Конкурсы

Урок географии, 6 класс. Литосфера. Внутреннее строение земли

Конспект урока географии для 6 класса. Тема: Литосфера (урок-конкурс)

Рекомендации. Урок проводится в конце изучения темы «Литосфера». На одном из предшествующих уроков учитель делит класс учащихся на три команды - «научные экспедиции» (проще всего это сделать по рядам, один ряд - одна команда, но при этом необходимо, чтобы команды были примерно равны «по силам»). В каждой «экспедиции» выбирают «начальника экспедиции» и по два «специалиста» из различных отраслей знаний (наук): «геофизики», «геологи», «вулканологи».

Учитель дает задание повторить пройденный материал, знакомит с тем, какие конкурсы будут на уроке, приводит примеры вопросов и заданий.

Цели урока: формирование научных взглядов о природе Земли, углубление знаний учащихся о литосфере.

Задачи: проверить уровень усвоения основных понятий и знаний по теме «Литосфера»; развивать речь, умение высказывать свое мнение; способствовать развитию внимания, логического мышления, образной и зрительной памяти; воспитывать ответственность, интерес к географии, уважительное отношение к себе и товарищам по классу.

Тип урока: закрепление знаний, совершенствование умений и навыков (урок-конкурс).

Оборудование: настенная физическая карта полушарий, коллекция минералов и горных пород, пластилин.

Ход урока

1. Разминка.

На доске написаны слова, из которых нужно составить определение одного из ключевых понятий темы «Литосфера». Необходимо также указать понятие, которое характеризуется данным определением.

Примеры.

• Земной малыми уклонами не более и коры это участки обширные высот поверхности с колебаниями 200 м.

Ответ: Это обширные участки поверхности земной коры с колебаниями высот не более 200 м и малыми уклонами. (Равнины.)

• Высоко это обширные участки равнинной земной перепадами высот поверхности поднятые над прилегающей территорией с большими.

Ответ: Это обширные участки земной поверхности, высоко поднятые над прилегающей равнинной территорией, с большими перепадами высот. (Горы.)

• Процесс это разрушения под воды и живых организмов воздействием и изменения твердого вещества литосферы колебаний температуры воздуха.

Ответ: Это процесс разрушения и изменения твердого вещества литосферы под воздействием колебаний температуры воздуха, воды и живых организмов. (Выветривание.)

Побеждает та команда, представитель которой первым правильно составляет определение и указывает соответствующее понятие, он же получает призовые баллы.

2. Задание для «геофизиков».

Каждой паре представителей команд - «геофизиков» необходимо охарактеризовать одну из внутренних частей Земли: земную кору, мантию или ядро. Они должны указать мощность, состав, температуру, другие существенные признаки соответствующей части Земли.

Пример характеристики.

Ядро находится в центральной области Земли на глубине около 3000 км, его радиус составляет около 3470 км. Это наиболее плотная и раскаленная часть планеты. Как полагают ученые, здесь присутствует большое количество железа и никеля. Вещество ядра находится под огромным давлением, температура здесь доходит до 4000-5000 °С — это близко к температуре на поверхности Солнца. Данные сейсмической разведки позволили допустить, что у ядра существует внутренняя (твердая) и внешняя (жидкая) части. Скорость сейсмических волн во внешней части ядра замедляется, что указывает на расплавленное, жидкое состояние вещества.

3. Задание для «геологов».

Вначале дается задание для всех трех команд. Они должны за две минуты написать как можно больше названий горных пород и минералов, различающихся по происхождению: осадочные, магматические и метаморфические. Задача учащихся - организованно один за другим выходить к доске и правильно писать по одному названию осадочных (одна команда), магматических (другая команда) и метаморфических пород (третья команда).

Выходят «геологи». Их задача - оценить выступление одной из команд-соперниц. Они исправляют возможные ошибки и ставят оценку. Затем «геологам» каждой команды учитель дает по два образца горных пород (минералов) из школьной коллекции. Учащиеся должны определить, образцы каких пород (минералов) они получили.

