Использование средств ИКТ в коррекционной школе.
Современный человек живет в мире, насыщенном информационными технологиями. Реализуя свою социальную функцию, современные ИТ проникают во все сферы жизни и деятельности человека, являясь средством массовой коммуникации, образования, развития и воспитания. Они оказывают влияние на формирование личности, образ жизни, систему межличностного и делового общения, обогащают досуговую деятельность, и, следовательно, играют одну из ведущих ролей в успешной социальной адаптации человека. Особенно актуален этот вопрос для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, в базисный учебный план коррекционной школы VIII вида не включено изучение информатики. В лучшем случае, базовые навыки дети получают на факультативных и кружковых занятиях.
Педагогическая практика применения специализированных компьютерных технологий при работе с учащимися этой категории подтверждает их эффективность в активизации компенсаторных механизмов и возможности достижения оптимальной коррекции нарушенных функций. Среди специалистов, занимающихся вопросом применения информационных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями, наиболее известны Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л., Корзун З.М. и др.. В стране активно разрабатывается концепция национального программного обеспечения для сферы специального образования и создан ряд программ, которые активно внедряются в специальных школах [5 , 6].Однако существует ряд проблем, препятствующим эффективному использованию всех возможностей ИКТ в коррекционных школах VIII вида.
К современным информационным технологиям, эффективно применяющимся в коррекционном образовании относятся специализированные и общеразвивающие обучающие компьютерные игры и программы-тренажеры , направленные на коррекцию и развитие нарушенных процессов и функций, интерактивная доска, цифровые фото- и видео- камеры, прикладные программы для создания документов и обработки изображений (Microsoft PowerPoint, текстовой редактор Microsoft Word и др.), информационные порталы в сети Интернет (2,3). Т.е. технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей и коррекцию психических процессов. Среди основных принципов отбора средств ИКТ для учебного процесса являются: понятный интерфейс программы; обеспечение возможности взаимодействия программы и ребенка в интерактивном режиме для решения практической задачи; возможность индивидуального, дифференцированного подхода к подбору учебных задач, интегририованность и доступность программных продуктов; практическая значимость для последующей социализации ребенка с проблемами в развитии. В соответствии с поставленными задачами специального образования выделяются основные области применения имеющихся в школах программных продуктов: диагностика, обучение, социализация, коррекция и работа с родителями.
С целью проведения комплексного обследования для установления вида и степени дисфункции используются экспертные системы и системы диагностики, мультимедийные , интерактивные тестовые диагностические программы. В ряде школ они успешно применяются специалистами: психологом, социальным педагогом, логопедом и дефектологом. На основе полученных в результате диагностики данных строится дальнейший индивидуальный образовательный маршрут проблемного ребенка.
Использование ИКТ в диагностике очень эффективно и значительно сокращает время на обработку данных, но не является распространенным, т.к. часто ограниченно недостаточными материальными возможностями образовательного учреждения в приобретении лицензионного продукта и обучению специалистов. Кроме того, не все методики, применяемые в работе с нормально-развивающимися детьми, эффективны в работе с умственно-отсталыми школьниками. Это связано с их психофизиологическими особенностями развития. Поэтому важно целенаправленно разрабатывать методики использования информационных технологий в системе специального и профессионального образования людей с особыми образовательными потребностями.
Использование ИКТ в учебном процессе является более доступным. Это связано со 100% обеспечением всех образовательных учреждений свободным доступом к Интернет-ресурсам и наличием в школе парка компьютерных машин и другого ТСО. Кроме того, как свидетельствует статистика, большинство преподавателей уже владеют в достаточной мере компьютерными технологиями. Это дает им возможность не только использовать он-лайн образовательные сервисы сети Интернет, но и самостоятельно создавать для уроков мультимедийные презентации, учебные видео-ролики, интерактивные задания для интерактивной доски, создание стимульного наглядного материала и др. Следует отметить, что ИКТ здесь выступает как инструмент обучения и средство коррекции дефектов развития ученика. Использование специализированных компьютерных программ в преподавании различных учебных предметов, развивающих флеш-игр и тренажеров в коррекционно-развивающем процессе обеспечивает развитие памяти, внимания, мышления.
Трудно переоценить возможности ИКТ как средства социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучение учащихся компьютерной грамоте способствует развитию коммуникативных навыков и значительно расширяет кругозор и досуговую деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья. Для успешной интеграции в современное информационное общество, выпускникам коррекционных школ требуются навыки создания, сохранения и печати текстовых документов, заполнения различных бланков он-лайн, пользование "личным кабинетом" и навыками онлайн-оплаты услуг, поиска необходимой информации и знание правил безопасного использования сети Интернет, сохранения персональных данных.
Однако, проблема в том, что в учебном плане коррекционной школы VIII вида нет предмета "Информатика". В лучшем случае - в школе созданы компьютерные кружки или факультативы. Нарушения в развитии ребенка уже создают бытовые трудности и приводят к его "выпадению" [1] из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Поэтому так важно пересмотреть подход к выбору учебных предметов и ввести в учебный план изучение основ ИКТ.
В работе с родителями использование ИКТ применяется при организации онлайн-консультаций, проведении тематических вебинаров и создании облачного информативного пространства.
Таким образом, увеличение количества детей с особыми педагогическими потребностями, проблемы их социализации делает актуальным вопрос о необходимости их обучения основам компьютерной грамоты и внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ.
Литература.
1. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. С. 41–53
2. Вильямс Р. , Маклин К. Компьютеры в школе. - М., 1998.
3. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.:
4. 18 Крючкова О. Г. Использование информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями. Обзор терминологии и типов программного обеспечения. Издательский дом «Первое сентября» , 2003 – 2009.
5. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3. – С. 67-76.
6. Малофеев Н. Н., Гончарова Е. Л. Институт коррекционной педагогики РАО: наука – практике на рубеже веков // Инновации в Российском образовании: Специальное (коррекционное) образование. – М., 1999.
Рекомендуем посмотреть:
Роль ИКТ в образовательном процессе
Использование ИКТ в своей практической деятельности
ИКТ - технологии на уроках русского языка и литературы
Применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе
Похожие статьи:
Как организовать дистанционное обучение в школе