Рекомендации. Выбираются ученики, которые в ходе урока будут играть роли выдающихся первооткрывателей эпохи Великих географических открытий: Христофора Колумба, Фернана Магеллана, Васко да Гама (это могут быть учащиеся старших классов) и их штурманов. При этом необходимо учитывать желание учащихся исполнять ту или иную роль, их умение работать с дополнительной литературой, творческие способности, наличие дополнительных источников знаний. «Мореплавателям» будут помогать в подготовке и проведении пресс-конференции ближайшие помощники - «штурманы» (желательно, чтобы группа, включающая «мореплавателей» и «штурманов», не разглашала, кто какую роль будет исполнять). Остальные учащиеся класса готовят вопросы, ответы на которые они хотели бы услышать от главных действующих лиц. Вопросы собираются на предварительном этапе и передаются «мореплавателям» и их помощникам.
Вопросы можно разделить на группы по уровням сложности:
1. Построенные на материале, изложенном в учебнике.
2. Требующие знания карты и маршрута путешествия.
3. Требующие использования дополнительных источников знаний.
4. Требующие глубокого знания результатов плаваний.
Учитель может предложить учащимся класса выступить в роли журналистов различных средств массовой информации, отражающих интересы разных социальных групп. Например, сфера телевидения: могут быть «представители» образовательных, научно-популярных, познавательных, развлекательных программ. Исходя из этого, и вопросы могут иметь разную направленность.
«Мореплаватели» готовят информацию о жизни своих героев, в том числе автобиографические данные, изучают материалы об их путешествиях. «Штурманы» помогают подробно изучить маршруты путешествий, они также должны нанести на контурную карту город, где начиналось путешествие, маршрут путешествия, места промежуточных остановок и конечный пункт плавания.
Сообщения «мореплавателей» раскрывают некоторые факты из «своей» биографии, причем чем дальше, тем информация становится более подробной и общеизвестной. Задача учащихся - как можно раньше определить, кто из «путешественников» в данный момент выступает, и написать его имя на контрольном листке, на нем они также пишут небольшую «заметку» о пресс- конференции. Количество баллов, которое получит каждый из учеников, зависит от того, на каком этапе было угадано имя мореплавателя (от 4 до 1 балла) и содержания «заметки», которую они подготовят за время урока.
Литература, рекомендуемая ученикам для использования при подготовке к уроку: Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. М.: Прогресс, 1988; Магидович И. П. Очерки по истории географических открытий. М., 1956.
Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся об истории познания Земли.
Задачи: формировать умение работать с дополнительными источниками знаний; развивать сообразительность, свободу общения, готовность к сотрудничеству, творческие способности; воспитывать познавательный интерес к жизни первооткрывателей, мореплавателей и путешественников.
Тип урока: урок изучения нового материала (урок- пресс-конференция).
Методы (по характеру познавательной деятельности учащихся): частично-поисковый, исследовательский, ролевая игра.
Оборудование: физическая карта полушарий, портреты Христофора Колумба, Фернана Магеллана и Васко да Гама, иллюстрации с изображением отдельных моментов путешествий (например, «Магеллан в проливе»), хронологическая таблица «Великие географические открытия».
1-й этап
1. Сообщения «мореплавателей» о некоторых фактах из их жизни.
ХРИСТОФОР КОЛУМБ
✓ Родился в семье шерстяника. В течение многих лет до 1485 года плавал на португальских судах, жил в Лиссабоне и на островах Мадейра и Порту-Санту. (4 балла.)
✓ Читал на четырех языках, изучал и хорошо знал существовавшие на тот момент географические карты. При подготовке к плаванию обращался за советом к известному итальянскому астроному, космографу и географу Паоло Тосканелли. (3 балла.)
✓ В первую экспедицию отправился в 1492 году на 3 судах с экипажем в 90 человек. Во время третьей экспедиции, в 1500 году, был арестован по доносу и закован в кандалы, которые сохранил до конца жизни. Всего совершил 4 экспедиции к неизвестным (открытым им) землям. (2 балла.)
