Формы и методы использования информационных технологий на уроках математики
Автор: Бурганова Лилия Фаритовна,
ГБПОУ «Атнинский сельскохозяйственный техникум им.Габдуллы Тукая»,
с.Большая Атня Атнинского района Республики Татарстан
Назначение материала: Предлагаю вам статью на тему «Формы и методы использования информационных технологии на уроках математики».
Данный материал будет полезен учителям математики старших классов при планировании уроков. В данной статье подробно описаны различные формы и методы и преимущества использования информационных технологии на уроках математики.
Цель: ознакомление с различными формами и методами преподавания математики.
Задачи: поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети испытывают трудности, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.
Сегодня время диктует, чтобы выпускники были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить обучающегося отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики обучающиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление обучающихся. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.
Как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску адекватных им педагогических технологий и использование их в своей практике.
Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.
В своей практике я использую различные формы информационных технологий. На мой взгляд,на уроках математики заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий, которые, во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый обучающийся, выучив правила, может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения.
Во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современным преподавателем также ставится задача — найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. На мой взгляд, использование компьютера на уроках и является одним из таких средств.
В-третьих, я считаю, что обучение с использованием информационных технологий, — это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии обучающийся имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность преподавателя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне.
В чём ещё преимущества применения информационных технологий на уроках математики?
Выполнение заданий осуществляется самостоятельно самими учащимися и при этом сопровождается внешней речью обучающегося. Поэтому шум в классе — это не беспорядок, а результат активной работы.
У преподавателя нет необходимости всё время объяснять и отвечать на вопросы по изучаемому материалу, внимание обучающихся направлено на ориентирующие схемы, в которых они найдут всё, что надо знать по существу вопроса, тем самым воспитывается у них самостоятельность.
Роль преподавателя в таком обучении — индивидуальная помощь конкретным обучающимся.
Да и сам факт проведения урока математики в кабинете информатики интригует детей, появляется (пусть внешняя) мотивация. Обучающиеся чувствуют потребность в знаниях. От внешней мотивации появляется интерес к изучению математики.
Использование компьютера возможно на различных этапах урока: на этапах устной работы, изучения и закрепления новой темы, проведения самостоятельной или творческой работы.
Например, на этапе закрепления возможна индивидуальная дифференцированная работа с раздаточным материалом.
Не секрет, что каждый из нас планирует урок, рассчитанный на «среднего» ученика. В результате ребята с высоким потенциалом оказываются невостребованными, а ребята со слабой успеваемостью начинают скучать на уроках. Поэтому в то время, когда группа работает самостоятельно в тетради, преподавателю предоставляется возможность индивидуально «пообщаться» со «слабыми» и «сильными» обучающимися, предложив им выполнить дифференцированные по уровню сложности карточки, которые преподаватель готовит, пользуясь возможностями компьютера. Преимущества новых технических средств очевидны.
Тестирование с использованием компьютера
.
Преподаватель заранее вводит в компьютеры тест и предлагает обучающимся выполнить. Ученик работает самостоятельно в течение 5—10 минут. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за 5—10 минут. Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 15—20 минут.
На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий обучающегося сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, преподаватель видит реальные знания, а у обучающихся нет претензий к нему за выставленную оценку.
Компьютерная игра
— один из эффективных способов реализации деятельностного подхода. На экран дисплея играющий должен ввести правильное число. При верном действии выводится информация «Молодец! Иди выше!». При неверном — «Подумай ещё!». Чтобы играть в предложенную игру, необходимо обладать определёнными знаниями, которые могут в дальнейшем развиваться у обучающихся по мере усложнения игровой обстановки. Таким образом, в условиях наблюдающегося снижения познавательной активности учащихся компьютерные игры — важнейший фактор достижения удовольствия от процесса и результата своей деятельности.
Электронные учебники.
Среди самых основных плюсов формирования материала на электронном носителе, по-моему, мнению, можно отметить разнородность учебного материала (текст, иллюстрации, анимация), интерактивность, мгновенный поиск. Все это информационное богатство, открывающее большие перспективы для преподавателя, конечно, невозможны на бумаге. Электронный учебник обладает рядом, несомненно, положительных свойств, выгодно отличающих его от традиционных учебников — текст учебника сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие учащимися изучаемого материала; использование такого учебника позволяет сделать на уроке намного больше, чем с помощью традиционных средств, повысить интерес к предмету математики.
Интернет
— прежде всего важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности. Поэтому вместе с преподавателем математики обучающиеся используют ресурсы сети Интернет.
Через каждые 15—20 минут смена формы работы, чтобы обучающиеся не заскучали (письменные упражнения за рабочим столом, работа с разнообразным дидактическим материалом, выполнение творческой работы с применением информационно-коммуникационных технологий).
Из выше сказанного следует, что знания усваиваются обучающимся благодаря его собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы он имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.
Вернусь к началу своего выступления. Последнее десятилетие уходящего века поставило школу в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания обучающихся. Я думаю, что применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в какой-то степени способствуют решению этой проблемы.
Рекомендуем посмотреть:
Что такое ИКТ
Цели применения ИКТ на уроках истории
Информационные технологии на уроках иностранного языка в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Интерактивные технологии в преподавании лингвистических дисциплин
Похожие статьи:
Использование ИКТ на уроках математики