Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС

Семинар для педагогов детского сада «Здоровьеформирующие технологии в ДОУ»
Цель:
- Сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей;
- формирование у педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья;
- систематизация знаний педагогов об использовании в работе с детьми здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- Изучение современных технологий здоровьесбережения и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
- Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения.
Ход семинара-практикума
Выступление старшего воспитателя.
"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...

А как относитесь к своему здоровью вы, уважаемые коллеги? Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это…"(блиц опрос педагогов)

Мы уточнили, что путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.

По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни.

В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Один из путей – обеспечить оздоровительную направленность образовательного процесса в детском саду.

Выступление воспитателя группы раннего возраста.
Поговорим мы сегодня о самомассаже, его влиянии на развитие речи детей, видах массажа и как можно его применять. Массаж возник в глубокой древности. Слово «массаж» — греческого происхождения и означает месить, мять, поглаживать. Массаж как метод лечения применялся уже в третьем тысячелетии до н. э. в Китае, Японии, Греции, Риме.

Игровой массаж и самомассаж учит детей сознательно заботиться о своём здоровье, является профилактикой простудных заболеваний, прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая и самомассаж проводится в игровой форме. Он не только приятен, но и полезен – об этом дети тоже знают. В чем его особенность? В простых приемах, не требующих специальной подготовки: прикосновение, особенно прикосновение пальцев, рук, кулачков, постукивание, поглаживание, похлопывание, а иногда и пощипывании. Умение общаться через тактильное прикосновение необыкновенно важно. Подобные игры учат обходиться друг с другом ласково, доверительно, бережно и аккуратно. Массаж снимает напряжение, дает новые силы, тонизирует, снимает усталость, бодрит и повышает настроение.

Массаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Главное правило игрового массажа – никакой боли. Только приятные ощущения позволят в дальнейшем выполнять эти игровые задания.

Что можно использовать для массажа:
• природный материал (шишки, орехи, горох, фасоль, камушки)
• зубные щетки и щетки для волос
• массажные мячики
• прищепки
• шестигранные карандаши
• бросовый материал (пробочки, старые фломастеры, колпачки от них)

Уважаемые коллеги, а теперь я предлагаю вам перейти к практическому занятию и выполнить несколько видов массажа.

Самомассаж лица.
Самомассаж лица направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом, а также на развитие речи). Игровая форма работы привлекает детей, они выполняют упражнения с большим удовольствием, быстро запоминают их и с радостью перевоплощаются в различных персонажей.

Аурикуломассаж
Это массаж ушной раковины, который активизирует работу всего организма. Ухо человека по форме напоминает человеческий зародыш или продольный разрез больших полушарий мозга. Специалисты полагают, что помимо чисто внешнего сходства они имеют много общего и в нервных связях.

Учеными замечено, что, если ребенку 2 — 3 раза в день проводить массаж ушных раковин, он меньше болеет, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма. Правильно проводимый самомассаж ушей для детей является незаменимым средством для профилактики простудных заболеваний.

«Взяли ушки за макушки»
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки
(большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули…
(несильно потянуть вверх)
Пощипали…
(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)
Вниз до мочек добежали.
Мочки надо пощипать:
(пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять…
(приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём
(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)
И к макушкам вновь придём.

Самомассаж рук
Для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге. Так как каждый пальчик, как на ручках, так и на ножках детей отвечает за определенный орган, рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с детьми. Самомассаж пальцев рук для детей позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие ребенка.

Массаж бельевыми прищепками
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
— Но я же играю с тобою, малыш!
— А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».
Веселые прищепки
Мы весёлые прищепки,
Коль поймам держим крепко!
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать!
(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)
Большой пальчик мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)
Указательный поймаем
И немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)
Средний пальчик мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и качаем)
Безымянный мы поймаем
И немного покачаем!
(Ловим безымянный палец левой руки и качаем)
И мизинец мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать!
(Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на левой руке)
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхнём
И немного отдохнём! (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук,)

Массаж круглой щёткой для волос.
«Иголки»
Берём круглую щётку для волос. Катаем щётку между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.

Ласковый ёж.
Ребенок прокатывает валик расчёски между ладошками, можно катать стопой, массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!