✓ Материк, который благодаря его путешествиям был открыт для европейцев, получил имя другого мореплавателя. Местных жителей он назвал индейцами. (1 балл.)
ФЕРНАН МАГЕЛЛАН
✓ Бедный дворянин, он некоторое время служил пажом в свите португальской королевы. (4 балла.)
✓ Он участвовал в морских сражениях с арабами и маврами. Во время экспедиции смог подавить бунт, который через полгода плавания подняла группа офицеров на трех кораблях. Мятежники требовали изменить курс движения экспедиции и направиться к мысу Доброй Надежды. (3 балла.)
✓ Во время перехода через один из океанов экспедиция не встретила ни одного обитаемого острова, на кораблях начался голод, почти все моряки болели цингой, а девятнадцать человек умерли от этой болезни. К счастью, погода благоприятствовала путешественникам, не было ни одного большого шторма, поэтому океан был назван Тихим. (2 балла.)
✓ Научный результат экспедиции был грандиозным: мореплаватели отправились в западном направлении, а вернулись с востока, чем было неоспоримо доказано, что Земля имеет шарообразную форму, а Мировой океан представляет собой единое целое. Только через 60 лет англичанин Френсис Дрейк смог совершить второе подобное путешествие. (1 балл.)
ВАСКО ДА ГАММА
✓ Знатного происхождения придворный, которого король Мануэл назначил руководить экспедицией по не выясненным до конца причинам. (4 балла.)
✓ В распоряжении экспедиции были два тяжелых корабля, легкое быстроходное судно, а также транспортный корабль с запасами пищи. В пути мореплаватели подверглись страданиям от голода, цинги, столкнулись с противодействием арабов и пиратов. Домой вернулось на двух судах менее половины экипажа экспедиции. (3 балла.)
✓ Открытый в результате плавания торговый путь обеспечил одной европейской стране на девяносто лет монополию торговли с Южной и Юго-Восточной Азией и огромные прибыли. Но после второй экспедиции первооткрыватель получил титул графа и на многие годы был отстранен от всякой деятельности. Только в конце жизни ему удалось совершить третью экспедицию. (2 балла.)
✓ Из Индии в Португалию мореплаватели привезли гвоздику, корицу и драгоценные камни. (1 балл.)
Сообщения сопровождаются показом иллюстраций с изображением названных великих мореплавателей.
2-й этап
2. Пресс-конференция.
На втором этапе урока учащиеся задают вопросы «мореплавателям», причем возможны два варианта выбора вопросов. В первом случае вопросы задают те из ребят, которые их готовили. Во втором случае используется способ под названием «шапка вопросов». Каждый учащийся вытягивает по одному вопросу, при этом ученик должен по содержанию вопроса определить, к кому из «мореплавателей» ему необходимо обратиться. Задача «штурманов» - дополнить некоторые ответы «мореплавателей» и показать на карте маршрут путешествия.
Возможные варианты вопросов и ответов в ходе пресс-конференции.
ХРИСТОФОР КОЛУМБ
• Какая цель ставилась перед экспедицией, отправлявшейся из Испании в 1492 г.?
- Мы отправились искать западный путь в Восточную Азию, откуда рассчитывали привезти золото, серебро, драгоценные камни, пряности, другие товары.
• После того как португальский король отклонил предложение достичь Азии западным путем, вы семь лет добивались осуществления своего проекта в Испании. Почему понадобилось столько времени для принятия окончательного решения?
- Первый раз комиссия, состоявшая из монахов и придворных, под председательством духовника королевы дала отрицательное заключение. Это заключение было сделано через четыре года после подачи проекта - в мае 1486 г. В 1491 г. новая комиссия посчитала мои требования о привилегиях, которые я должен получить в случае открытия новых земель, чрезмерными, но, благодаря ближайшему финансовому советнику королевской семьи - Луису Сантанхелю, проект был принят.
• Во время первого плавания вы намеренно уменьшали пройденный за сутки путь. Почему вы так поступали?
- В те времена моряки очень редко отправлялись в открытое море, в основном плавали вдоль берегов и к известным островам, например Канарским. Поэтому, как только наши корабли отправились в далекий, никому не известный путь, многие моряки пали духом, и я понимал, что чем больше мы будем удаляться от Испании, тем тяжелее будет обстановка на кораблях, а если в душах моряков поселится страх, мы никогда не достигнем цели.
• Во время первой экспедиции вы открыли Саргассово море. Как это произошло?
- Примерно через полтора месяца плавания моряки стали замечать в воде множество пучков травы. Мы обрадовались, так как знали, что это один из признаков находящейся недалеко суши, ведь трава была зеленая и могла оторваться от берега совсем недавно. Иногда травы было столько, что могло показаться, будто плывем по лесной поляне. Мы несколько раз бросали лот, но он не достигал дна.
• Как известно, во время первого путешествия вы открыли несколько островов. Назовите некоторые из них.
- Наиболее крупные из открытых островов: Сан-Сальвадор, Фернандина (Лонг-Айленд), Хуана (Куба), Эспаньола (Гаити).
• Как вы относитесь к тому, что открытая вами часть света носит имя другого мореплавателя, который побывал там позже вас?
- Я не открывал новой части света, мы нашли путь к восточной части Азии, которая на то время была мало известна или вообще не известна европейцам, поэтому я и назвал эти земли Вест-Индией, а местных жителей - индейцами.
• Всего вы совершили четыре путешествия к берегам Вест-Индии. Когда проходила четвертая экспедиция и каковы ее основные результаты?
- Путешествие заняло два с половиной года и проходило с весны 1502 до осени 1504 г. Я был намерен совершить кругосветное путешествие, поэтому искал западный проход в Южное море, омывающее берега столь желанной Индии. Наша экспедиция впервые встретила местных жителей, которые имели высокий уровень культуры, у них были бронзовые топоры и колокольчики, деревянная посуда и цветные ткани. Мы прошли сотни километров вдоль берегов Вест-Индии, но так и не нашли западный проход в Южное море.
Слово учителя. Христофор Колумб умер 20 мая 1506 г. в городе Вальядолид. Его смерть оказалась не замечена современниками. Из всех титулов, которыми он обладал, больше всего ценил звание «Адмирал Моря-Океана». В этом выдающемся человеке сочетались такие черты характера, как целеустремленность, умение убеждать, вера в божественное провидение (для Христофора Колумба было несомненным то, что именно он должен первым преодолеть океан и достичь Индии). В то же время он был очень практичным, подозрительным, имел болезненное самолюбие.
ФЕРНАН МАГЕЛЛАН
• Основной целью вашей экспедиции было достижение Молуккских островов западным путем. Чем привлекали европейцев эти острова?
- Молуккские острова иногда называют Пряными, с территории этих островов в Европу везли востребованные пряности: гвоздику, корицу, мускатный орех. В европейских странах эти товары очень дорого стоили и приносили огромные прибыли.
• Почему вы, португалец, предложили свой проект достижения Пряных островов испанскому королю Карлу I?
- После участия в португальских военных походах в Африке я вернулся на родину и предложил португальскому королю проект достижения островов западным путем, но мое предложение было отклонено. Тогда вместе с астрономом Фалейру мы отправились в Севилью (Испания), где смогли убедить Индийский совет в существовании пролива между Атлантическим океаном и Южным морем, который давал возможность подойти к Молуккским островам западным путем. В результате между нами и королем Карлом I был заключен договор. Король снарядил пять кораблей и обеспечил экспедицию продуктами питания на два года.
• В начале экспедиции в вашей флотилии насчитывалось пять судов, а в Тихий океан вышли только три корабля. Что произошло с двумя другими кораблями?
