях ввиду специфики платформы.
Интерактивная и максимально подробная карта событий, в которой дети отразили даже события-диалоги. Данная карта помогла ребятам оформить самый подробный пересказ. Творческий процесс втянул ребят и позволил присвоить рассказ, отчего карта и завершается характерно сказочной фразой, которой в тексте, разумеется, нет.
Интерактивная карта-игра, в которой основные события для удобства пронумерованы. Для компактности ученицы использовали самоклеящиеся стикеры, которые объединяют в себе несколько взаимосвязанных событий. Недостатком карты является запутанный путь и хаотичное разбрасывание следующих по порядку событий в нижней части карты, из-за чего пересказывающий по ней запутается, но зато приглядится повнимательнее и больше запомнит.
Интерактивная карта-игра с интересно расположенной траекторией чтения (по спирали от центра). Такой путь обусловлен прямой ориентацией на настольные игры.
Карта, интересная траекторией чтения, через сложные перипетии возвращающейся в начало. Ученик объяснил это личной особенностью чтения: когда он берет в руки книгу, то сразу открывает конец, чтобы узнать, чем закончится, и уже тогда решает, читать ли целиком. В самом рассказе К. Булычева нет кольцевой композиции, в связи с чем здесь имеет место обсуждение с классом роли читателя как соавтора и критический подход к интерпретации уже интерпретированных другим текстов (Когда мы читаем карту Захара, мы читаем рассказ К. Булычева или рассказ К. Булычева, понятый и увиденный Захаром? А как ваш взгляд на рассказ отражен в вашей карте?).
Карта, в которой сам путь от события к событию оформлен в видео бронтозавтра, поскольку он – связующее звено всего рассказа. Отмеченным классом недостатком карты является существенная незаполненность оставшегося пути (спины Бронти). Концепт хорош, но не доработан.
Карта с большой символической детализацией событий. Она является отличным макетом для отработки пересказа текста детьми, не участвовавшими в ее создании. Особый интерес у учеников-слушателей при обсуждении работы вызвало значение зачеркнутых цифр в гостинице «Венера». Так группа отразила факт заполненности гостиницы слетевшимися на сенсационное событие репортерами и исследователями.
Пример карты моего ученика-аутиста. Более четкая и понятная траектория чтения и сгруппированные по опорным событиям более мелкие, также четко пронумерованные, в сумме отражают основные события рассказа. В данном случае работу лучше назвать «Графическим планом», нежели картой; однако она отражает понимание ребенком категории события и умение группировать события по общим признакам, что и было основной задачей данной работы.
Пример сугубо «мужской» работы ребят, не умеющих рисовать, но отговоркой это не считающих. Большой плюс этой карты – детализация, позволяющая вспомнить даже незначительные подробности рассказа (от какой именно пищи отказывался бронтозавр, когда заболел), но она передает не все основные события (так, например, в конце отсутствует павильон, по которому Бронтя катал Алису; присутствует только бассейн, где они с ней плавали). Уже здесь, а в особенности на картах ниже, необходим разговор об упущении важных деталей рассказа и расстановке приоритетов при планировании и выполнении работы, чтобы не «заиграться» и не упустить важное.
Примеры слабых работ
Обманчиво неплохая, карта имеет несколько не соотносящихся друг с другом дорог, которые сложно назвать траекторией чтения. Из текста хаотично выдернуты (или подсмотрены у одноклассников) какие-то ключевые события, часть событий (в нижней части карты) не раскрашена и не оформлена (не введена в цельную визуальную историю) – все это говорит о том, что группа не договорилась, и в итоге получилась куча-мала, а пересказ и вовсе не получился.
Аналогичная карта, где видны и две разноплановых «дороги», непонятно зачем существующие, и недоговоренность членов группы о концепции целого. События изображены детализировано, но хаотично, оторванно друг от друга, в цельную историю не собираются. И большую долю внимания на себя забирает лишняя дорога и пальма, а также самый финал рассказа (в правом верхнем углу), что показывает, как поверхностно дети погрузились в текст и восприняли только начало и конец.
Работа, в которой львиная доля внимания уделена «красивому оформлению», а не отражению сути. Формально она соответствует требованиям, но пересказать текст подробно по ней у группы не вышло, так как детей рассказ не зацепил даже в процессе творчества. Такое бывает.
Карта, отражающая лишь самые ключевые события рассказа, без углубления в детали. Об этом свидетельствует и ее название. Совсем упущены события, связанные с миром за пределами жизни Алисы и Бронти (папа Алисы, его коллеги, ученое сообщество, слетевшееся посмотреть на сенсацию своими глазами, все ссоры Алисы с ними, эпизоды, где Алисы или Бронти вовсе нет, и т.д.) Такой поверхностный взгляд выражает добрая половина класса, и для учителей-словесников это не новость. Однако здесь закономерен разговор о событиях, составляющих фабулу рассказа (основных, ярких, «первых»), и детализирующих их подробностях, также являющихся событиями, только другого плана. Такой разговор поможет переменить взгляды класса на эту работу как на «слабую» и «поверхностную», а ее авторам позволит посмотреть на нее как на «недоработанную» в связи с незамеченной, но случайно (интуитивно-гениально) проявившейся концепцией, что может вдохновить на более детальное рассмотрение текста в следующий раз.
Карта, скорее вызывающая вопросы, нежели дающая ответы… Но воспроизвести по ней суть рассказа даже прочитавшему его не представляется возможным. Она откровенно плоха, и таких работ, увы, не избежать. И это нормально.
Рекомендуем посмотреть:
Литература, 5 класс. Сказка "Иван - крестьянский сын и чудо - юдо"
Литература, 5 класс. Толстой "Кавказский пленник"
Литература, 5 класс. Короленко "В дурном обществе"
Литература 5 класс. Твардовский "Рассказ танкиста"