Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактическая игра для детей 8-9 лет

Дидактическая игра для 2 класса
Дидактическая игра для детей 8-9 лет «Земля – планета насекомых».
Автор: Чуранова Марина Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ №12 с УИОП г. Егорьевска Московской области.

Данная игра может быть использована педагогами школьных учреждений в работе с детьми младшего школьного возраста на уроках окружающего мира и на внеурочных занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Игра поможет закрепить знания о насекомых и узнать новые сведения о них.

Цель:
закрепление знаний о насекомых.

Задачи:
закреплять знания детей о насекомых, формировать умение отмечать их характерные признаки, сравнивать, находить сходства и различия насекомых;
развивать у детей память, логическое мышление, внимание, воображение, умение выражать и обосновывать своё мнение;
воспитывать у детей любовь к окружающему миру, к родной природе;
формировать познавательный интерес учащихся и коммуникативные качества личности.

Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, коллекция насекомых, Красная книга, деревянная шкатулка.

План проведения мероприятия.
1. Сообщение темы.
2. Разминка.
3. Объяснение темы игры.
4. Мы – исследователи. (Строение тела насекомых.)
5. Физминутка.
6. Дискуссия.
7. Подведение итогов дискуссии.
8. «Шкатулка вопросов».
9. Подведение итогов игры.
Ход игры.
1.Сообщение темы.
Ведущий (учитель или руководитель кружка по внеурочной деятельности):
- Сегодня проводится игра по теме «Земля - планета насекомых».
2. Разминка.
Проверка знаний детей о разнообразии животных.
Ведущий:
- Как обычно, наши игры начинаются разминкой. Разминка посвящена разнообразию животных. Но прежде ответьте на вопрос:
-К какой природе относятся животные? Объясните свой ответ.
Дети отвечают.
Ведущий:
-На какие группы можно разделить животных?
Варианты ответов детей:
- Животных можно разделить на такие группы - это насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся.
Ведущий:
- Давайте укажем, к какой группе относятся данные животные. Проводится разминка «Многообразие животных».
3. Объяснение темы игры.
Ведущий:
- На играх мы ставим интересные вопросы и пытаемся на них найти ответ. Подумайте, почему учёные так говорят: «Земля - планета насекомых»?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Ведущий:
- Насекомых очень много. Проведём сравнение:
- зверей на планете существует около 5000 видов,
- но птиц ещё больше - примерно 8000 видов.
И всё же эти солидные числа покажутся совсем скромными, если их сравнить с числом видов насекомых. Предположительно существует около 2 миллионов видов насекомых. Поэтому учёные говорят: «Земля-планета насекомых».
4. Мы – исследователи. (Строение тела насекомых.)
Ведущий:
- С давних пор человек изучает насекомых. Наука, изучающая насекомых, называется энтомологией. Учёные, занимающиеся изучением насекомых, - энтомологи.
Сегодня мы будем выступать в роли энтомологов. Цель нашей работы -продолжить знакомство с миром насекомых, среди которых есть милейшие существа и опасные монстры, и я надеюсь, что эта работа не оставит вас равнодушными. Вас ожидает множество неожиданностей и секретов. Нам необходимо открыть секрет «Как устроено тело насекомых». Рассмотрим, как устроено тело насекомого.
На партах у детей лежат коллекции насекомых (оса, муравей, кузнечик, жук).
Ведущий:
-Исследуем строение тела других насекомых и выясним, в чём же секрет строения тела насекомых. Рассмотрите насекомых. Это кто? Они такие разные: есть с крыльями, есть без, да и окраской они отличаются...
Исследование строение тел насекомых начнём с головы. Покажите голову у каждого насекомого. У всех есть голова. А теперь проверим, есть ли у них грудь. Есть ли грудь у кузнечика? Покажите.
А у других? (Показ).
- А кто назовёт третью часть тела, которую мы указали у бабочки.
- Можете найти и показать эту часть тела у данных насекомых? (Показ).
-Исследуя строение тел насекомых, какой секрет строения тела насекомых мы узнали?
-У всех насекомых тело разделено на 3 части: голова, грудь, брюшко.
5. Физминутка.
-А сейчас перед самым главным этапом заседания, который мы больше всего ждём, надо отдохнуть.
- Отправимся на полянку в гости к божьей коровке. Повторяйте движения за мной.
6.Дискуссия.
Ведущий:
- Главный этап нашей игры – это дискуссия. К дискуссиям вы всегда заранее готовитесь. Сегодня в дискуссии участвуют 3 команды, и название командам вы не сами придумаете, а я предлагаю вам, только нужно отгадать название своей команды.
- Название 1 команды скрывается в загадке. Слушайте и отгадывайте:
Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца,
Крылья у мошки,
Ножки - у блошки.
Кто это? (кузнечик)
- 1 команда - «Кузнечики».
- Узнаем название 2 команды по описанию насекомого:
- Кто не знает маленьких, очень красивых, ярко окрашенных жучков, их красная или жёлтая спинка украшена чёрными точками, запятыми, есть и такие, которые носят чёрные платья, и оно украшено точками - горошками. Кто это?
- 2 команда «Божьи коровки».
-Ну а эта команда получит название насекомого, о котором мы много читали.
- Людей часто сравнивают животными и говорят:
- голоден, как...
- труслив, как...
- хитёр, как... -драчлив, как...
- трудолюбив, как... ( Вспомните насекомых)
- Как пчела и муравей.
Название какого насекомого получит 3 команда, а поможет вам великий русский писатель - баснописец. Догадались, кто? (Иван Андреевич Крылов)
- Какую басню мы знаем? («Стрекоза и муравей»). Вспомним мораль этой басни, какой совет дал муравей стрекозе?
- Ты всё пела - это дело,
Так пойди же попляши!
- И. А. Крылов ещё раз напомнил нам о старинной мудрости «Делу - время, а потехе - час».
- Так, какое название у 3 команды? («Муравьи»).
Постановка заданий командам.
Ведущий:
- В какое время года мы обычно встречаем насекомых?
- Наши ребята подготовили рассказ о том, что произошло летом на даче.

