Конспект урока по географии, 6 класс «Свойства вод мирового океана». Климанова

Урок-исследование для 6 класса. Тема: Свойства вод мирового океана

Рекомендации. Для подготовки урока учитель предварительно отбирает группу учащихся (это могут быть учащиеся старших классов), при этом учитываются желание детей, их склонности и способности. Задача школьников - изучить материал, необходимый для проведения урока; подготовить опыты, которые помогут проиллюстрировать рассказ о свойствах вод Мирового океана.

Цели урока: знакомство со свойствами вод Мирового океана, формирование умений использовать научные методы познания природы.

Задача: прививать навыки учебного труда; развивать речь, наблюдательность, логическое мышление, способности к самостоятельному решению учебных задач, умение высказать свою току зрения; воспитывать любовь и бережное отношение к природе и ее богатствам.

Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование).

Методы (по характеру познавательной деятельности учащихся): частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование: учебник географии, карта океанов, настенная физическая карта полушарий, морская соль, йод, образец нефти, прозрачная посуда емкостью от 500 граммов до одного литра.

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

Учитель. На сегодняшнем уроке перед вами откроются многие тайны Мирового океана, причем раскрывать вы их будете самостоятельно. Вы почувствуете себя настоящими исследователями, научитесь делать опыты и анализировать их результаты.

Всем учащимся, кроме выступающих на уроке, выдается карточка исследователя Мирового океана, куда они заносят результаты проведенных на уроке опытов.

2. Сообщения учащихся.

Соленость морской воды

Первый ученик. Если вам приходилось плавать в море или океане, то вы, наверное, запомнили горько-соленый вкус морской воды. Чем это объясняется? Морская вода - раствор с постоянным солевым составом, в ней растворены все имеющиеся на Земле вещества и остатки некоторых морских организмов, содержатся в ней и газы. Больше всего в морской воде хлористого натрия, или просто поваренной соли, есть и соли магния, именно эти вещества придают морской воде специфический горько-соленый вкус.

Второй ученик (находится у парты, где стоят две литровые банки, наполненные водой, и пакет с морской солью). Соленость воды измеряется количеством граммов веществ, растворенных в 1 литре (кг) раствора. Один грамм составляет тысячную долю килограмма, а тысячную долю любого числа называют промилле. Поэтому, когда мы говорим, что средняя соленость морской воды 35 промилле, это значит, что каждый литр воды Мирового океана в среднем содержит 35 граммов растворенных веществ. Давайте приготовим морскую воду. Для этого в литровую банку мы добавим столовую ложку морской соли - это составит примерно 35 граммов соли. Размешаем. В результате мы получили морскую воду, то есть раствор, в состав которого вошли растворитель (вода) и растворенные вещества (соли). Желающие могут убедиться, что данный раствор имеет горько-соленый вкус. Обращаем ваше внимание, что морской водой нельзя утолить жажду и пить ее не рекомендуется. Больше всего в морской воде растворено хорошо знакомой вам поваренной соли, мы ее часто называем кухонной. Если извлечь из морской воды всю поваренную соль, то ее хватит, чтобы покрыть дно океана слоем в 50 метров.

Третий ученик. Вещества, содержащиеся в морской воде, обусловливают ряд ее важных свойств: она замерзает при температуре ниже 0 °С, причем чем больше соленость, тем ниже температура замерзания; закипает она при температуре выше 100 °С; в зависимости от солености вода имеет разную плотность, что влияет на особенности ее движения в Мировом океане. Давайте убедимся в этих свойствах морской воды. Вы знаете, что два ваших товарища предварительно налили в специальные металлические емкости, предназначенные для получения льда, пресную и соленую (морскую) воду и поставили в морозильник. Сейчас они принесут эти емкости, которые в течение одного и того же времени находились в одинаковых условиях.

Два ученика вносят емкости и демонстрируют их: в одной уже образовался лед, в другой вода все еще находится в жидком состоянии.