Выполняя следующее задание, «геологи» должны из перечня горных пород вычеркнуть одну «лишнюю» и объяснить свой выбор.

Примеры перечней.

• Базальт, обсидиан, гранит, известняк, пемза.

Ответ: Перечислены магматические горные породы, кроме известняка.

• Щебень, гравий, песок, гранит, галька.

Ответ: Перечислены осадочные горные породы, кроме гранита.

• Торф, кварцит, сланец, мрамор, гнейс (торф).

Ответ: Перечислены метаморфические горные породы, кроме торфа.

Последнее задание «геологам»: правильно расположить горные породы и с помощью стрелок построить цепочку их возможных превращений.

Примеры горных пород.

• Мрамор, известняк.

Ответ: Известняк - мрамор.

• Песчаник, кварцит.

Ответ: Песчаник - кварцит.

• Глинистые сланцы, глина.

Ответ: Глина - глинистые сланцы.

4. Задание для команд «Два предложения».

Одному из членов команды необходимо в двух предложениях рассказать, как происходит один из видов выветривания:

а) физическое; б) химическое; в) органическое.

Примеры рассказов.

Физическое выветривание - это разрушение горных пород в результате колебаний температуры воздуха, в первую очередь связанных с суточным ритмом. Механизм действия физического выветривания следующий: днем, под лучами Солнца, горные породы нагреваются и расширяются, а ночью остывают и сжимаются; постоянное изменение объема приводит к га растрескиванию и постепенному измельчению.

Химическое выветривание происходит под воздействием воздуха, воды и веществ, содержащихся в та. При химическом выветривании горные породы не только разрушаются, но и изменяются, при этом образуются новые вещества, менее подверженные дальнейшим изменениям.

Органическое выветривание обусловлено действием живых организмов, которые в процессе своей жизнедеятельности разрушают и измельчают горные породы. Например, корни растений проникают в трещины горных пород и, развиваясь, постепенно «разрывают» на куски целые твердые глыбы.

Далее командам надо по описанию определить, о каких горных породах идет речь:

а) Распространенная глубинная магматическая горная порода. Состоит из кристаллов, хорошо видимых невооруженным глазом. Бывает серого, розового, красного и иного цвета. Используется в строительстве как отделочный материал. (Гранит.)

б) Осадочная горная порода белого цвета, имеющая органическое происхождение. Состоит из обломков раковин и скелетов мельчайших живых организмов. Используется в строительстве, например для побелки. (Мел.)

в) Легкая, пористая магматическая горная порода, образующаяся во время извержения вулкана при быстром остывании лавы. Используется для полировки изделий из дерева и металла. (Пемза.)

5. Задание для «вулканологов».

Двум «вулканологам» из каждой команды нужно за три минуты слепить из пластилина макет отдельно стоящего вулкана с типичным (идеальным) вулканическим конусом, боковым кратером и изливающейся лавой (конус идеального вулкана находится под углом примерно 30 градусов, ближе к кратеру угол увеличивается до 40 градусов - таким образом, боковые стороны вулкана обычно имеют несколько вогнутую форму). Изготовленные модели «вулканологи» размещают на карте, в одном из районов, где часто наблюдаются извержения вулканов.

6. Задание для «начальников экспедиций».

Каждому из них дается листок, где написан рассказ Мюнхгаузена о вулканах и землетрясениях. Задача участников конкурса - подчеркнуть сомнительные утверждения книжного героя (выделены жирным шрифтом).

Пример рассказа Мюнхгаузена.

