Описание: статья содержит в себе основные сведения о проблеме возрастного развития детей, социальной ситуации развития, критерии детского развития, возрастные кризисы. Статья будет полезна педагогам, студентам педагогических вузов, а так же родителям, интересующимся теорией развития ребенка
Проблема возраста по Л.С. Выготскому
Теория детского развития имеет в своем основании две основные позиции. Первая гласит о том, что развитие - это реализация, модификация и комбинирование задатков. Вторая - развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся обретением нового.
Критерии детского развития:
• возрастные новообразования;
• динамика перехода от одного возраста к другому.
П.П. Блонский установил, что возрастные изменения могут происходить резко, критически и постепенно. Исходя из этого, можно выделить более (эпоха) или менее (стадия) резкие периоды развития, отделенные друг от друга кризисами.
Выделяют следующие критические периоды в детском развитии:
• Кризис новорожденности;
• Кризис одного года;
• Кризис трех лет;
• Кризис семи лет;
• Кризис 13 лет;
• Кризис 17 лет.
Л.С. Выготский считает, что возраст представляет собой целостное динамическое образование, структуру которой определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. В развитии существует обратная зависимость, личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами этого целого определяется движение каждой его части. Исходя из этого, на каждой возрастной ступени всегда находится центральное новообразование, ведущее для процесса развития, характеризующее перестройку всей личности.
Динамика новообразования - совокупность всех тех звеньев, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста.
Социальная ситуация развития - исходный момент для всех динамических изменений происходящих в развитии в течении данного периода. Она определяет формы и путь, следуя по которым ребенок приобретает новые свойства личности, тот путь по которому социальное становится индивидуальным.
Из социальной ситуации развития возникают и развиваются новообразования, которые являются результатом возрастного развития. Изменения в сознании ребенка возникают на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Вот почему новообразование приходится на конец возрастного периода.
В результате возрастного развития, возникшие новообразования перестраивают всю структуру сознания ребенка, тем самым изменяя его отношение к внешней действительности и самому себе. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая, которая становится исходным моментом для следующего периода и главным содержанием критичности возраста.
Таким образом, возрастное развитие ребенка - сложный и многогранный процесс, протекающий в условиях социальной ситуации развития и сопровождающийся возрастными кризисами.
Рекомендуем посмотреть:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Развивающие игры на уроках изобразительного искусства
Опыт работы учителя логопеда в ДОУ. Работа с детьми с ОВЗ
Сравнительный анализ Программ дошкольного образования
Похожие статьи:
Воспитание и развитие ребенка. Воспитание одаренного ребенка. Методика воспитания Масару Ибука
Воспитание детей. Методика воспитания детей Бенджамина Спока