- Желающие могут убедиться, что не замерзла именно соленая (морская) вода. Теперь давайте удостоверимся в том, что лед легче воды. Опускаем лед в воду и видим, что лед плавает в ней, погружаясь примерно на 4/5 части. Так же плавают айсберги. Их основная масса скрыта от наблюдателя, что, как вы знаете, представляет опасность для мореплавателей. Но об этом позже и более подробно расскажет другой ученик.

В кабинете физики вместе с учителями физики и химии в экспериментальных условиях проверялась точка закипания морской воды, она оказалась выше 100 °С.

Для циркуляции воды в Океане большое значение имеет то, что более соленая вода имеет более высокую плотность. Сейчас мы немного подкрасим соленую (морскую) воду акварельной краской и начнем ее осторожно подливать в банку с пресной водой.

Ученик медленно льет соленую (морскую) воду в банку с пресной водой, соленая вода устремляется в нижнюю часть сосуда. (Можно нарисовать этот процесс ши проиллюстрировать другим способом.)

- Мы убедились, что соленая вода опускается на глубину. Но это не значит, что глубинные слои обязательно имеют соленость выше поверхностных. Соленость Мирового океана, в первую очередь его поверхностных слоев, различна и зависит от количества выпадающих осадков, притока речной воды с прилегающих районов суши, таяния ледников. Эти факторы приводят к уменьшению содержания солей в морской воде. Испарение с поверхности водоемов обусловливает увеличение солености. Получается, что природные процессы как будто соперничают между собой: одни стараются «долить» в Океан пресной воды, другие - «подсолить» его.

Четвертый ученик (рассказывает у физической карты полушарий). Давайте совершим небольшое путешествие по Мировому океану в Северном полушарии, определяя соленость поверхностных слоев Океана. Начинаем наш путь в районе экватора. Здесь очень жарко - испарение воды велико: как известно, при испарении вода переходит в газообразное состояние, а содержащиеся в ней соли остаются в Океане; однако обилие дождей, опресняющих воду, не только уравновешивает ситуацию, но приводит к тому, что соленость морской воды в экваториальных районах предстает ниже средней. Плывем на север, в тропические широты; жара не спадает, а вот дождей совсем мало - не удивительно, что здесь самая высокая соленость, она доходит до 37 %. Направляемся еще севернее - в умеренные широты, здесь соленость воды уменьшается, так как приток пресной воды превышает количество испарившейся. В царстве «холода», в приполярных широтах, соленость океана составляет примерно 33 %, в этих областях Земли испаряется мало воды, а пресная вода поступает в результате выпадения осадков и таяния льда. Такое изменение солености поверхностного слоя воды характерно для всего Мирового океана. Получается, что поверхностный слой в основном имеет соленость ниже средней. Это естественно, ведь именно в нем оказывается вода, выпадающая с осадками, а вот на больших глубинах соленость почти не изменяется и близка к 35 %. В целом 3/4 морской воды имеет соленость около 35 %.

Пятый ученик. Мы рассказали о самых общих закономерностях распределения солености Мирового океана, на самом деле картина намного сложнее. Соленость окраинных районов и отдельных частей Мирового океана, в первую очередь морей, зависит не только от климата, но и от притока речной воды или его отсутствия. Соленость Красного моря - самого соленого моря нашей планеты - достигает 42 %. Здесь большое испарение, а приток пресной воды невелик, в это море не впадает ни одной реки. Соленость верхних слоев Черного моря составляет 18-20 %. Это море удалено от Атлантического океана - «поставщика» воды с высоким содержанием солей, а осадки и реки, впадающие в Черное море, опресняют его.

Температура вод мирового океана

Шестой ученик. Большое значение для циркуляции воды в Океане имеет и температура воды. Дело в том, что вода с температурой от 0 до 4 °С имеет большую плотность, чем вода с более высокой температурой, поэтому на дне оказывается более холодная вода. Давайте убедимся в этом. Перед вами стоят два сосуда, в одном находится теплая, в другом холодная, почти ледяная вода. Подкрасим холодную воду акварельной краской... и медленно начнем лить в теплую. Вы видите, как холодная вода стелется у дна. Что-то подобное происходит в приполярных широтах, где холодая вода опускается в морские глубины.