Массаж грецкими орехами (можно заменить комочком плотной бумаги)
«Орех»
Движения соответствуют тексту
Я катаю свой орех
По ладоням снизу-вверх.
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю свой орех,
Чтобы стал круглее всех

«Горка»
Руку положить на колено, ладошкой кверху. Пальцы плотно сжаты между собой. На руку положить бигуди на липучках. Другой рукой начинать поднимать бигуди до шеи. Затем слегка прижать наклонённой головой. Подержать на счет до 5, а затем «спустить» вниз. Счет постепенно увеличить до 10. То же упражнение выполняется другой рукой. Важно проследить за тем, чтобы ребенок прокатил бигуди по всей длине руки.
Забирался мячик в горку,
Отдохнул он на пригорке.
Захотелось поиграть,
Покатился вниз опять.

Игры манипуляции.
Такие игры развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия таких игр.

«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» и т.п.
«Пишем на ладошке» (можно на спине). Ребенок закрывает глаза и отгадывает геометрическую фигуру, затем меняются.

Массаж ладоней мячиками- «ёжиками»
Массажный мячик предназначен для микромассажа. Шипы на его поверхности при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Игры с массажными мячиками можно проводить как по телу малыша, так и используя только ручки. Эти мячики легко умещаются в детской ладошке, что позволяет с ними весело играть и развивать мелкую моторику рук.

Всем известно выражение «Движение – жизнь». И с этим трудно поспорить. Мы с вами хорошо поработали, я предлагаю вам немного подвигаться.
Встаньте, дружно потянитесь
И друг другу улыбнитесь!
Руки, ноги разомнем
И рефлексию начнём!

А рефлексию мне бы хотелось провести в виде ТРИЗ игры-упражнения «Аукцион». Послушайте, пожалуйста, задание: придумайте элемент самомассажа с какой-либо частью тела.
И в заключение мне хочется прочитать четверостишье:
Получен от природы дар –
Не мяч и не воздушный шар,
Не глобус это, не арбуз.
Здоровье! Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.

Спасибо за внимание. Мне было очень приятно поработать с вами. Надеюсь, я была для вас сегодня полезна.

Органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.

Для того чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности, как в детском саду, так и в семье.
Приложение
Тезаурус (специальная терминология)
(к семинару «Здоровьеформирующие технологии в ДОУ»).
«Технология» - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
«Педагогическая технология» - строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов (В.А. Сластенин).
«Образовательная технология педагогики здоровьесбережения» - это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог – учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения.
«Здоровьеформирующая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
«Здоровье» - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Инструкция по проведению закаливающей процедуры «Босохождение»
Процедура «Босохождение» является действенным методом закаливания, который к тому же является хорошим средством укрепления связок стопы, формирования ее свода – профилактики плоскостопия.
Хождение босыми ногами по холодному полу (земле), всевозможным неровностям (ребристым дорожкам, массажным коврикам и т.п.) возбуждает нервную систему, а хождение босиком по мягкой траве, мягким коврам успокаивает ее. Чередуя хождение босыми ногами по разным поверхностям (например: по ребристой доске и мягкому ковру) создается «эффект контрастного душа» для стоп.
Данная процедура может проводится как до сна, так и сразу же после тихого часа.

Показания и противопоказания
Закаливающая процедура «Босохождение» применяется детям от 1,5 лет и старше, хорошо переносится, очень физиологична. Противопоказаний данного закаливания нет. Исключение составляют дети с острыми заболеваниями.

Методика проведения
1. Расстелить на полу массажные коврики или положить ребристую доску на пути детей к кровати.
2. Дети готовятся ко сну: переодеваются.
3. Проходят босыми ногами сначала по массажным коврикам (ребристой доске) а потом по мягкому ковру к своим кроватям.
4. После тихого часа процедуру можно повторить.

Вначале, 3-5 дней закаливающую процедуру осуществляют в носочках, затем полностью босиком по 3-4 минуты.
При достаточной адаптации и закаленности детей можно проводить босиком ( или в х/б носочках) утреннюю гимнастику, а затем и занятия физической культурой.

Примечание:
Процедура закаливания «Босохождение» проводится босиком при температуре пола не ниже + 180 С.

Инструкция по проведению закаливающей процедуры «Воздушные ванны»
Показания и противопоказания
Процедура закаливания «Воздушные ванны» применяется детям от 1,5 лет и старше. Противопоказаний данного закаливания нет. Исключение составляют дети с острыми заболеваниями.

