ПРОГРАММА «КОМФОРТ ЛОГО» КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Компьютерные технологии уверенно вошли в педагогический процесс современной школы. Не остались в стороне и дети с ограниченными возможностями здоровья, ведь им, как никому другому, требуется особое внимание педагога. Анализируя огромное количество современных информационных технологий, коллектив нашей школы отдаёт предпочтение тем программам, которые имеют в себе как дидактическую направленность, так и медицинскую, ведь обучающимися нашей школы – интерната являются дети с ОВЗ. Одной из таких программ - является логотерапевтическая, психокоррекционная программа «Комфорт ЛОГО». Она позволяет корригировать и развивать адаптационные возможности организма человека. В основу неё положен метод функционального биоуправления (ФБУ), основанный на использовании биологической обратной связи (БОС). Данная методика предполагает, что с помощью компьютера и сигналов внешней обратной связи, отрабатываемого диафрагмально - релаксационного дыхания, а также инструкций педагога, ребенок формирует новые, здоровые навыки дыхания, артикуляции, уверенного речевого поведения. Для воспитанников с речевой патологией, а их у нас подавляющее большинство, эта работа особенно актуальна. Так, по результатам диагностического обследования обучающихся нашей школы – интерната, все дети имеют системное недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью или ЗПР. 100% воспитанников имеют ключичное (поверхностное) речевое дыхание, невыразительную речь, практически такой же показатель детей, имеющих короткий речевой выдох, у 15% детей речь на вдохе.
Оборудование для данной программы, представленное Санкт – Петербургской научно – производственной фирмой «Амалтея», в нашем образовательном учреждении появилось не так давно, и для его успешного освоения нам самим пришлось учиться правильному диафрагмальному и речевому дыханию, что не всегда получалось с первого раза. Поэтому, понимая, что трудности в работе с детьми неизбежны, мы варьировали уровни сложности предлагаемых заданий и использовали разные режимы, имеющиеся в программе, Подробнее я остановлюсь на режиме «Лого», который включает в себя работу по формированию, развитию, коррекции и тренингу новых навыков артикуляции, фонации, речевого дыхания. Работа с программой «Комфорт ЛОГО» проводится наряду с традиционной логопедической работой. Условно коррекционный курс можно разделить на четыре этапа:
I. Диагностический этап.
Для проведения данного этапа в программе заложен специальный диагностический режим, с помощью которого оценивается функциональное состояние организма ребенка. В диагностике также используются традиционные логопедические тесты и наблюдения.
II. Этап формирования нового устойчивого навыка диафрагмального дыхания с удлиненным, плавным выдохом, который делится на подэтапы:
1) обучение навыку диафрагмального дыхания (под контролем педагога или самого ребенка, без использования компьютера).
2) выработка нового навыка диафрагмального дыхания с внешней обратной связью (с использованием датчиков и компьютера).
3) формирование нового навыка диафрагмального дыхания с удлиненным, плавным выдохом с внешней обратной связью.
III. Этап формирования нового динамического стереотипа речевого диафрагмального дыхания, речи и речевого поведения: выработка новых навыков артикуляции, голосообразования, речевого дыхания, дикции, свободной и без избыточных психофизиологических затрат речи и уверенного речевого поведения с использованием внешней обратной связи.
IV. Заключительный этап. Период закрепления в свободной речи». [2]
На занятиях используются различные виды обратной связи. Самыми интересными из них являются «Игры-Анимации» такие как, например: игра «Бабочка», «Кексы». Сигнал обратной связи здесь представлен игровым мультипликационным сюжетом. Используя средства мультипликации, в процесс коррекции речевых наруше¬ний вносятся игровые моменты, что повышает эффективность образовательного процесса. Занятия на компьютере в школе - интернате проводятся 1 раз в неделю, продолжительность в каждой возрастной группе соответствует нормам СанПин. В течение коррекционного курса, проводимого у детей по программе «Комфорт ЛОГО», параллельно проводится работа по формированию артикуляционных укладов, постановке звуков, развитию фонематического восприятия.
Систематическое и последовательное использование обучающей программы в процессе занятий позволяет значительно улучшить качество речевого дыхания (выдох стал более длительным, плавным и равномерным, исчезло придыхание), фонации (устранилась твердая атака голоса), артикуляции (стала более пластичной, четкой и координированной). Сократилось время на формирование и развитие высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Дети овладевают новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняется отношение к компьютеру: не только поиграть, но и получить знания, выполнить упражнения. Это вызывает у детей эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей. Таким образом, применение компьютерных технологий становится ещё одним эффективным способом как формирования правильной речи, коррекции её недостатков, так и развитием адаптационных возможностей организма школьников с ОВЗ.
Литература:
1. Вовк О. Н. Адаптивная саморегуляция дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, поведения и психоэмоционального состояния человека по кардиореспираторным параметрам / О. Н. Вовк. – Санкт – Петербург: НПФ «Амалтея» , 2010. – 89 с.
2. Диагностика и коррекция психофизиологического состояния / Методическое пособие. - Санкт – Петербург: НПФ «Амалтея» , 2004. – 108 с.
3. Новикова Е. Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с ОНР 6 лет / Е. Л. Новикова. – Москва: Дошкольная педагогика , 2007. - № 1. – 7 с.– 512 с.
Рекомендуем посмотреть:
Развивающие игры на уроках изобразительного искусства
ИКТ в коррекционной школе
Проблема возраста по Выготскому
Сравнительный анализ Программ дошкольного образования
Похожие статьи:
Воспитание и развитие ребенка. Воспитание одаренного ребенка. Методика воспитания Масару Ибука
Воспитание детей. Методика воспитания детей Бенджамина Спока