Седьмой ученик. Температура поверхностного слоя вод Мирового океана различна в разных районах нашей планеты. В первую очередь она зависит от количества получаемой солнечной энергии. Давайте мысленно пройдем от экватора до полюсов, чтобы найти закономерности в изменении температуры поверхностного слоя Океана. В жарких экваториальных широтах температура воды достигает +27°...+28 °С, а в некоторых областях вода прогревается еще сильнее, например: в Индийском океане в летний период температура воды может превышать 30 °С, к северу и к югу от экваториальных широт (в тропических широтах) температура на 2-5 градусов ниже. В умеренных широтах среднегодовые показатели составляют +10°...+15 °С, здесь наблюдаются наиболее значительные сезонные колебания температуры, которые характерны только для верхнего слоя воды в несколько десятков метров. Самая низкая температура воды - в приполярных широтах, здесь холодная и продолжительная зима, поэтому в отдельных районах Северного Ледовитого океана температура опускается до -1...-2°С. Общие закономерности в температуре поверхностного слоя иногда нарушаются, например в результате действия течений.

Морской лед

Восьмой ученик. В приполярных районах образуется лед. Так, центральная часть Северного Ледовитого океана имеет ледниковый покров, который сохраняется круглый год, летом его площадь несколько уменьшается, а зимой увеличивается. Льды здесь подвижные, они постоянно дрейфуют. Льды образуются не только в приполярных широтах - зимой замерзают и некоторые неглубокие моря умеренного пояса, например, Азовское. Ледниковый покров Океана занимает до 15 % его общей площади, он отражает солнечные лучи, охлаждает воздух. Как мы уже говорили, лед легче воды, поэтому водоемы не промерзают до дна: ледниковый покров предохраняет воду от охлаждения. Мы уже убедились в свойстве льда плавать в воде. Вы видели, что лед погружается примерно на четыре пятых своего объема, и только пятая часть оказывается выше уровня воды. Это очень важная особенность льда, которую надо учитывать мореплавателям, идущим на кораблях в высоких широтах. Именно здесь им угрожает столкновение с айсбергами - огромными массивами льда, отколовшимися от ледяных «панцирей» Антарктиды и Гренландии.

Загрязнение океана

Девятый ученик. И в заключение следует сказать об одном из опаснейших загрязнителей Мирового океана - нефти. Эта маслянистая жидкость темного цвета является важнейшим сырьем для производства различных видов продукции, в первую очередь топлива. Нефть легче воды, попадая в Океан, она растекается тонким слоем, перекрывая доступ солнечным лучам и кислороду в нижележащие слои воды. Затем нефть, смешанная с водой, образует желеобразную бурую массу и «накидывает петлю» на острова, «атакует» побережье. В результате в Океане образуется многокилометровая мертвая зона. Сейчас в банку с водой накапаем немного машинного масла (это производная нефти). «Нефть» расползлась по поверхности и образовала пятна, они похожи на бульонные. Как их убрать? Для этого можно посыпать пятно моющими средствами (попросите у мамы несколько щепоток стирального порошка и присыпьте пятна, вы увидите, как они «корчатся» и исчезают), но моющие средства загрязняют Океан не меньше нефти. Самый безопасный способ - собрать разлившуюся жидкость специальными судами.

3. Подведение итогов.

Учитель останавливается на главных моментах урока, отмечает наиболее активных школьников, ставит оценки, собирает карточки «исследователей» Мирового океана.

Рекомендуем посмотреть:

План-конспект урока географии 6 класс

Урок путешествие по географии, 6 класс

Программа факультатива «Экология комнатных растений», 6-7 класс

Урок пресс-конференция по географии, 6 класс

Урок географии, 6 класс. Литосфера. Внутреннее строение земли

Нет комментариев. Ваш будет первым!