Мастер - класс по изготовлению дидактического пособия для развития у детей младшего дошкольного возраста речевого дыхания
Мастер класс: Осеннее дерево
Автор: Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 комбинированного вида «Полянка» г. Кстово Нижегородской области
Мастер – класс рассчитан на воспитателей, логопедов, родителей.
Назначение: для развития у детей младшего дошкольного возраста речевого дыхания.Пособие можно использовать в работе и с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: изготовление дидактического пособия для детского сада своими руками из подручных материалов
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Oн невидимый, и всё же,
Без него мы жить не можем.
(воздух)
Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(нос)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю.
(губы, зубы, рот)
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
У детей младшего дошкольного возраста речевое дыхание не совершенно. Малыши не умеют рационально использовать выдох, речь на вдохе, что отрицательно влияет на развитие речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Этому надо уделять внимание. Для развития воздушной струи было изготовлено дидактическое пособие «Осеннее дерево».Пособие удобно хранить в коробке, положив его горизонтально. Нижняя часть - подставка съёмная. При желании ребёнок самостоятельно может установить дерево на подставку и тренировать дыхание в игровой форме.
Для работы необходимо:
• Ножницы
• Простой карандаш, ручка, линейка
• Фантики от конфет «Бешеная пчёлка»
• Ксероксная бумага жёлтого цвета
• Потолочная плитка
• Прочные нитки, игла
• Двусторонний скотч
• Гуашь, кисть
Пошаговый процесс выполнения работы:
1.Рисуем на листе А 4 дерево и подставку для него в виде полукруга.
2. Вырезаем заготовки шаблонов.
Обводим шаблоны на потолочной плитке.
Вырезаем детали пособия.
3.Измеряем высоту подставки. Она равна 6 см. Отмеряем по середине ствола дерева снизу 6 см, по ширине отмечаем 3 мм. Чертим карандашом прямоугольник со сторонами 60х3 (мм)
Вырезаем ножницами по линиям. Можно эту работу выполнить канцелярским ножом, при этом не забыть подложить под основу дощечку.
4. Примеряем подставку.
Она должна войти до конца. Ставим дерево на подставке на стол.
5. Раскрашиваем крону дерева жёлтым цветом, а ствол и подставку коричневым с помощью гуаши.
Работу выполняем с 2-ух сторон. Накладываем второй слой гуашевой краски. Можно покрыть поверхность деталей прозрачной самоклеящейся плёнкой
6. Берём ксероксную бумагу жёлтого цвета, линейку, карандаш и расчерчиваем вертикально полосы шириной 5 см.
Затем горизонтально отмеряем также по 5 см и чертим линии. Получаются квадраты со стороной 5 см.
Вырезаем квадраты.
7. Берём один из квадратов и располагаем его в виде ромба так, чтобы один из его уголков был направлен вниз.
Будем складывать его гармошкой. От себя загибаем уголок примерно на 1 см
Переворачиваем квадрат и снова загибаем от себя на 1 см.
Так продолжаем делать, пока не сложим весь квадрат гармошкой.
Это сложенный квадрат, но в развёрнутом виде.
Так выглядит квадрат, когда его снова сложим по линиям сгиба.
8. Берём получившуюся заготовку и складываем её пополам. Получился модуль в виде галочки.
Нам потребуется таких модулей большое количество.
9. Будем из них делать осенние листья для нашего дерева. Листья похожи на кленовые. Для каждого потребуется 5 модулей-галочек, двусторонний скотч и ножницы.
Наклеиваем в виде полоски скотч на внутреннюю сторону каждого из 4-ёх модулей, пятый модуль откладываем в сторону.
Склеиваем обе стороны каждого модуля друг с другом.
Берём эти 4-е модуля. Наклеиваем полоску скотча на внешнюю сторону 3-ёх из них.
Соединяем их друг с другом и склеиваем (прижимаем сильным нажатием пальцев).Немного растягиваем.
10.Отмеряем нитки длиной 7 см.
Нарезаем много таких ниточек (по количеству листочков на дереве)
Завязываем с одной стороны на нитке узел.
Вдеваем свободный конец нитки в иголку.
11.Протыкаем иголкой отложенный в сторону пятый модуль.
Протягиваем нитку.
Убираем иголку.
12.Наклеиваем тонкие полоски скотча к обеим внешним сторонам модуля.
Присоединяем к заготовке листочка так, как показано на фото.
Прижимаем, чтобы модули склеились. Получился листочек.
Таких листочков делаем несколько штук, в количестве 7-9.
13. Чтобы быть уверенным в нужном количестве листочков, их можно предварительно разложить на кроне дерева.
14.Вдеваем нитку с листиком на конце в иголку.
Прокалываем иглой крону дерева в верхней части.
Протягиваем нитку на другую сторону, убираем иголку.
Завязываем узел.
Переворачиваем на лицевую сторону, дёргаем за ниточку до упора (до узелка), проверяем, как лист закрепился. Он должен свободно раскачиваться на нитке.
15. Прикрепляем таким способом все листики.
У меня получилось 9 штук.
7 листочков не хватило, сделала добавочных 2 листика.
С обратной стороны получилось вот так.
16. Дерево с листочками поставила на подставку.
17. Обратная сторона дерева выглядит не эстетично. Надо закрыть узелки. Для этого берём фантики от конфет жёлтого цвета. Я воспользовалась фантиками от конфет «Бешеная пчёлка» (конфет было 500 г).
Отрезаем у каждого фантика полоски с обеих стороны красного цвета. Остаются жёлтые полоски шириной примерно 5 см.
Каждую полоску складываем гармошкой.
Низ заворачиваем, как конфетку.
Делаем много таких заготовок.
18.Декорируем обратную сторону кроны дерева. Начинаем приклеивать заготовки по одной с помощью двустороннего скотча. Начинаем слева направо.
Выкладываем первый ряд сверху.
Начинаем выкладывать ряд ниже также слева направо.
Заполняем ниже третий ряд и одну заготовку закрепляем в середине.
Начинаем выкладывать заготовки по левому краю. Мне было удобно это делать сверху вниз.
Затем с правой стороны также сверху вниз.
Заполняем низ.
Начинаем заполнять получившуюся середину. Для этого выкладываем второй ряд. Сначала слева. Я опять начала делать сверху вниз.
Затем вверху слева направо.
Справа сверху вниз.
Продолжаем заполнять середину, пока всё пространство не будет закрыто.
19.Обратная сторона дерева готова.
Готовый результат
Дидактическое пособие «Осеннее дерево» готово к использованию в работе с детьми.
Необходимо с детьми вырабатывать воздушную струю. Следить, чтобы вдох ребёнок делал через нос, а выдыхал через рот, чтобы не надувал щёки. Выдох воздуха должен быть длительным и плавным. При выдохе листья на дереве должны закачаться. Результат обрадует ребёнка. Ему захочется выполнять игровое упражнение ещё и ещё.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическое пособие для младших дошкольников своими руками
Дидактическое пособие своими руками для детского сада
Дидактическое пособие «Парные картинки» своими руками для детского сада
Дидактическое пособие «Тактильные крышечки» для детей 3-5 лет
Похожие статьи:
Игровой макет для детей 4-7 лет «Мой город»
Многофункциональное дидактическое пособие для детей 5-6-7 лет
Пособие для развития мелкой моторики своими руками