Конспект классного часа для старшеклассников на тему: "Жизнь"
Автор: Куценко Дарья Сергеевна, Воспитатель, ГКОУРО "Таганрогская санаторная школа-интернат", город Таганрог
Описание: Предлагаю классный час на тему: "Жизнь" с обучающимися 8-11 классов. Материал конспекта будет полезен классным руководителям и воспитателям интернатов с детьми 15-17 лет.
Цель: Помочь воспитанникам осмыслить жизнь и осознать ее ценность.
Задачи: :
- познакомить детей с понятиями «Жизнь», «Смысл жизни», «Жизненный путь»;
- развивать у детей любознательность, наблюдательность;
- развивать у детей ответственное отношение к жизни.
Размещение участников: Желательно всех посадить в круг.
Ход урока:
Ведущий (воспитатель): «Жизнь и смерть» – это самая поразительная, удивительная и таинственная тема для человека. Понятия «Жизнь» и «Смерть» противоположны друг другу и вместе с тем неразрывно связаны. Наука знает очень многое о жизни и смерти, но пока далеко не все. Что же такое жизнь?
Жизнь — это понимание не только того, что тебя окружает, но и того что находится внутри каждого из нас. Жизнь дается каждому не просто так. Человек должен оставить какой-то след после себя, это может быть что угодно, что может принести будущему поколению пользу.
Фридрих Энгельс дает следующее определение: «Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается жизнь, что приводит к разложению белка».
Это были определения научные. А теперь скажите, что по-вашему означает «жить».
В конце ведущий подводит итог, повторяя саамы удачные мысли ребят.
Ведущий: Жизнь человека развивается в определенном временном пространстве. Это пространство можно изобразить графически: где А – начало жизни, время рождения человека, а1,а2,а3 …– временные этапы жизни с ее спадами подъемами, волновыми и ровным течением, водоворотами и бегом по кругу, Аn – конец жизни, момент наступления смерти.
Ведущий рисует прямую линию.
У жизни есть начало и конец и самое главное между ними есть огромное пространство – наш жизненный путь. Это наше бесценное богатство. Молодые люди находятся в начале жизненного пути, пожилые близки к его завершению. Мы, знаем, что длина этого пути у всех разная: у кого-то жизненная дорога весьма длинная, у кого-то совсем короткая, у некоторых младенцев не успев начаться, уже заканчивается. Есть люди, которые посвей воле, прерывают жизненный путь и ставят точку раньше времени – это самоубийцы. Пройти по жизни нелегко и не просто. В жизни бывает всякое: бури, ураганы, грозы, штормы, штили, затишье. Без всего этого не существует жизни. Мы только должны знать, что со всеми трудностями модно всегда справится. Жизнь – тельняшка, на смену темной полосе приходит светлая.
Есть люди, которые кое-как проходят свой жизненный путь, некоторые «прожигают жизнь», у них не остается ни чего позади, нет ни чего стоящего и в настоящем, А задача каждого человека – пройти свой жизненный путь достойно, наполнить жизнь содержанием и смыслом.
«Для чего мы живем? В чем смысл жизни?» – эти извечные философские вопросы задают себе многие. У каждого человека свой жизненный смысл, свои цели, человек сам решает, как прожить свою жизнь, что оставить после себя. После смерти жизнь человека продолжается в его творениях, делах поступках, во всем, к чему прикасались душа и руки умершего.
Сейчас мы поговорим о смысле жизни каждого из вас.
Задание: «Смысл жизни»
Зажженная свеча передается по кругу. Держа в руках свечу, каждый участник говорит, в чем заключается смысл его жизни («Смысл моей жизни…»).
Ведущий: На каждом жизненном этапе может меняться и смысл. Знаменитый австрийский психолог Виктор Эмиль Франкл считал, что смысл жизни заключается в поисках самого смысла. Человек сам должен наполнять свою жизнь смыслом.
Улучшая себя, мы облегчаем жизнь окружающим людям. Восточная мудрость гласит: «Совершенствуй себя, и все твои дела будут совершенны».
В жизни так же важно уметь отделять существенное от несущественного, чтобы не растрачивать свои жизненные силы по пустякам.
Часто мы расстраиваемся из-за того, что чего-то не купили, чего то не досталось, что-то не успели, что-то потеряли, превращаем жизнь в постоянную суету, то есть тратим себя на несущественное.
Задание: «Мой жизненный путь».
На листочке бумаге изобразить свой жизненный путь графически. У вас жизненный путь в 14(15,16) лет. Обозначьте, на какие годы приходились спады, подъемы, ровное течение. Обменяетесь информацией с рядом сидящим участником.
Ведущий: А теперь давайте подумаем о нашей жизни вместе с величайшими людьми, соприкоснемся с их жизненным опытом. Их высказывания помогут пересмотреть отношение к жизни и свое место в ней. Многие из этих афоризмов прошли через века, доказав свою значимость, актуальность.
Задание: «Мудрость веков».
Афоризмы можно зачитывать дважды, можно проводить короткие обсуждения.
Душа, как и тепло, живет тем, чем питается.
Д. Холланд
Изучение мудрости возвышает нас и делает сильными и великодушными.
Я. Коменский
Кто мудр? – всех чему-нибудь научающийся.
Л.Н. Толстой
Молодость – вот время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения.
Ж.Ж. Руссо
Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней.
М. Аврелий
Жизнь – это красноватая искорка в мрачном и немом океане вечности, это единственное мгновение, которое нам принадлежит.
И.С. Тургенев
Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна.
Сенека
Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.
Ж. Любрюйер
Жизнь – трагедия для тех, кто живет чувствами, и комедия для тех, кто живет умом
Ж. Любрюйер
Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло, она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратите ее.
М. Монтень
Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь.
В.О. Ключевский
Если вы постигли искусство радоваться каждому мгновению жизни, то вы научились очень многому.
А. Азад
Ведущий: Каждый день нашей жизни особенный и неповторимый, улетающий в вечность безвозвратно. Чувствовать это мгновение жизни, наслаждаться им – огромное счастье. Умение ощутить радость бытия и красоту мироздания – это талант. Так будем же в этом все талантливы.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект классного часа для учащихся 9-11 классов коррекционных школ на тему: Здоровый образ жизни
Ролевая интерактивная игра "Социальные сети: за и против", 9 класс
Внеклассное мероприятие для 9 класса на тему: Казахстан
Классный час, посвященный Дню памяти воинов-интернационалистов
Похожие статьи:
Классный час 8-9 класс по теме Искусство
Классный час в 9 классе (урок здоровья) «Здоровые дети – в здоровой семье»
Классный час в 8-9 классе по теме «День воинской славы России»
Классный час на тему «Молодежный сленг», 8-10 класс
Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс