Конспект урока географии, 6 класс. Материки на глобусе и карте полушарий

Конспект географии в 6 классе на тему «Материки на глобусе и карте полушарий»
Составитель: Михайлюк Гульфия Газизовна, учитель географии Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Ноябрьск
Описание материала. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Во время «путешествия» педагог рассказывает о материках, прикрепляя изображения называемых географических объектов, животных, портретов путешественников, что способствует формированию зрительного восприятия, памяти обучающихся. Также учитель опирается на знания школьников, задает вопросы, направленные на формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.
На уроке используются интерактивные задания «Яндекс Учебника» «Путешествие по материкам», что способствует активизации познавательной деятельности детей.
На этапе рефлексии обучающимся предлагается игра с кубиком Блума с фразами, которые нужно продолжить: «На уроке я научился…», «На уроке мне понравилось…», «Сегодня я хочу похвалить…», «Сегодня у меня получилось…», «Самым трудным на уроке было…», «На уроке я узнал…»
Учебник: География. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2023.
Также использованы некоторые задания из рабочей тетради по географии (Т.М. Лифанова. География. Рабочая тетрадь. 6 класс учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – стр. 82-83).
Цель урока: знакомство обучающихся с названиями и месторасположением материков на физической карте полушарий и на глобусе.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о материках земного шара и о расположении их на глобусе и карте полушарий;
- формировать умение ориентироваться на карте и глобусе, показывать изучаемые географические объекты на глобусе и карте полушарий, давать им краткую характеристику;
Коррекционно-развивающие:
- коррекция познавательной деятельности и речи обучающихся через использование приемов сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать аккуратность, терпение и ответственность за результат своей работы;
- воспитывать интерес к предмету через использование игровых технологий.
Демонстрационный материал: физическая карта полушарий, глобус.
Раздаточный материал: дневник путешественника.
Методические приемы: частично-поисковый, исследовательский, ролевая игра.
Ход урока
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы совершим кругосветное путешествие по планете. Вспомните, как называется наша планета? (Земля)
- На каком транспорте мы можем совершить кругосветное путешествие? (на корабле)
- Правильно, ребята. Для того, чтобы проложить маршрут, нам нужно вспомнить, какие океаны есть на Земле. Посмотрите на карту полушарий. На ней изображен предстоящий маршрут.

2. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Назовите и покажите океаны, по которым мы поплывем (учащиеся называют и показывают на карте полушарий и глобусе).
- Молодцы, ребята. При показе океанов вы отметили, что они омывают материки. Что же такое «материк»?

3. Этап выявления места и причины затруднения.
Работа с понятиями «Материк», «Часть света»
- Посчитайте, сколько материков на Земле? (6). Назовите их. Сколько частей света? (6)
- Чем материк отличается от части света?
- На каких материках мы побывает, вы узнаете, разгадав ребусы (учащиеся разгадывают названия материков).

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
- Как вы знаете, во время или после путешествий принято вести дневник, делать заметки. Вот и нам после нашего путешествия нужно будет сделать записи в наших «дневниках».
- Итак, в путь!

5. Этап реализации построенного проекта.
Евразия
- Пункт отправления – материк Евразия. Почему мы начинаем путь именно с этого материка? (потому что мы живем на этом материке).
- Да, ребята. Мы живем на самом большом материке земного шара. Почему его так назвали? (предположения детей). Евразия условно разделена на две части света – Европу и Азию. Граница между Европой и Азией проходит по восточному склону Уральских гор, реке Урал, Каспийскому морю, севернее Кавказских гор, Черному морю (учитель сопровождает рассказ показом по карте).
- На материке расположены самые высокие горы на Земле – Гималаи, самое большое озеро – Каспийское, самое глубокое озеро в мире – Байкал. Евразия – самый населенный материк Земли. (в процессе рассказа педагог прикрепляет изображения географических объектов к карте)
- Отправляемся дальше. По каким океанам мы проплывем? (по Северному Ледовитому и Атлантическому океану)
- Куда мы прибыли? (на материк Африка)

