Эссе «"Стандарты" счастливого детства»
Каким должно быть детство ребёнка? Необходимо ли настойчиво «учить» малыша чему-либо, или первые шаги в познании мира должны основываться на собственных желаниях? Устойчивая тенденция последних лет – насыщенная детская жизнь, полная различных занятий в кружках, секциях, начиная с 1,5 лет. Остаётся ли в этом случае у ребёнка время на эмоциональное созревание, может ли в такой ситуации маленький человечек найти время прислушаться к себе, понять свои устремления?
Период детства заканчивается очень быстро, его невозможно прожить дважды. И именно в это время наши дети набираются первым жизненным опытом и знаниями, с которыми они войдут во взрослую жизнь, которые будут определять их дальнейшую судьбу. Один нюанс - собираться этот своеобразный «багаж» должен постепенно, в соответствии с особенностями личностного развития каждого ребёнка. А чтобы в него попали «верные» вещи, набирать их малыш должен в атмосфере счастья и радости.
Как же организовать это счастливое детство? Подходя утром к детскому саду, я замечаю, как весело спешат малыши к своим воспитателям. А некоторые из педагогов, те, кто всегда с улыбкой и позитивом встречают своих воспитанников, пользуются особым расположением детей и родителей. Наверное, этот момент можно включить в критерий счастливого детства в детском саду – желание ребёнка посещать образовательное учреждение.
День начался, и вот, я слышу музыку утренней зарядки. И те малыши, которые ещё не успели привыкнуть к новому месту пребывания, вдруг прекращают хныкать и с интересом прислушиваются. Пройдёт три-четыре недели, и они уже сами, услышав знакомые звуки задорной мелодии, начнут собираться на занятие. За месяц они станут намного самостоятельнее, научатся кушать ложкой, снимут подгузники, узнают новые интересные игры, научатся одеваться и раздеваться на прогулку, правда пока с помощью воспитателя и няни, но всё же.
В детском саду приучение к горшку, развитие бытовых навыков идёт намного быстрее, процесс социализации ускоряется в разы. Детишки смотрят друг на друга, учатся у своих товарищей. Да, мамы нет, и это эмоциональный стресс для каждого малыша, счастлив ли он? С другой стороны, когда видишь дружное сосуществование малышей в группе, понимаешь, насколько полезно им общаться, заниматься. Те, кто совсем не говорил, уже через 2-3 недели начинают произносить первые слова.
Не будем лукавить, счастье малышей во время пребывания в ДОУ зависит большей частью от взрослых людей, которые их окружают, от их душевных качеств, интеллекта. Что должен делать педагог, чтобы ребёнок развивался гармонично, чувствовал себя счастливым? Как ни банально, но в первую очередь он должен просто любить детей, уметь находить подход к каждому, принимать ребёнка таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами. Только при этом условии и при наличии системной образовательной работы можно получить достойного выпускника подготовительной группы.
На просторах сети Интернет я нашла «Правила счастливого детства» психолога Ольги Зяблицкой, с которыми абсолютно согласна и приведу здесь. Признаюсь, список правил, применимо для ДОУ, я дополнила.
Считаю, что для счастливого взаимодействия с малышами педагогу нужны:
1.
Любовь. Невозможно любить «слишком»: для ребенка любви много не бывает. Безусловная любовь к ребенку создает базовое доверие к миру, которое является основой формирования здоровой личности.
2.
Безусловное принятие. Этот термин ввела известный психолог Ю.Б. Гиппенрейтер. Принимать – значит любить просто так, без всяких условий. Потому что ты есть, и ты такой, какой есть! Можно иногда злиться, быть недовольным, не соглашаться, обижаться, ссориться, но при этом все равно любить! И ребенок обязательно должен это знать!
3.
Уважение. Уважайте личность ребенка, его индивидуальные особенности и его мнение. Несмотря на то, что он еще мал, он имеет право на собственное мнение и участие в обсуждении различных вопросов, например семейных.
4.
Конструктивная критика. Для ребенка очень важно мнение окружающих о нем. Таким образом он строит свою самооценку и образ себя. Поэтому так важно удерживаться от негативной оценки самого ребенка, а не его поступков, от неконструктивной критики и ярлыков. Душевные раны от такого отношения остаются надолго.
5.
Границы. Ребенок растет и нуждается в собственном опыте. Он должен становиться независимым, осваивать пространство и территорию, устанавливать свои границы. Поэтому так важно не увлекаться запретами и поощрять самостоятельность и инициативу. Важно больше хвалить и не ругать за ошибки. Нельзя научиться чему-то, не совершив никаких ошибок!
6.
Сотрудничество и конструктивное общение. Ребенок растет с доверием к миру, когда самые важные в его жизни взрослые идут на диалог с ним, общаются на равных, признавая его, уважая и договариваясь, когда родители дают ему возможность выражать любые чувства и также открыты в выражении своих чувств.
7.
Создание условий для развития. Малышу будет интересно там, где он сможет делать для себя маленькие и большие ежедневные открытия, или сможет научиться чему-то новому. Оснащение группового помещения должно отвечать современным запросам насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, быть доступным и безопасным.
Подводя итог, скажу, что, "стандартом" счастливого детства я считаю душевное спокойствие малыша, его своевременное интеллектуальное, психоэмоциональное и физическое развитие, которое должны обеспечить родители и педагоги в тесном взаимодействии друг с другом.
Рекомендуем посмотреть:
Эссе воспитателя детского сада. Моя профессия
Эссе воспитателя детского сада «Моё педагогическое кредо»
Эссе «Мой взгляд на профессию воспитателя ДОУ»
Эссе воспитателя детского сада. Моя педагогическая философия