Как мотивировать школьников расширять кругозор и больше читать
«Исторический вестник» в 5 классе, или как мотивировать детей расширять кругозор и больше читать. Из опыта работы учителя истории
Данный материал может быть полезен учителям, преподающим историю в 5-6 классах.
Изучение истории родного края — это важный аспект образования, который помогает учащимся глубже понять свое место в мире и свою идентичность. Знание истории своего региона способствует развитию патриотизма, гордости за свою культуру и традиций.
Тем не менее в школьной программе зачастую оказывается недостаточно времени для детального изучения истории родного края. Это может привести к тому, что ученики теряют возможность узнать о значимых событиях, личностях и культурных особенностях своего региона. Чтение книг, посещение музеев, участие в экскурсиях и местных мероприятиях помогут восполнить пробелы. Мы нашли способ мотивировать ребят больше читать игровым способом.
Программа 5 класса главным образом сосредоточена на изучении истории Древнего мира. Нашей целью было расширить кругозор учащихся в знании истории родного края. Для этого на еженедельной основе начал выходить наш самодельный периодический журнал «Исторический вестник». Материал для него был взят из книги О. В. Жуниной «Москвоведение». Книга была отсканирована и переведена в формат MS Word для удобства редактирования отдельных текстов.
В кабинете истории была выбрана часть стенда для 5 класса. Каждый понедельник на стенд вывешивался новый выпуск «Вестника». Для удобства мы делали так: один экземпляр распечатывался на цветном принтере. Он красиво смотрелся на стенде и привлекал внимание. Под ним был прикреплен файл, в котором лежало несколько черно-белых копий «Вестника». Эти копии желающие могли взять почитать. Кроме того, рядом с распечатками вывешивался QR-код. При переходе по нему открывался очередной выпуск журнала, который можно было прочитать с телефона/планшета.
Так как последний урок истории на неделе у нас был в пятницу, то условия игры было следующим. У ребят было пять дней на то, чтобы познакомиться с текстом из «Исторического вестника». Это задание выполнялось по желанию. В пятницу в начале урока ребятам предлагался мини-блиц, буквально на 3-4 вопроса. В блиц входили вопросы по тексту из «Вестника». Вопросы могли быть абсолютно любыми. Главное – что ответ на них точно был в тексте. Ребята записывали ответы на маленьких листочках, которые в конце работы собирал учитель. За каждый правильный ответ можно было получить один балл. Ребята собирали эти дополнительные баллы по «Вестнику» в течение нескольких недель. За каждые 10 набранных баллов можно было получить дополнительную «5» в журнал, что служило сильной мотивацией для учеников. В итоге «Вестник» читала большая часть класса.
Пример выпуска «Исторического вестника»:
Примеры вопросов:
1) Какой год принято считать датой основания Москвы? (1147)
2) Как называлась центральная часть древнерусских городов? (кремль/кром)
3) Как называлась река, впадавшая в Москву-реку, которая в начале XIX века была заложена в трубы? (Неглинка)
4) Как в древности называлась кожаная сумка для денег, носившаяся у пояса? (калита)
По факту дети добровольно читали по одному дополнительному параграфу в неделю. Также, сами того не осознавая, они учились выделять в тексте главное, видеть ключевые слова/даты/термины, предполагать вопросы учителя (обычно вопросы были по самым значимым моментам, упомянутым в тексте). Данный вид работы получил только положительные оценки от ребят, ведь у каждого ученика каждый урок была возможность продемонстрировать свои знания и приблизиться к получению очередной «пятерки».