Африка
Африка – второй по величине материк нашей планеты. Он расположен по обе стороны от экватора. Здесь находится самая большая пустыня в мире – Сахара. Африка – самый жаркий материк Земли (в процессе рассказа педагог прикрепляет изображения географических объектов к карте).
- По каким океанам продолжается наш путь? (по Атлантическому и Индийскому)
- На какой материк мы высадились? (Австралия)
Австралия
- Сравните размеры Австралии с размерами других материков. Что вы можете сказать о нем? (он самый малый по площади).
- Большую часть Австралии занимают пустыни. Как вы думаете, почему? (это самый сухой материк на планете).
- Австралию называют материком-заповедником, потому что на нем обитают животные, которых нет на других материках – кенгуру, коала, утконос, ехидна и многие другие (педагог прикрепляет изображения животных к карте).
- По каким океанам продолжится наш путь? (по Индийскому и Тихому)
- Почему же стало так холодно, наш корабль покрылся льдом! Дальше наш корабль не пройдет! Что же случилось? (мы подплываем к Антарктиде, там очень холодно)
Антарктида
- Почему на материке Антарктида так холодно? (он находится в холодном поясе).
- В центре материка зимой отмечалась температура почти 90 градусов. Поверхность Антарктиды покрыта толстым слоем льда. Поэтому постоянного населения здесь нет. На материк приезжают учение для исследований. Как вы думаете, могут ли здесь обитать животные? Какие? (пингвины) (педагог прикрепляет изображения пингвинов к карте).
- Антарктида была открыта русскими мореплавателями в 1820 году.
- Очень холодно… Поплывем дальше. По каким океанам мы поплывем? (Тихому и Атлантическому)
- Следующий пункт назначения… (Америка)
Северная и Южная Америка
- В каком полушарии находятся Северная и Южная Америка? (в западном полушарии)
- Северная и Южная Америка образуют часть света – Америку.
- Северная Америка – третий, а Южная Америка – четвертый материк Земли, по величине материки Земли. Америка была открыта Христофором Колумбом, но свое название получила по имени Америго Веспуччи, который описал его берега (учитель прикрепляет портреты путешественников к карте).
- Наше путешествие завершается, и мы возвращаемся на наш материк… (Евразия) через океан, который называется…. (Атлантический)

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
- Ребята, по каким материкам мы путешествовали?

Выполните на доске задания «Яндекс Учебника»:
1. подпишите континенты на карте;
2. подпишите контуры материков.
- Назовите и покажите материки на карте полушарий.

Работа в парах
- В ваших «дневниках» написано название одного из материков. Опишите материк по плану, пользуясь картой и текстом учебника.
План:
1. в каком полушарии находится;
2. как расположен по отношению к линии экватора и полюсам;
3. какими океанами омывается.
- Представителей пар прошу выйти и представить свои работы.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Задание – «составь карту»
- Нанесите названия материков на контурную карту в ваших «дневниках». Обведите карандашом границу между Европой и Азией. (По окончании работы - взаимопроверка)

8. Этап включения в систему знаний и повторения.
Задание – «Записки путешественника»: сведения о материках (дополните предложения)
Самый большой по площади материк земного шара ______________________________
На этом материке обитают животные кенгуру, утконос, коала ______________________
Поверхность этого материка покрыта толстым слоем льда_________________________
Может быть и Северная, и Южная_____________________________________________
Самый жаркий материк______________________________________________________
По окончании работы учащиеся выходят по одному к доске, зачитывают предложение и показывают названный материк на глобусе.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Учитель предлагает поиграть с кубиком Блума. Ученик подбрасывает кубик, читает фразу, которая ему выпадает и продолжает ее.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по географии в 6 классе «Реки» Конспект урока географии для 6 класса. Гидросфера – водная оболочка Земли Солнечная Система. Фоторепортаж Практическая работа на уроке географии, 6 класс

Похожие статьи:

План-конспект урока географии 6 класс

Урок пресс-конференция по географии, 6 класс

Урок географии, 6 класс. Литосфера. Внутреннее строение земли

Конспект урока по географии, 6 класс «Свойства вод мирового океана». Климанова

Урок путешествие по географии, 6 класс

Опубликовано: 97 дней назад (7 февраля 2025)
Просмотров: 448
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!