- В течение всей осени 1520 г. экспедиция искала пролив, чтобы пройти из Атлантического в Южный океан. Многие офицеры-испанцы не верили в правильность избранного маршрута и подняли бунт. Мне с большим трудом удалось его подавить, пришлось казнить одного из заговорщиков, два других были высажены на берег, а остальные помилованы. Поиски пролива безуспешно продолжались, и даже я в некоторые мгновения сомневался в правильности своих расчетов. В один из осенних дней искать проход в Южный океан отправился корабль, которым командовал мой преданный друг - Мишкита. Больше мы этот корабль не видели, несколько раньше экспедиция лишилась еще одного судна.
Комментарий «штурмана». Магеллан не знал, что на корабле, которым командовал Мишкита, опять произошел бунт, его друг был ранен и закован в кандалы. Заговорщики избрали другого капитана и отправились в обратный путь. В Испании они оклеветали Магеллана, обвинив его в измене королю, в результате его жена и сын были лишены содержания. Его сын умер в 1521 г., а жена, родившая второго ребенка мертвым, скончалась в марте 1522 г.
• Некоторые названия, данные вами различным районам Земли, сохранились до наших дней, например: Патагония, Огненная Земля, Тихий океан. Не могли бы вы пояснить, как возникли некоторые из этих названий?
- В одной из бухт, где зимовала экспедиция в 1520 году, к кораблям не раз подходили индейцы очень высокого роста. Мы их называли патагонцами (комментарий «штурмана»: в переводе с испанского это слово означает «большеногий»), Очевидно, в дальнейшем это название закрепилось за территорией, где обитали эти люди. Что касается Огненной Земли, то, очевидно, имеется в виду название Земля Огней. Так я назвал одну из открытых нами южных земель, которую мы видели, проплывая через пролив, связывающий Атлантический и Южный океаны. Это название возникло в результате наших наблюдений: днем территория казалась совершенно безлюдной, а ночью мы не раз видели огни костров. Думаю, что происхождение названия океана «Тихий», всем хорошо известно.
• Ваша экспедиция первой совершила достаточно продолжительное плавание в Южном полушарии. Обратили ли вы внимание на звездное небо над этим районом Земли?
- Звездное небо издавна помогало находить правильный путь путешественникам. В нашей экспедиции наблюдением за звездами занимался кормчий Андрес Сан-Мартин, его иногда называли звездочетом. Он обратил наше внимание на то, что над Южным полюсом мало звезд и нет такого ориентира, каким является Полярная звезда в Северном полушарии. Наш звездочет также обнаружил два скопления звезд, напоминающих тучи пыли.
Комментарий «штурмана». Эти две звездные системы в дальнейшем получили названия Большого и Малого Магеллановых облаков.
• Как вы определили, что находитесь недалеко от Молуккских островов?
- Я и мой раб Энрике ранее бывали в Юго-Восточной Азии. Мы знали, что здесь говорят на малайском языке. Когда к кораблю подошла лодка с местными жителями, то Энрике, уроженец Суматры, обратился к ним на малайском языке, его поняли. Это убедило нас в том, что мы недалеко от Пряных островов.
Комментарий «штурмана». В Испанию вернулся только корабль «Виктория» с капитаном Хуаном Элькано. Здесь их встречали как героев. Продажа привезенных пряностей (гвоздики, мускатного ореха, корицы) с лихвой покрыла все затраты на экспедицию и даже принесла прибыль. Вся слава первого кругосветного путешествия сначала досталась Элькано, который участвовал в мятеже против Магеллана. Только со временем стало известно, что именно благодаря Фернану Магеллану экспедиция совершила величайшее путешествие эпохи Великих географических открытий.
Слово учителя. Фернан Магеллан (настоящая фамилия Магальяйнш) родился в семье обедневшего, но знатного португальского дворянина. Он участвовал в португальских походах в Восточную Индию. Был бесстрашен в бою, в совершенстве владел искусством воина, отличался железной волей и целеустремленностью. Погиб вместе с восемью членами экспедиции во время междоусобной стычки на острове Макатан в апреле 1521 г.