Методика проведения
1. Дети просыпаются после дневного сна под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон.
2. Лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц:
подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением;
перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно туловища;
покачивание согнутых колен в правую и левую стороны с противоположным движением рук;
а также различные упражнения в положении «лежа на боку», «сидя», «лежа на животе».
3. Затем, по команде воспитателя (ведущего занятие), дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду, оставаясь лишь в трусах и майках.
4. Дети в течение 1-1,5 минуты выполняют циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы, нестандартные физические упражнения).
5. После чего, дети одеваются.

Температура воздуха в помещении спальни при выполнении закаливающей процедуры «Воздушные ванны»
1-3 день - 220С; 4-6 день – 200 С; 7-й и далее – 180 С.

Примечание:
Процедура закаливания «Воздушные ванны» проводится при температуре воздуха в помещении не ниже 180 С.
В период реконвалесценции после, перенесенного ОРЗ и для особо ослабленных детей их одежда при проведении «Воздушных ванн» должна быть индивидуально щадящей (гольфы или чешки, кофточка), а продолжительность процедуры в первые 5-7 дней сокращается вдвое.

Инструкция по проведению водной закаливающей процедуры «Обливание кистей рук»
Обливание водой оказывает большой раздражающий эффект, поскольку действие оказывает на только температура воды, но и давление ее массы.
Использование воды в целях закаливания должно сочетаться с формированием у них навыков личной гигиены. Обязательным требованием для этого является постепенное снижение температуры воды, рекомендованной для местного воздействия.
Дети до 3-х лет моют кисти рук, лицо, шею. С возрастом и по мере привыкания к процедуре увеличивается зона воздействия.
Процедура «Обливание кистей рук» проводится перед обедом.

Показания и противопоказания
Закаливающая процедура «Обливание кистей рук» применяется детям от 1,5 и старше. Технически легко осуществима. Противопоказаний данного закаливания нет. Исключение составляют дети с острыми заболеваниями.

Методика проведения:
1. При помощи вентелей холодной и горячей воды отрегулировать струю воды температурой 30-350 С.
2. Дети закатывают рукава одежды до локтя, а затем моют руки перед едой используя мыло.
3. После чего держат руки под струей воды в течение 30-40 секунд. Первые 4-5 процедур вода остается теплой (30-350 С), затем ее температура снижается каждые 2-3 дня на 2-30 С и постепенно доводится до 16-180 С для детей 2-3 лет и 14-160 С для детей 4-7 лет. Также постепенно увеличивается время воздействия воды до 2-3 минут. При достаточной адаптации (через 3-4 недели) и закаленности после умывания рук теплой водой вентиль с горячей водой выключаю и дети держат руки под струей холодной воды 1-2 минуты.
4. После процедуры дети тщательно растирают руки индивидуальными полотенцами.

Для детей закаливающихся по 2-й и 3-й группам обливание кистей рук холодной водой не проводят. Температуру воды выдерживают на уровне16-180 С.

Примечание: Достигнув конечных температур воды, продолжают обливание в течение 1-2 месяцев для обеспечения эффекта тренировки.

Инструкция по проведению закаливающей водной процедуры «Полоскание носоглотки»
Закаливающая водная процедура «Полоскание носоглотки» (полоскание носоглотки и слизистой оболочки рта) направлена на профилактику ангин, разрастания аденоидов и миндалин.
Процедура проводится после обеда.

Показания и противопоказания
Водная процедура закаливания «Полоскания носоглотки» применяется детям от 2 лет и старше: с 2-3 лет дети приучаются полоскать рот водой комнатной температуры; с 4-5 летнего возраста детей приучают полоскать горло.. Противопоказаний данного закаливания нет. Исключение составляют дети с острыми заболеваниями.

Методика проведения
Подготовленная для полоскания вода (отвар трав) разливается в индивидуальные пластмассовые стаканчики на 1/3 объема.
Для достижения положительного эффекта от закаливания начальная температура воды (раствора) составляет 36-37 0С. Каждые 3-4 последующих дня температура воды (раствора) снижается на 1-2 0С и доводится до комнатной температуры, а в дальнейшем до 8-10 0С.
Дети полощут горло (рот) над умывальником: набирают в рот воды, запрокидывают голову несколько назад и произносят долгий звук «а – а – а – а» «булькают», затем сплевывают воду в раковину. Так насколько раз, пока вся вода не закончится. «Бульканье» воды в горле должно быть как можно долгим.
После процедуры стаканчики кладутся в тазик с дезинфицирующим раствором.

