Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Цветовая схема стихотворения при работе с лирикой на уроках литературы в 5 классе

Цветовая схема стихотворения при работе с лирикой в 5 классе. Из опыта работы учителя литературы
Автор: Баушева Валерия Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №155, г. Новосибирск
Описание материала: Предлагаю вам описание методики работы с цветовой схемой стихотворения, благодаря которой пятиклассники смогут «перекинуть мостик» от веселого и ненавязчивого взаимодействия с лирикой в начальной школе к серьезному, непонятному, но не менее интересному контакту с лирикой в среднем звене. Данный материал может быть применим в любом классе среднего звена в зависимости от готовности и склонности класса. Систематическое его применение, при постепенной интериоризации, поможет обогатить воображение детей и заинтересовать художественными мирами благодаря наглядному образно-эмоциональному представлению.

Цель: Создать условия для присвоения лирического художественного текста через опыт сотворчества
Задачи:
Образовательные:
познакомить с художественным миром стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенние воды» и «Есть в осени первоначальной…», сформировать представление о приеме «открытия» мира лирического произведения и заучивания стихотворений наизусть через пиктографическое и цветовое толкование
Развивающие: развивать наблюдательность, память, творческие способности, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление через наглядно-образное, внимание и любознательность
Речевые: развивать связанную речь, умения публичного выступления и ведения обсуждения (дискуссии)
Воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе, компетентного читателя, интерес к чужому высказыванию
Материал для работы: листы А4, материалы для рисования, карандаш, линейка (при необходимости)

Работа с лирическими текстами традиционно составляет педагогическую и предметную проблему. И мы говорим не об объеме текста или глубине его интерпретации, поскольку лирика в этих аспектах напротив во многом проще и понятнее пятиклассникам, знакомым со стихотворной формой с детства, а о проблеме вчувствования текста, эмоционального общения с произведением и с эмоциональным миром лирического героя в нем, становящемся резко сложным и непонятным.

Закономерной трудностью становится и заучивание стихотворений наизусть, сводящееся к мучительному механическому зазубриванию, поскольку текст не понят и не присвоен, а урочного времени всегда не хватает на полное погружение в художественный мир произведения. Потом на начальном этапе серьезного знакомства с лирикой, в 5-6 классе, просто необходимо научить детей чувствовать и осязать лирический текст, оживлять его в своем воображении. Единицам дано это с рождения, у некоторых ребят это активно развивается в семье, большинство же не знакомо с таким подходом к литературе, но способно ему научиться.

Предлагаемую в этой статье методику я называю цветовой схемой стихотворения, и из названия ее следует два ключевых ее принципа – схематизация и работа с цветом.

Лирическое стихотворение представляет собой емкий текст небольшого объема, но высокой семантической плотности. Поэтому работа с ним похожа на разгадывание ребуса, и каждый шажок, каждый образ, выраженный словом, в умелом воображении превращается в словообраз, взаимодействующий внутри лирического целого с другими словообразами и создающий глубокое эмоциональное переживание. Особенно сложна и одновременно предельно проста в этом аспекте пейзажная лирика, зачастую вызывающая у ребят недоумение: «Да что здесь вообще может быть интересного?»

Поэтому работу над цветовой схемой стихотворения в этом году я проводила в двух 5 классах на примере пейзажной лирики. Я взяла во многом контрастные стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды» и «Есть в осени первоначальной…», однако по опыту прошлого года могу сказать, что описываемая мной методика универсальна и может быть применена к самым разным стихотворениям в зависимости от педагогической задачи, потребностей и готовности класса.

Для удобства приведу их здесь:
Ф. Тютчев "Весенние воды"
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

Ф. Тютчев "Есть в осени первоначальной"
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Первоначально, естественным образом, мы в классе вместе читаем стихотворение / слушаем выразительное чтение артистов и как можно глубже анализируем его: рассматриваем лирические образы, пейзажный план, рифму и ритм, стараемся сформулировать идею стихотворения, настроение лирического героя и ответить на вопросы «Чем любуется лирический герой? Как он относится к этому времени года? Это стихотворение о весне/осени или о чем-то другом/о чем-то еще?»

После по желанию можно проанализировать способ чтения актером, сформулировать, какое настроение он передал своим способом чтения, совпадает ли его настроение с настроением, заложенным в стихотворение поэтом? Вышло ли у чтеца передать авторское настроение? Если оно отличается, то это ошибка по непониманию или намеренный прием, а если последнее, что этим хотел выразить чтец?