ВАСКО ДА ГАММА
• В состав экспедиции, отправлявшейся из Португалии в 1497 г., вы включили несколько преступников, приговоренных к смертной казни. Зачем это было сделано?
- В целом у меня была хорошо подготовленная команда, а этих людей я специально попросил у короля Мануэла и использовал их для выполнения наиболее опасных заданий.
• Сколько времени понадобилось экспедиции, чтобы совершить путешествие от Португалии до Индии и обратно?
- Путешествие заняло более двух лет. Если бы арабы не скрывали от нас путь по Индийскому океану к Индии, мы бы достигли ее берегов раньше.
• Многие считают, что вы были жестоки по отношению к торговцам-арабам, которые плавали в Индийском океане.
- Арабы видели в нас конкурентов, они не хотели, чтобы европейцы сами, без их посредничества, торговали с Индией.
• Ваше возвращение в Лиссабон вызвало настоящее ликование властей. Чем бы вы это объяснили?
- Власти надеялись, и как потом оказалось не напрасно, получить большие доходы от торговли с Индией. Путь, открытый мной, девяносто лет контролировался Португалией, и это принесло огромную экономическую, политическую и военную выгоду стране.
• Где вы делали остановки по пути в Индию?
- На пути в Индию мы останавливались в бухте, которую назвали именем Святой Елены. Затем мы обогнули мыс Доброй Надежды и бросили якорь в «Гавани пастухов», здесь моряки смогли обменять бубенцы и красные шапки на жирного быка и браслеты из слоновой кости. Потом мы долгое время шли вдоль восточного побережья Африки и сделали несколько остановок для пополнения запасов продуктов и воды. В одном из таких мест мы оказались накануне Рождества. Этот район, заселенный неграми, занимающимися земледелием и имевшими достаточно высокий уровень культуры, я назвал Натал, что в переводе с португальского означает «рождество».
• Известно, что на обратном пути близ Момбасы, которая расположена у берегов восточной Африки, вы сожгли корабль «Сан-Рафаэл». Почему вы это сделали, ведь он мог дойти до Португалии?
- Мы столкнулись со страшной, неизвестной болезнью, которая уносила жизни моряков. Сначала у них распухали и кровоточили десны, наступала слабость, а через несколько дней они умирали. Сильно поредевшая команда не могла управлять всеми кораблями.
Комментарий «штурмана». Более трехсот лет оставалась загадкой причина возникновения этой болезни под названием «цинга». Оказалось, что она вызвана недостатком витамина С, который содержится в свежих фруктах и овощах. Особенно богаты этим витамином смородина, шиповник, лимон.
Слово учителя. В 1502 г. Васко да Гама получил звание адмирала и отправился в Индию с целым флотом в составе 20 кораблей. Возвратившись в 1503 г. в Португалию, занялся разработкой дальнейших планов, связанных с захватом Индии, однако отправился туда в следующий раз только через 21 год. Это произошло, когда его назначили вице-королем Индии - страны, морской путь к которой он открыл европейцам и где вскоре умер.
3. Заключительный этап урока.
«Штурманы» сдают контурные карты, а ученики - карточки с ответами и итоговой работой в форме небольшой «заметки» для газеты или информации, которую можно использовать в радио- или телевизионной передаче. Выставляется оценка каждому из «мореплавателей» и «штурманов» за знание материала и сценическое мастерство.
Таким образом, учитель имеет возможность оценить всех участников урока-пресс-конференции.
План-конспект урока географии 6 класс
Конспект урока по географии, 6 класс «Свойства вод мирового океана». Климанова
Урок путешествие по географии, 6 класс
Программа факультатива «Экология комнатных растений», 6-7 класс
Урок географии, 6 класс. Литосфера. Внутреннее строение земли
Нет комментариев. Ваш будет первым!