Охладить воду (раствор) до необходимой температуры можно в холодильнике, заранее наполнив ею 1-2-х литровую банку, либо бидон.

Для ослабленных детей целесообразно использовать для полоскания отвары трав (зверобоя, ромашки).
В случае наличия патологических изменений на миндалинах приготавливают водно-солевой раствор из расчета 1 грамм поваренной соли и 0,5 грамма питьевой соды на стакан воды.

Примечание: Данный вид закаливания проводится только после обязательной консультации врача, санации носоглотки.

Инструкция по проведению точечного массажа активных зон
Точечный массаж (акупрессура) биологически активных зон применяют для профилактики вирусных респираторных инфекций и их ранних осложнений, лечения и реабилитации детей, а также с целью укрепления иммунитета.

Показания и противопоказания
Точечный массаж показан всем детям от 1,5 лет и старше. В старшем дошкольном возрасте эту процедуру могут выполнять сами воспитанники под руководством мед. сестры или воспитателя.
В предэпидемический и эпидемический период заболеваемости ОРВИ и гриппом предпочтителен массаж с вьетнамским бальзамом «Золотая звезда». Исключение составляют дети с аллергической реакцией на данный препарат. При проведении процедуры смазывают кожу в области проекции точки массажа тонким слоем бальзама и втирают его кончиками 2 или 3 пальца а акупунктурные точки.

Методика проведения
Массаж проводится 2-3 раза в день подушечкой концевой фаланги указательного или среднего пальца или двумя-тремя пальцами сразу, надавливая на кожу до появления незначительной болезненности.
Делаем 9 вращательных движений по часовой стрелке и 9 движений против, сдвигая кожу (как будто сверлим) относительно костной или мышечной ткани (2-3 оборота в секунду). Продолжительность воздействия на каждую точку должна быть не менее 3-5 секунд.
Симметричные точки массируются с двух сторон одновременно.

Топография точек акупрессуры, используемых для профилактики простудных заболеваний и укрепления иммунитета:
Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При ее массаже уменьшается кашель, улучшается кровообращение.
Точка 2 связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, а также вилочковой железой, регулирующей иммунные функции организма. Массаж этой точки повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.
Точка 3 связана с синокаротидными гломусами, контролирующими химический состав крови и одновременно повышающими защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани.
Точка 4 связана со слизистой оболочкой задней стенки глотки, гортани и верхним шейным симпатическим узлом. Массаж этой точки активизирует кровообращение головы, шеи, туловища. Шею сзади массируют сверху вниз.
Точка 5 расположена в области 7 шейного и 1 грудного позвонка. Она связана со слизистой оболочкой трахеи, глотки, пищевода, а также с нижним шейным симпатическим узлом. Массаж ее способствует нормализации деятельности сосудов сердца, бронхов, легких.
Точка 6 связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучшает кровообращение слизистой оболочки носа, верхнечелюстной пазухи, гипофиза. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.
Точка 7 связана со слизистой оболочкой решетчатых образований полости носа и лобных пазух, а также с лобными отделами головного мозга. Массаж ее улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов мозга.
Массаж точки 8 (козелка) положительно воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.
Массаж точки 9 нормализует многие функции организма, так как руки человека через шейные отделы спинного мозга и отдельные области коры больших полушарий головного мозга связаны со всеми выше перечисленными точками.
Примечание
1. Во время проведения процедуры необходимо расслабиться, не разрешается разговаривать, все внимание сосредоточено на массаже (самомассаже). Дыхание ровное, свободное.
2. Дети среднего и старшего возраста при выполнении самомассажа сидят на стульчиках, ноги слегка расставлены, колени под прямым углом, позвоночник касается спинки стула.
3. Допускается сочетание точечного массажа активных зон с общеоздоровительным массажем.

Рекомендуем посмотреть:

Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ в соответствии с ФГОС Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий для детей младшей группы ДОУ Опыт работы воспитателя ДОУ. Здоровьесберегающие технологии
Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «Ты и я – мы оба разные». Подготовительная группа
Опубликовано: 52 дня назад (2 ноября 2024)
Просмотров: 540
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!