Планомерно проводя таким образом работу над различными стихотворениями в течение трех четвертей учебного года, параллельно знакомя ребят с основными средствами художественной выразительности (с фиксацией в словарике терминов), я подготовила почву для работы с цветовой схемой: ребята привыкли к тому, что при работе с лирикой мы анализируем и обсуждаем не только сам текст, доставшийся нам в наследство от поэта, но и способы его «оживления» голосом, интонацией; что способ чтения у каждого разный и зависит он от настроения, точки зрения, картины мира, возраста, тембра голоса и множества прочих факторов.

Итак, работа над творческим проектом занимает у нас далеко не один урок, здесь нельзя спешить. 2 урока мы анализируем предлагаемые стихотворения, и домой на выходные ребята отправляются с заданием: выбрать понравившееся стихотворение и подготовиться к творческой работе, взяв с собой материалы для рисования и лист А4.

На 3 уроке я предлагаю ребятам выбрать, за какой ряд парт сесть: справа у нас любители «весеннего» стихотворения, справа – «осеннего». Парты мы предварительно поставили лицом друг к другу, превратив класс в подобие зала для дебатов из двух (четырех) развернутых друг к другу длинных столов. Рассевшись, ребята слушают простые правила работы над проектом и изучают первую строчку, изображенную мною на доске как пример:
1. Наша задача – «оживить» стихотворение, подарить словам и образам в нем жизнь. А какие средства в живописи мы с вами можем для этого использовать? (ответы ребят)
2. За урок вам нужно на листе А4 наметить, как будет располагаться ваше стихотворение, и постараться КАЖДОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗУ, каждому слову придать форму, нарисовать его каким-то особым способом, который будет отражать его суть. Например (берем строчку из «Весенних вод»), я нарисую над словом «поля» мини-поле, «белеет» нарисую пустыми выпуклыми буквами, а над словом снег изображу снежинки. И так НА КАЖДОЙ СТРОЧКЕ! В итоге у вас получится целое полотно, цветное и красивое.
3. Шрифты тоже являются хорошим способом выражения идеи. Как я поработала со шрифтом? (ребята отвечают, что предварительно изображенное на доске название «Весенние воды» я раскрасила в соответствии с весенними цветами, а слово «воды» у меня расплылось по доске, поскольку весной воды тают)
4. Внесите частичку себя в свою работу. Индивидуальный подход поощряется! И конечно же, чем красочнее и красивее, тем легче вам будет запомнить стихотворение.
5. На следующий урок вам нужно выучить выбранное стихотворение, опираясь на получившуюся схему. Логично, что качественная схема поможет вам лучше, чем работа, сделанная тяп-ляп.
6. Вы не зря сели по интересам. Советуйтесь друг с другом, как изобразить то или иное слово, обменивайтесь принадлежностями. И если совсем уж туго будет, зовите меня.
7. И помните: ваша работа должна располагаться на всем пространстве вашего листа А4, не переходить на обратную сторону и не быть слишком мелкой. Спланируйте все, расчертите!

И ребята на 30 минут погружаются в творческий процесс. У каждого он свой, в соответствии с мировоззрением ребенка: кто-то весь урок работает над первой строчкой, концептуально оформляя мелочи, кто-то сначала переписывает все стихотворение, планируя расположить его на странице гармонично и лаконично, а кто-то мучается над пустым листом. Здесь роль учителя – в его невмешательстве, и только изредка нужно посматривать в работы ребят, подсказывая и исправляя грубые ошибки. Зачастую у детей вызывает сложность визуализация абстрактных понятий, и здесь можно подсказать им разные способы изображения, но чаще всего поможет первый проблемный вопрос «Первоначальная – это какая? Как нарисовать что-то первое? И что что-то началось?». Не запрещаю я и обращаться к референсам в интернете, поскольку задача детей – не нарисовать оригинальное изображение, а оригинально скомпилировать уже изобретенное и выразить в первую очередь себя, черед творческий процесс присвоить текст, наполнить его своими переживаниями, своим потраченным временем. Домой дети уходят с начатым проектом, просто бросить который жаль.

