Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Статья

Экологическое воспитание дошкольников в детском саду
В настоящее время остро стоит проблема экологического воспитания подрастающего поколения, обусловлено реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека по отношению к природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта экологических и биологических условий, интенсивным ростом населения планеты.

Это период становления экологического образовательного пространства. Это период становления новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура»,
«непрерывное экологическое образование» и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников». В этот период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются
технологии обучения и воспитания подрастающего поколения.

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для решения задач в сфере экологического воспитания.
Нашей главной целью является научить ребёнка видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии.

Задачи, которые мы ставим перед собой в нашей группе это:
– формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;
– развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе и обществе;
– совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения;
– формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности;
– пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам – экологического воспитания детей в семье.

На протяжении нескольких лет наша группа работает над проблемой экологического воспитания, которая осуществляется в нескольких направлениях:
– работа с детьми
– работа с педагогами
– работа с родителями
– работа с социумом

Созданы условия (экологическая развивающая среда), которые являются одним из решений данных задач.
В группе размещён уголок природы, «огороды на подоконнике», экологические мини-лаборатории, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов и т.д. В уголке природы наглядно представлены времена года с отрывным календарём.

Мы с детьми выращиваем лук, весной сеем семена петуньи и бархатцев, летом высаживаем рассаду на участок детского сада и алее. Дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за их жизненным циклам от самого начала до конца.

На территории нашего участка установлена кормушка. Дети кормят птиц и наблюдают за ними, знакомятся с разными видами птиц, их повадками, поведениями, кто, чем из птиц питается, особенностями каждого вида птиц, с сезонными изменениями.

В группе детского сада размещаем экологические газеты, где рассказываем о жизни группы.

Совместно с детьми и их родителями сделали большие клумбы, украсили и посадили в них выращенную рассаду цветов. В процессе ухода за цветами мы приобщали детей к познавательной и практической деятельности.
Можно сказать, что экологическое воспитание детей в нашей группе красной нитью проходит через все виды деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы, знакомясь с произведениями разных писателей. Во время тематических занятий по рисованию дети слушают «звуки природы» и работы у них получаются намного лучше. Ежедневные прогулки и экскурсии с детьми в режиме дня также широко используются для экологического воспитания детей.

В работе с детьми мы придаем большое значение игровым технологиям, используем разнообразные игры по экологическому воспитанию.

Мы изготовили совместно с детьми и их родителями макеты «Пустыня», «Саванна», «Северный полюс», «Животные гор». Эти макеты позволяют решать экологические задачи, используя сюжетно-ролевые игры.

Так же своими руками дети из природного материала изображают все богатство мира природы. Необычные и разнообразные работы воспитанников выставляются в холле детского сада «Осенние поделки», «Забавы природы».
Для самостоятельной исследовательской деятельности разработаны пошаговые алгоритмы проведения опытов и экспериментов.

В группе создана экологическая мини-лаборатория, где есть всё необходимое для проведения детьми различных опытов.

Совместно с родителями мы проводим разнообразные конкурсы: «Краски осени», «Экологические фантазии».
В последнее время мы ищем уникальные средства экологического воспитания в современных условиях – это проекты.

На данный момент нами уже воплощены в жизнь такие экологические проекты как:
«Чудеса неживой природы» В этом проекте мы обогащали представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении. При помощи опытов дети узнали об объектах неживой природы и освоили простые форм, наглядно-действенного и наглядно- образованного мышления.
«Волшебство природы» В данном проекте перед собой мы поставили задачу: «Как в памяти запечатлеть природы дивные моменты?». Для решения этой проблемы мы составили перспективный план, в который вошли разнообразные педагогические мероприятия, такие как: «О чем рассказала ракушка», «Красота в камни», «Солнечное лето», «Нарисуй, природу которую ты увидел», «Клумбы детского сада», «Рисунки на песке» и т.д.

Наш последний проект, который мы поэтапно воплотили в жизнь это проект «Детский сад будующего» под таким
названием был разработан и реализовывается совместный творческий проект детей и родителей. Проблему: «Как преобразовать участок группы с наименьшим ущербом для окружающей среды и наибольшей пользы для детей?» все семьи группы решали по-разному, проявив при этом творчество, выдумку, фантазию, мастерство, знание вопроса. Презентация всех семейных проектов состоялась в виде конкурса на лучший семейный проект. Подготовка к конкурсу была достаточна серьезной. Результатом этого проекта стало следующее: вовлечение родителей воспитанников в активное эколого- образовательное пространство детского сада; выявление интересных идей по модернизации дизайна территории детского сада. В этом году эти проекты из творческих планов перетекут в практико-ориентированные, и совместно с родителями реализуются идеи предложенных семейных проектах.

Анализ проведенной совместной проектной детско-взрослой деятельности позволил сделать следующие выводы:
1. Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
2. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании. Объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
3. Домашние задания по сбору необходимой информации приучат воспитанников и их родителей к поиску источников информации.

Признавая приоритетную роль семьи в воспитании и развитии ребёнка, мы стараемся организовать тесное сотрудничество с родителями. Использование различных форм работы с родителями позволяет активизировать родительскую включенность в жизнь детского сада. Родители вместе с детьми участвуют в экологических акциях, смотрах, конкурсах семейного творчества. Совместная деятельность родителей, детей и педагогов способствует установлению доброжелательных взаимоотношений, взаимопонимания, взаимоподдержки.

Литература и примечания:
[1] Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: 2005.
[2] Зверев Н.А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.
[3] Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. и др. Образовательная область «Познание». ООО «Издательство
«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
[4] Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа. 1995.
[5] Рыжова Н.А. Волшебница вода. М.: ЛИНКА-ПРЕСС.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Сценарий экологического праздника в детском саду, посвященного Всемирному дню Воды Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника Экологическое воспитание младших дошкольников

Похожие статьи:

Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе

Сюжетно – дидактические игры по окружающему миру в детском саду. Средняя группы

Опубликовано: 156 дней назад (24 июля 2024)
Просмотров: 437
Рубрика: Статьи
0
Голосов: 0
Олеся Сергеевна # 25 июля 2024 в 07:20 0
Здравствуйте, Ирина Александровна! С удовольствием ознакомилась с Вашей публикацией. Статья очень интересная. Опыт работы раскрыт доступным языком. С Вашего разрешения, некоторые идеи буду использовать в своей работе. Добавлю обязательно себе в закладки
Иванова Алена Сергеевна # 25 июля 2024 в 07:47 0
Огромное спасибо за возможность обменяться педагогическим опытом. Отлично когда есть такая информационная платформа. Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём. Наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в век научно-технического прогресса, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества и природы. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Спасибо за статью. .