«Юный друг! Ты, конечно, знаешь, что мне удалось побывать в разных уголках нашей планеты. Бывал я и на многих вулканах. Мало кто знает, что мне удилось с помощью специальной лодки, изготовленной из высокопрочного материала, проплыть по лавовому озеру. Надо сказать, что лава может годами клокотать в кратере вулкана и не изливаться из него. Если лава вязкая, она застывает прямо в кратере и перекрывает возможность для выхода газам, которые содержатся в магме. Это может привести к катастрофе - взрыву большой силы, который обычно сопровождается излиянием лавы, выбросами пепла и вулканических бомб. Вулканические бомбы напоминают настоящие бомбы, падая на земную поверхность, они взрываются. При извержении вулканов большую опасность могут представлять не только лава, пепел или вулканические бомбы - люди могут погибнуть и от отравления газами. В процессе деятельности вулканов выделяются многие газы, например сернистый водород или углекислый газ, при высокой концентрации они могут представлять угрозу для жизни и здоровья человека. Не раз мне приходилось бывать и в районах частых землетрясений. Как известно, больше всего их наблюдается в зоне Арктического сейсмического пояса. Я всегда узнаю о приближающихся толчках по поведению животных. Например, крысы стараются спрятать свое потомство, меняют место своего постоянного обитания. В последнее время из-за активной добычи полезных ископаемых стали возможны так называемые технические землетрясения. Если вы оказались в зоне землетрясения, постарайтесь пройти на открытую местность. Учтите, во время землетрясения следует один толчок земной поверхности, а потом землетрясение прекращается».

Затем «начальники экспедиций» должны за 2 минуты решить кроссворд.

По горизонтали:

1. Горячий источник, бьющий из-под земли, как фонтан.

2. Планета Солнечной системы.

По вертикали:

3. Наука, изучающая внутреннее строение Земли.

4. Одна из частей света.

5. Процесс разрушения поверхности Земли водными потоками.

7. Задание «Восхождение на горную вершину».

На предварительном этапе команды получили задание: составить описание горного восхождения с обязательным указанием основных элементов (частей) горной страны (выделены жирным шрифтом).

Пример описания.

Начинают восхождение в предгорьях (ши в долине) - эта форма рельефа расположена между двумя склонами. Наш путь может пройти через ущелье, это узкая и глубокая горная долина с обрывистыми, иногда скалистыми склонами. Поднимаемся по петляющей между скалами тропинке. Нужно быть осторожным - встречаются очень крутые участки, к тому же под ноги попадает щебень. Идем по самой высокой части хребта - по его гребню, оставляем позади пониженное место, по которому можно перевалить через хребет, оно так и называется - перевал. Идти все труднее, тяжело дышать, дает о себе знать усталость, лямки рюкзака как будто впились в плечи. Воздух становится холоднее, а ветер пронзительней. Как поется в песне В. Высоцкого: «Здесь вам не равнина, здесь климат иной».

Размеренным шагом, стараясь ровно дышать, двигаемся дальше, ну вот уже видна вершина. Но расслабляться рано, горы скрадывают видимые расстояния: иногда кажется, что до цели рукой подать, а на самом деле до нее еще идти и идти. И мы идем. Солнце светит и припекает немилосердно. Воздушная оболочка над горами «тоньше», а воздух прозрачнее, поэтому надо остерегаться солнечной радиации.

8. Подведение итогов.

Учитель указывает на типичные ошибки, отмечает наиболее отличившихся учеников, награждает и выставляет высокие оценки членам победившей команды. Команда, занявшая второе место, получает более низкие баллы (но наиболее активные участники должны получить высокие оценки), самые низкие баллы получают члены команды, занявшей третье место, но и здесь наиболее отличившиеся должны быть отмечены и получить дополнительные баллы.

Возможен другой вариант оценивания команд и каждого ученика: учитель говорит, что средний показатель победившей команды - 10 баллов, и если в команде, допустим, двенадцать участников, значит, на всех дается 120 баллов, а команда сама решает, кто какой оценки достоин, при этом сумма баллов остается неизменной. Для второй команды средний балл - девять, а для третьей - семь. Учитель сам решает, какого среднего балла достойна та или иная команда. Такой метод оценки возможен в классе, где высокий уровень организованности и большинство учащихся могут дать адекватную оценку себе и своим товарищам.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по географии, 6 класс «Свойства вод мирового океана». Климанова

План-конспект урока географии 6 класс

Программа факультатива «Экология комнатных растений», 6-7 класс

Урок пресс-конференция по географии, 6 класс

Урок путешествие по географии, 6 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!