И следующие 2-3 урока, тщательно выкроенные и отнятые у программы ради возвышенной цели, мы посвящаем презентации проектов. Ребенок по желанию (а таковых появляется существенно больше, чем когда стихотворение просто задается на дом для заучивания; примерно 60% учеников вызывались добровольно) приглашается со своей цветовой схемой к доске. Он, показывая схему классу, читает с выражением наизусть свое стихотворение, стараясь передать весь эмоциональный спектр произведения тембром, интонацией. Класс внимательно слушает, сопоставляя способ прочтения с цветовой схемой, а далее задает вопросы по цветовой схеме и дает общую оценку (заметьте, не выставляет отметку, от чего я педантично отучиваю своих детей, а именно оценивает, получилось ли передать настроение стихотворения, концептуальна ли схема, какие интересные моменты в чтении / в работе ребята заметили, в целом делятся своими впечатлениями). На первых порах такая детальная оценка вызывает у ребят существенную трудности, почему сначала я подаю им пример, задавая каверзные вопросы, почему такой-то словообраз изображен именно так, в чем глобальная идея работы, почему во время чтения ты выбрал такую интонацию… Постепенно класс привыкает к такому виду работы, и совершенно неожиданно среди общей массы выявляются тонко чувствующие натуры, очень глубоко и вдумчиво анализирующие получившиеся схемы. Так в каждом классе у меня проявилось 2-3 ребенка, на обычных уроках не блещущих, но в данном обсуждении проявивших себя как мастера «толстых» и хитрых вопросов, заработавших себе дополнительную отметку за регулярное и качественно участие в обсуждении.

Данная работа оценивалась мною четырьмя отметками: 1 – знание стихотворения, 2 – за выразительность при чтении (отметки за стихотворение), 3 – за цветовую схему, 4 (дополнительная) – за участие в обсуждении. Такая основательная система оценивания стимулирует детей качественно работать над своим проектом, осознавая его как важную веху в четверти, а также показывает им, что работа над произведением проводится комплексно, и выполняя всего одну работу, за разные ее аспекты можно быть оцененным по разным параметрам. Это помогает ощутить столь нужную ученикам справедливость в оценивании, понять его прозрачность и понятность, а также подспудно выявить, как и что оценивается как «концептуальное», «высокохудожественное», «красивое».

Частотные ошибки детей:
1. Орфографические, т.к. хоть ты тресни, внимание сосредоточено на творчестве, а не на грамотности.
2. Нарушение пространственного расположения стихотворения.
3. Переключение на «оживление» лишь опорных, ключевых, самых знаковых слов, а не всего текста.
4. Несоответствие цветового кода идее («красивость» > смысл).
5. Несоответствие интонации чтения получившейся схеме.

Примеры получившихся работ с комментариями привожу ниже.

Значимым плюсом хочу отметить, что абсолютное большинство ребят, во-первых, отметило, что получившаяся схема помогла выучить стихотворение как бы «само собой», плюс некоторые додумались в процессе презентации подсматривать в схему и тем самым повысить свою отметку за знание текста; а во-вторых, при работе над схемой, при обсуждении в классе и после урока у ребят горели глаза, они активно обсуждали литературное произведение и большой охотой приступали к лирике спустя несколько недель, когда мы вернулись к ней по программе военно-патриотического блока КТП, поскольку память о интересной и личностно-ориентированной работе с художественным целом была свежа и трепетна.

Помимо предметно-методической пользы данная методика, как и всякая наша работа с проектами на уроках литературы, активно и всесторонне развивает личностные и метапредметные компетенции школьников, гибко и безопасно, порой в формате «игры во взрослых», но непременно в доброжелательной атмосфере и с жестким пресечением пустых и необоснованных негативных отзывов, критицизма без здоровой критики, помогает ребятам приобретать умения и навыки публичного выступления, рефлексии себя и окружающих и осознанного подхода к любому делу, учит ценить свой труд и труд других людей, видеть в нем смысл, присматриваться к мелочам, любоваться ими, а значит, и любить искусство слова.
Приложение
Примеры концептуальных работ детей

Помимо «оживления» отдельных опорных слов, ребенок расположил строфы стихотворения как бы на нотных строках. Аргументировал он это тем, что всякая лирика у него ассоциируется с мамой, а мама занимается музыкой. Поэтому ему интуитивно пришла идея изобразить стихотворение Ф. Тютчева в качестве мелодии. Это ли не присвоение текста, пропускание через себя?

