Конспект мастер-класса по теме «Город мастеров». Старшая группа
Образовательная область и направление: художественное творчество.
Цель: знакомство детей с традиционными видами народно-прикладного искусства
Программные задачи:
1. Образовательные
• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома;
2. Развивающие
• развивать мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;
• развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
• Учить рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок, равномерно чередуя- листик, ягодка, завиток.
• Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета, умение передавать колорит хохломской росписи.
3. Воспитательные
• воспитывать умения работать в коллективе;
• воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народно – прикладному искусству;
• Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству.
• воспитывать уважение к творчеству народных умельцев.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье».
Предварительная работа: рассказ воспитателя об истории русского народного художественного промысла: Дымково, Городец, Гжель; возникновения промыслов, изготовлении предметов и росписи; рассматривание игрушек иллюстраций, сравнивание их по внешнему виду, облику, росписи; чтение пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве, труде.
Методические приемы:
- Словесный: вопросы, объяснения, поощрения, анализ.
- Игровой: игра: «Ручеек»
- Наглядный: выставка народно-прикладного искусства «Дымково», «Городец», «Гжель», иллюстрации.
Демонстрационный материал: презентация «Сказка о Марье Искуснице», аудиозаписи «Русские народные мелодии.
Раздаточный материал: Картонные заготовки, гуашь, кисть с тонким и толстым кончиком, баночка с водой, салфетка; тычки из поролона и дерева; полоска из бумаги для пробы рисования.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов, учить детей различать изделия, знать характерные особенности разных промыслов. Воспитывать уважение к работе народных мастеров. Подвести к пониманию, что мастера находятся рядом с нами и всегда можно научиться у близких и знакомых нам людей искусству рукоделия.
Ход занятия
Дети под русскую народную музыку входят в группу, где их встречает воспитатель в русском народном костюме. Воспитатель приглашает детей осмотреть мини выставку.
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Русские матрешки в сарафанах ярких,
Хохломские ложки - лучше нет подарка.
Дымковские барыни, кони, петушки.
И Павловские все в цветах платки
Синь озер голубых, белые снега,
Подарила гжели матушка-земля.
Балалайки звонкие, тульский самовар.
Будет рад подарку, всяк и млад и стар.
- Ребята, а вы любите сказки? Какие волшебные сказки вы знаете?
(ответы детей). Сегодня пришла пора познакомить вас с еще одной поучительной сказкой.
Сказка в гости приходи с нами дружбу заводи.
Рассказывание сказки «Марья - искусница»
Жила – была в одном селе девушка по имени Марья, и такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. Дарила Марья своими умениями красоту и радость людям. И прозвали ее за это Марья – искусница.
Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее похитить, чтобы отнять у людей красоту и радость. Налетел, схватил Марью и понес ее Кощей в свое царство. А Марья – искусница обернулась в красивую Жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе.
Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки, которых делали замечательные изделия, даря людям красоту и радость прославлявшие мастеров на весь мир.
Одно перышко упало в село Дымково.
- А вы, ребята, знаете, что делают дымковские мастера?
Ответы детей: Дымковские мастера делают игрушки из глины и расписывают их разными узорами.
Другое перышко упало в городе Городец.
Кто знает, чем прославились городецкие мастера?
Ответы детей: Городецкие мастера расписывают деревянные изделия разными красками. Это посуда, прялки, мебель.
А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки.
Чем же так знамениты гжельские мастера?
Ответы детей: Гжельские мастера делают из белой глины посуду и игрушки и расписывают их голубовато – синей краской.
Увидев это рассердился Кощей и задумал, чтобы исчезли с земли мастера и мастерицы и память о их мастерстве, стерлась из памяти поколений. А как исчезнут мастера и рукодельницы, вот тогда уйдут с земли красота и радость. Такое страшное заклятье наложил Кощей.
Чтобы не сбылось заклятье Кощея надо нам ребята мастеров поискать, да научиться у них делу. А поможет нам в этом волшебный ручеек. Встанем в круг для превращения и произнесем волшебные слова:
Мой волшебный ручеек, Много знаешь ты дорог. Быстро весело беги, К мастерам нас приведи.
Игра «Ручеек»
Куда это привел нас ручеек? Посмотрите мы попали в село Семеново, Нижегородской обл.
Кто скажет какой промысел здесь зародился? (хохлома)
Ой, ребята, а что это за сундучок, такой красивый.
(Достает , записку - Мастера, просят помощи у детей, если мы распишем эти заготовки, или белье , как называли раньше, то снимим заклятие кощея) Ребята, посмотрите какие здесь изделия (тарелки, плошки, и ковши уточки).
1. Почему хохлому называют Золотая хохлома?
(основной фон росписи – золотой, получается путем обжига в печи и серебристой краски)
2. Откуда мастера хохломской росписи брали свои узоры?
(из природы, собирали гербарии, сами придумывали сказочные узоры)
3. Как вы думаете, почему художники так старательно и красиво расписывали изделия?
(чтобы радость людям приносить, показать красоту родной природы)
4. Какой главный элемент в хохломской росписи?
(травка)
5. Назовите еще элементы хохломской росписи?
(ягодка, листок, веточка, капелька и т.д.)
6. Как называется ведущая линия в орнаменте?
(криуль)
7. Конечный процесс росписи?
(покрытие лаком и обжиг в печи)
8. Назовите основные цвета хохломской росписи?
(золотой, красный, черный, зеленый).
- Сегодня вы будете художниками по хохломской росписи. На доске вывешены элементы росписи, а какой узор наносить – вы придумаете сами. Напоминаю, что вначале я рекомендую простым карандашом нанести узор, а затем красками расписать его. Давайте правильно возьмем кисточку тремя пальцами (показать), как рекомендуют хохломские художники, где кончик кисточки смотрит вверх. Все элементы выполняются кисточкой движением на ...... (себя). В воздухе нанесем узор травку, криуль, ягоды.
На столах лежат ватные палочки, ими хорошо наносить мелкие ягодки, они ложатся ровно и красиво. Не забудьте использовать палитру, чтобы на кисточке не было лишней краски. А теперь приступаем к работе. Звучат русские народные мелодии.
Не спешите, помните пословицы, которые придумал русский народ о тех, кто спешит. (Поспешишь — людей насмешишь. Наскоро делать — переделывать.)
Итог занятия:
Посмотрите на свои работы и скажите все ли у вас получилось что вы задумали и с чем возникли трудности.
Посмотрите, как красиво,
Сделано здесь всё на диво!
И не кем-нибудь, детьми!
Глаз порой не отвести!
Рекомендуем посмотреть:
Занятие по рисованию в старшей группе на тему: Зима
Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Мухомор» для детей старшей группы ДОУ
Конспект НОД по рисованию в детском саду в старшей группе
План-конспект занятия по рисованию с элементами конструирования в детском саду для детей старшей гру