Двое детей читают стихотворение:
Летом на даче дети играли:
Бегали, плавали и загорали.
Крики, веселье до поздней поры,
Но начинают свой писк комары.
С ними сражаясь, Миша и Маша
В воздухе яростно ветками машут.
Миша расстроен - не до игры:
- Просто достали меня комары!
Кто их придумал таких вездесущих?
И длинноносых кровососущих?
Маша сказала:
- Неправильно, Миша!
О насекомых мало ты слышал.
Я вот считаю, что все насекомые
Просто нам ещё мало знакомые.
Есть среди них и не очень известные,
Но интересные и даже полезные.
Дети уснули, от споров устав.
Вот и решайте, Кто из них прав?
Ведущий:
- Представим, что насекомые исчезли, как мечтал Миша. Что же будет?
Я предлагаю команде «Кузнечики» в дискуссии отстаивать Мишину точку зрения. Может быть кто-то из вас думает по-другому, но вам предложено объяснить, почему Миша считает: «Хорошо жить без насекомых!» А домашнее задание вам поможет в дискуссии. Какое задание вам было дано? ( Подготовить рассказы о насекомых - вредителях.)
- Команде «Муравьи» предлагаю отстаивать Машину точку зрения: «Без насекомых плохо жить!» Вы готовили рассказы о насекомых, которые приносят пользу.
- Ребята третьей команды будут экспертами. Какое задание было у вашей команды? (Выяснить роль насекомых в природе.) Вы будете решать, кто из них прав.
Команды начинают совещаться.
Выступление команды «Кузнечики». Один ученик рассказывает о насекомых - вредителях. Другие члены команды могут дополнить ответ.
Выступление команды «Муравьи».
Ребята этой команды готовили сведения о полезных насекомых. И они будут отстаивать Машину точку зрения: «Без насекомых плохо жить!»
Один ученик выступает, другие дополняют.
Выступление команда «Божьи коровки».
Ведущий должен помочь подвести детей к выводу:
-Есть насекомые полезные, есть и вредители, все имеют право на существование, т. к. в природе всё взаимосвязано.
Дети приводят примеры связей, звеньями которых должны быть насекомые.
Например, в село не вернулись аисты, а произошло вот что: люди осушили болото, а комары откладывают яйца на воде, не стало комаров, пропали лягушки, которые питаются комарами, не вернулись аисты, которые питаются лягушками.
7. Подведение итогов дискуссии.
Ведущий:
- Насекомые - часть природы, а в природе всё взаимосвязано.
Хочется дать вам наказ:
Помните, дети:
Теперь насекомые –
Это добрые наши знакомые,
Мелкие, часто не очень любимые,
Но для природы необходимые.
Их надо изучать, и тогда мы будем знать их значение в жизни на нашей планете Земля.
Да, есть насекомые, которые приносят вред, но тех, кто помогает, гораздо больше. Но есть и насекомые, которые нуждаются в нашей помощи, которые находятся на грани исчезновения, и чтобы они не исчезли, их надо охранять. Учёные энтомологи выявляют таких насекомых, их ставят под охрану и записывают в специальную книгу. Как называется такая книга?
В Красной книге вы можете увидеть исчезающих насекомых. Но чтобы они совсем не исчезли и другие не оказались на грани исчезновения, каждый из вас может помочь им. Как?
Ответы детей.
Ведущий:
- Наблюдайте за насекомыми, изучайте их, охраняйте!
Природа - мать им жизнь дала. У них у всех свои дела.
8. «Шкатулка вопросов».
В конце игры появляется «Шкатулка вопросов».
Ведущий:
В своих записках вы написали о чём хотели бы рассказать другим детям о насекомых, и в течение недели вы складывали записки в нашу «Шкатулку вопросов». Самые интересные вопросы вы сейчас узнаете. Иногда ответы на эти вопросы не знают даже взрослые, вам надо было много потрудиться, чтобы найти интересную информацию.
Примерные варианты вопросов:
1. Почему насекомые жужжат?
-У насекомых нет никаких особых органов. Жужжание, слышимое только при полёте, обусловлено тем, что при полёте насекомые взмахивают крылышками несколько сотен раз в секунду, пораждая тем самым определённые звуки.
Комнатная муха делает 352 взмаха в секунду,
шмель – 220,
пчела - 440,
комар - 550.
Для сравнения заметим, что пропеллер самолёта делает в среднем около 25 оборотов в минуту.
2. Кто слышит ногами?
Кузнечик. У него на ногах есть специальные органы, позволяющие улавливать малейшие звуки. Не пытайтесь подкрасться к кузнечику, ваши тихие шаги покажутся ему, как нам грохот танков.
3. Мигрируют ли бабочки?
-Все знают, что птицы мигрируют, т. е. при наступлении определённого сезона улетают в другие края. Но немногие знают, что есть и бабочки, которые мигрируют. Это бабочки - монархи, которые собираются в стаи и перелетают из Мексики в Калифорнию, проделывая путь в тысячи километров.
Дополнение: перелётными считают и божьих коровок. Оказывается, в конце лета и в начале осени они собираются стаями и летят на зимовку, а весной возвращаются. Летят они очень высоко, так что с земли их не видно.
4. Почему муха не падает с потолка?
-Кто над нами вверх ногами? Это муха. У мух на ногах есть специальные присоски и крючки, которые позволяют мухе не падать с потолка и ползать по стеклу.
9. Подведение итогов игры.
Ведущий:
- Сегодня у нас состоялась игра «Земля - планета насекомых».
Что же нового вы узнали? Какие выводы сделали?
Кто помогал находить информацию? Где искали?
Если хотите узнать больше не только о насекомых, но и о других животных, читайте, наблюдайте, делайте выводы.
Желаю вам успехов!

