Управление процессом развития творчества в конструировании из бумаги (оригами). Статья
Автор: Неменущая Екатерина Михайловна, воспитатель
Место работы: МБДОУ № 150 г. Ростова-на-ДонуСтатья "Управление процессом развития творчества детей в конструировании из бумаги (оригами)"
В законе РФ «Об образовании» в качестве основных принципов государственной политики провозглашены демократический, государственно-общественный характер управления и автономность образовательных учреждений. Происходящие в стране преобразования изменили критерии оценки социального прогресса, только человек, его развитие, ценности, которыми он руководствуется, являются показателем движения общества вперед. [4]
В этой связи современное образование призвано оказывать должное влияние на развитие личности, выступать фактором развития культуры и являться условием обогащения его творческого потенциала. Такой взгляд на образование позволит руководителю образовательного учреждения обеспечить качественный процесс воспитания и образования личности.
Как феномен образовательного процесса качество образования зависит от профессиональной компетентности педагогов. В педагогической науке профессиональная компетентность рассматривается как система знаний и умений педагога, проявляющаяся при решении возникающих на практике профессионально-педагогических задач. Для воспитателя она является необходимым условием повышения качества педагогического процесса; овладевая компетенциями, педагог способен достигать важные цели и решать сложные задачи в различных ситуациях. Система работы педагогов ориентирована на изучение образовательных запросов, обеспечения роста их роста и мастерства, стимулирования индивидуальной и коллективной деятельности. В последнее время большое внимание уделяется укреплению человеческого потенциала, подготовке молодого поколения не только к умению жить и работать в новых социально-экономических условиях, но и к постоянному самообразованию, мобильности и креативности подходов к решению нестандартных проблем в сфере своей деятельности. И здесь важнейшим фактором становится развитие творческих способностей.
В психолого-педагогической и методической литературе подтверждается актуальность исследования в области развития творческих способностей у детей в дошкольном возрасте. При рассмотрении возможных видов творческой деятельности, в которых становление индивидуально-личностных способностей будет эффективным в дошкольном возрасте, основной, наиболее результативной деятельностью, на наш взгляд, может стать художественный труд по исследованиям Т.А. Гомыриной, а именно – техника оригами (конструирование из бумаги). Актуальность проблемы развития творчества дошкольников в конструировании из бумаги состоит в том, что при помощи оригами ребенок получает возможность развивать свои творческие навыки, создавать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры из бумаги. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. При изготовлении оригами у детей развивается фантазия, воображение, мелкая моторика рук, пространственное мышление, воспитывается эстетический вкус, воля, аккуратность, трудолюбие.
В исследованиях К.И. Чуковского, Дж. Родари, Г.С. Виноградова, Т.Н. Ушаковой, Т.И. Алиевой было установлено, что в процессе творческого конструирования у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности. Это позволяет рассматривать конструирование не только как средство создания конкретных предметов, но и как деятельность, в процессе которой формируется универсальная способность к построению новых целостностей различного типа.
Обучение строится на подражательной основе – используются образцы, показ и подробное объяснение изготовления каждой поделки. Г. И. Долженко считает, что превращение листа бумаги в игрушку дети воспринимают как удивительную игру, не замечая, что в процессе складывания решают важные задачи: находят параллели по диагонали, получают различные виды треугольников и многоугольников, с легкостью ориентируются на листе бумаги, развивают мелкую моторику пальцев рук, логику, воображение, учатся творить и любить живое. [2]
Л.А. Парамоновой и О.А. Сафоновой была разработана система формирования самостоятельного и творческого конструирования из бумаги для детей 3-7 лет. В основу этой системы положено овладение обобщенными способами конструирования из бумаги.[3]
Искусство оригами не только интересно для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Ученые и педагоги признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь. В этом искусстве ребенок получает удовольствие и развивает свои творческие навыки. Таким образом, для развития творчества дошкольников в конструировании из бумаги педагогу необходимо обладать профессиональными компетентностями, что определит успешность качества образования и развития творческой личности дошкольника.
Цель исследования выявление условий, обеспечивающих эффективность управления педагогом ДОУ процессом развития творчества дошкольников в конструировании из бумаги.
Для реализации цели был проведен формирующий эксперимент, который строили с учетом результатов констатирующего эксперимента. Формирующий эксперимент проводился поэтапно.
На первом этапе ставились задачи: познакомить детей с историей искусства оригами, раскрыть возможности его использования в работе с детьми с целью развития их творчества, сформировать готовность педагогов к реализации задач по обучению детей технике оригами; познакомить дошкольников и историей искусства оригами, развивать интерес к искусству оригами, обучать простым видам техники оригами.