Данная провокативная работа была защищена от нападок класса самим учеником. Он объяснил, что хоть сам он и не тонко чувствующая натура, все же поработал с текстом и расположил строфы на отдельных листах, визуально показывая членение стихотворения, задуманное поэтом. А способ оформления текста объяснил своим восприятием лирики: сухим, логичным и размеренным.

Примеры красочных и детализированных работ детей
Каждая работа индивидуальна способом «оживления» слова, подбора средств для выражения его внутренней формы. Большинство вопросов при обсуждении вызывали отдельные слова и отдельные способы выражения.

Ученица помимо «оживления» стихотворения захотела присвоить текст привычным себе методом – элементами скрапбукинга, пусть и не сочетающимися с текстом, зато прокладывающими дорожку от текста Ф. Тютчева к тексту Вики Крышко.




Работа ребенка-аутиста. В более упрощенном варианте, тем не менее в своей работе Артем отразил «оживление» образов в словах рисунками, сопровождающими отдельные ключевые слова. Не все словообразы поддаются адекватному толкованию. Сам ученик не смог объяснить, почему использовал параллельные прямые в случае со словами «белеет» и «выслала».

В данной работе отметим оптимизацию в расположении текста на странице (лирические повторы свернуты до формулы «х2»), ценный с точки зрения индивидуального присвоения текста, а не со стороны нарушения авторской концепции (разговор о патовости такого нарушения закономерен в среднем и старшем звене, когда ребята уже научатся присваивать текст и отделять свое прочтение от идеи автора). Также примечательно выделение прямой речи – слов весенних вод – и некоторое переключение со способа выражения прямой речи на отражение эмоционально-цветового восприятия теплых майских дней с обрывом прямой речи (хотя в стихотворении цитата продолжается).

Данная работа несмотря на ее провокативный характер была объяснена ученицей следующим образом: по состоянию психического здоровья девочка видит мир в черно-белых тонах, что она и отразила в работе. Тем не менее текст она попробовала присвоить, о чем говорит наличие словообразов и работы со шрифтами.

Работа, интересная подходом к колористике. Ребенок, по-своему видящий эстетику, решил «оживить» текст фактурно. Особенно интересно, что строчка «Блестит на праздной борозде» буквально блестит. Однако существенным недочетом работы является отступление от изначальной задачи и сильное переключение от вчувствования текста в простую эстетизацию, что спровоцировало поверхностное эмоциональное восприятие стихотворения и нерешенные трудности с заучиванием.

Красивые, но «пустые» работы
В них ученики подошли к работе поверхностно, красиво оформив картинку в целом, но не распространяя основные слова в словообразы. Примечательно, что приводимые здесь цветовые схемы – работы отличников. Печальная реальность состоит в том, что зачастую отличники – дети шаблонного мышления, и раскачать их творческую жилку, разбудить душу очень сложно. Так один из них и вовсе не предоставил работы и отказался читать стихотворение на публику, объясняя это тем, что не умеет выразительно читать (и, видимо, не хочет и учиться).




«Безразличные» работы

Парадоксально, но эта работа пера весьма творчески одаренного ребенка, поющего в хоре и выступающего по всей стране. Однако в ней ясно прослеживается наплевательский подход, причины которого мне не совсем ясны. Ученик проявлял активность при обсуждении чужих работ, однако над своей не постарался, выполнив ее точечно и спустя рукава, даже не поэкспериментировав с изобразительными средствами. Поэтому закономерно, что от творчески одаренных в одной области детей не всегда приходится ждать успехов в литературе и наоборот.

Работа, выполненная откровенно наплевательски. Такое бывает и такое будет, поскольку не все дети настроены, заточены и готовы воспринимать лирический текст душой и сердцем по самым разным личным причинам.


И напоследок работа ребенка с весьма низким эмоциональным интеллектом. В ней прослеживается попытка поработать с текстов на уровне цвета и шрифта, но ни задумки, ни размышлений и словообразах, здесь не прослеживается. И, к сожалению, такие ученики будут всегда. Быть может, со временем они раскроются. И подобного вида работы помогают выявить их внутренний мир и подумать над методами его обогащения.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс Конспект урока литературы по сказкам Андерсена для 5 класса

Похожие статьи:

Конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной

Карта событий рассказа при знакомстве с категорией события в 5 классе. Из опыта работы учителя литературы
Опубликовано: 109 дней назад (19 июля 2024)
Просмотров: 484
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!