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра «Хочу всё знать» для 4 класса Интеллектуальная викторина о растениях и животных леса для 2-4 классов Интеллектуальная игра "Эрудиты" для учащихся 2-3 класса с презентацией Интеллектуальная игра для 2 класса

Похожие статьи:

Игра «Поле чудес» во 2 классе

Интеллектуальное казино для школьников 2-3 класса. Сценарий

Итоговый классный час во 2 классе

Игра – путешествие для начальных классов по сказке Андерсена «Дикие гуси»

Конкурс знатоков, 3 класс

Опубликовано: 4006 дней назад (14 ноября 2013)
Просмотров: 7566
+2
Голосов: 2
Марина Игоревна Попова # 27 января 2014 в 21:00 0
Очень понравилась игра. Спасибо за идею!
Татьяна Алексеевна Леднева # 27 сентября 2014 в 16:51 0
Случайно попала к вам.Очень понравилось ваше мероприятие.Во первых интересное и увлекательное путешествие.Много познавательного для детей.МНОГО интересной информации ,изложенной в доступном виде.Форма занятия необычная .Решаются сразу несколько задач:познавательная(новый материал),обучающая(проведение самостоятельного исследования строения насекомых),воспитывающая(бережное отношени к природе)К тому же дети готовились заранее ,искали материал,а значит узнали еще немало интересной информации!Мой первый голос вам!
Елена Николаевна Чурсина # 2 мая 2015 в 07:27 +1
Здравствуйте! Очень познавательная игра. Дети получают много знаний в такой форме. Спасибо!
Людмила Александровна Прокопьева # 18 марта 2016 в 19:00 0
Здравствуйте, Марина Александровна. Хорошая, познавательная игра. В ходе просматривается предварительная подготовка детей. Исследовательская деятельность также детям очень нравится. Интересная идея. Голосую "ЗА".