Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Советы детскому тренеру

Поражение ребенка в спорте. Рекомендации для тренера.
Описание: данная статья содержит в себе советы тренеру, как вести себя с ребенком потерпевшим поражение. Какие действия необходимо предпринять тренеру и что сказать ребенку в этой непростой ситуации. Информация будет полезна тренерам, педагогам, а так же родителям.

Поражение - неприятное событие в спортивной жизни каждого ребенка. Первое, что надо сделать тренеру - разделить с ребенком его чувства. Не нужно говорить «ерунда какая, подумаешь» (возможно, ерунда – но ребенок это чувствует, и надо уважать чувства другого человека), не нужно вешать на него свое собственное разочарование. Его чувства сейчас важнее наших. Посмотрите какие-нибудь соревнования по телевизору, например, фигурное катание. Спортсмен закончил выступление – что первое делает тренер, встретив его за трибунами? Обнимает. Тем самым разделяя его чувства. Ребенку становится легче, спокойнее, он не один, его не бросили, его все равно любят и будут любить, даже если он проиграет соревнования. Ребенок получил мощное подтверждение вашей с ним связи, поддержки и любви.
Вторым пунктом надо назвать его чувства правильными словами. Есть негативные эмоции, и надо сразу объяснить, что с ними делать. А для этого их надо правильно назвать. Мы думаем словами – а значит, слова имеют значение. Ты проиграл? Это обидно. Это ужасно обидно, да. Но это не «плохо» и не «стыдно». «Плохо» –формулировка очень расплывчатая и простая: ее можно навесить куда угодно. А из этого вытекает ее мощная способность к генерализации. Я плохо выступил?.. Я плохой спортсмен, и вообще плохой. Так что «плохо» – это неконструктивно. «Плохо» всегда надо разобрать на запчасти и конкретизировать.
Разобрать все вариации невозможно, но вторая по встречаемости – «стыдно». Что мы называем «стыдно»? Когда нам трудно посмотреть кому-то в глаза. В данном варианте стыдно в изложении ребенка это страх перед насмешкой. И вот это надо проговорить. Можно объяснить на примерах. Упасть с лошади не стыдно. А вот сорвать на ней зло, спрятавшись за конюшней – стыдно. Когда ты сделал кому-то что-то нехорошее – это да, стыдно. А когда ты боишься, что тебе сделают что-то (например, будут насмехаться, злорадствовать) это не стыдно.

Третий этап - похвалить. Всегда есть за что. За то, что, несмотря ни на что, дошел до конца, а не разревелся и не убежал. За то, что у него хорошо и технично получился какой-то элемент (даже если не получились все остальные). За то, что вообще вышел на старт. У ребенка вырабатывается умение понимать, что поражение не абсолютно. Если ты не получил грамоту, ты не стал от этого хуже бегать\прыгать\плавать. И вообще не стал хуже. Другой ребенок оказался лучшим спортсменом – но твои навыки никуда не делись. Кроме того, это помогает бороться с мыслью «раз не победил – все остальное не имеет значения, важна только победа, все или ничего». А мысль эта вредная и неконструктивная.
Четвертое - проанализировать. Когда с эмоциями разобрались, разделили на двоих, узнали, назвали, поставили на отведенное место, пора более-менее спокойно проанализировать произошедшее. Что послужило причиной поражения? Слишком рано, еще не готов? Обсудили, над чем надо работать в первую очередь. Сразу поставили цель – следующие соревнования. Разнервничался на старте, растерялся, не показал даже то, что умеет? Обсудили, как бороться с предстартовым мандражом. Поставили цель на следующих стартах просто дойти до финиша. Спокойно, аккуратно, вообще не думая про место – хоть первое, хоть двадцать первое. На сегодня – наша задача и наша победа дойти до финиша. А поражение помогло нам увидеть, над чем надо работать в первую очередь. Соревнования – часть спорта. Но часть, а не самоцель.
Таким образом, необходимо формировать у ребенка умение извлекать из поражения ценную информацию, которую можно проанализировать, учесть на будущее и использовать в своих интересах. Собственно, это и есть единственный конструктивный подход к поражению, не только в спорте, а вообще везде. Поэтому так важно сразу поставить целью следующие старты. Поражения были, есть и будут. Никто не побеждает всегда. Но если человек (не важно, ребенок или взрослый) не умеет правильно распорядиться поражением, поставить на место связанные с ним эмоции и применить к делу полученный опыт, он будет сдаваться после одной-двух попыток. Или, если жизнь заставит, будет пытаться снова и снова, испытывая при этом жуткий стресс и теряя конструктивность с каждой попыткой.

Рекомендуем посмотреть:

Урок физической культуры в 7 классе по теме «Волейбол. Правила игры в волейбол» Конспект занятия по баскетболу (мальчики 10-12 лет)

Похожие статьи:

Разработка внеурочного занятия по ФГОС для 2 класса

Рабочая программа «Подвижные игры» в рамках ФГОС для 2 класса

Положение о проведении соревнований «Весёлые старты» в начальной школе

Конспект урока физической культуры для 2 класса

Спортивные эстафеты для детей школьного возраста

Конспект урока по русскому языку. Образование глаголов настоящего и будущего времени | Проблема возраста по Выготскому
Опубликовано: 2520 дней назад (26 мая 2017)
Просмотров: 3030
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Анастасия # 26 мая 2017 в 09:48 0
Хорошая статья! Много полезного не только для человека, который является тренером, но и просто мамой ребенка! СПАСИБО)
Валентина Михайловна Скрипникова # 26 мая 2017 в 10:09 0
Много полезного не только для человека, который является тренером.
Захаренко Дарья Валерьевна # 26 мая 2017 в 11:18 0
Спасибо за информацию. Важно замечать различия между психикой ребенка и взрослого человека, и суметь помочь ему в трудной ситуации.
Ткаченко Тамара Владимировна # 29 мая 2017 в 18:46 0
Здравствуйте, Екатерина Ивановна. Замечательная и очень нужная статья, при чём не только спортсменам. В жизни мы все кому-то в чём-то проигрываем - быть первым всегда и во всём невозможно да и не нужно. Поэтому Ваши советы пригодятся абсолютно всем педагогам, родителям, воспитателям. Проиграть и не потерять лицо нужно уметь. Голосую.