В работе с педагогами были проведены: педсовет «Искусство оригами как средство развития творчества дошкольников», консультация «Использование нетрадиционных приемов работы с бумагой и техники оригами в развитии детского творчества», семинар «Формы организации работы со старшими дошкольниками по конструированию из бумаги», деловая игра «Возможности оригами в личностном развитии детей».
Особое внимание уделили развивающей среде. В группе был создан уголок-микроцентр «Центр искусства оригами» для самостоятельной конструктивной деятельности детей. Там были размещены материалы для знакомства детей с искусством. На стене, на уровне глаз ребенка, были вывешены условные обозначения и схема сложения базовых форм. Рядом был оборудован стол со стульями – место для изготовления поделок. Материал для изготовления поделок находился в свободном пользовании.
На первых занятиях по конструированию из бумаги (оригами) мы организовали простое экспериментирование детей с цветной бумагой, для ознакомления детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов. Для ознакомления детей со свойствами бумаги, мы создали необходимые условия: подобрали бумагу разного цвета и плотности. Детям предлагалось действовать с бумагой по своему желанию, они практическим путем сравнивали свойства разной бумаги: удивлялись, что картон плохо сгибается и не мнется, а мягкая бумага легко рвется.
Руководство педагога сводилось к тому, что он направлял деятельность детей вопросами («Что это?», «Что ты взял?»). Воспитатель переводил детей от беспорядочного манипулирования к ориентировочным и поисковым действиям работы с бумагой. Дети непроизвольно складывали бумагу в 2-3 направлениях и получались поделки (лягушка, дом, бабочка). Остальные дети копировали их действия, но не у всех из них получались эти поделки, несмотря на многократные попытки. Для преодоления таких трудностей, мы предлагали детям поэтапно выполнять поделку, демонстрируя каждый этап. Также для того чтобы ребенок мог сам выполнить поделку, мы предлагали детям разобрать готовую поделку и собрать ее потом самостоятельно. Ребенок, выполняя поделку поэтапно, мог представить образ сложного по структуре предмета. В течение этих занятий все дети открыли для себя функциональное назначение бумаги для изготовления поделки.
На первом этапе воспитатели стремились превратить знакомство с поделками из бумаги в радостное событие: украшали помещение группы в японском стиле, слушали японскую музыку. На занятиях показывали детям игрушки в технике оригами, демонстрируя процесс изготовления их, на основе таких занятий у детей закреплялся интерес к оригами.
После самостоятельного экспериментирования с бумагой, педагогом была организована совместная конструктивная деятельность всех детей. Эта работа проводилась с целью развития детского воображения, интереса к созданию поделки в технике оригами.
На втором этапе детей обучали азбуке оригами, знакомили их с базовыми формами, учили пользоваться пооперационными схемами. Этот этап был направлен на развитие у детей восприятия, мышления, воображения и освоения ими обобщенных способов и технических приемов конструирования художественной композиции.
Обучение детей искусству оригами на втором этапе начинается со знакомства с базовыми формами, чтобы в дальнейшем ребенок мог изготовлять самостоятельно поделки. Вначале детей знакомили с новыми способами конструирования, используя игровую ситуацию «Волшебное превращение бумажного квадрата». Практическая деятельность детей осуществлялась после подробного рассмотрения художественной иллюстрации. Уточнялось, как называется картина и что на ней изображено. Было представлено несколько иллюстраций, на которых были завершенные и незавершенные действия одного и того же объекта. Педагог предлагал детям рассмотреть готовое изображение (аквариум), далее задавал вопросы и уточнял, чего не хватает в незавершенном изображении. Вклад каждого ребенка заключался в самостоятельном выборе варианта преобразования общей композиции.
На других занятиях задания базировались на освоении детьми пооперационных схем. Ребенок учился преобразовывать обобщенное строение (базовую форму), испытывал эстетические чувства и перестраивал их в художественные образы, используя средства художественной выразительности. Много внимания уделяли мотивации (сделать игрушки для выставки, игрушки для украшения елки).
На третьем этапе конструктивная деятельность детей стала более самостоятельной и целенаправленной. Для формирования у детей умения самостоятельно использовать освоенные способы конструирования из бумаги для создания новых поделок, более сложных конструкций, детям предлагались задачи проблемного характера (выбери цвет бумаги, чтобы получилась веселая или грустная ворона). Решение этих задач требовало переноса знакомых способов конструирования в новые условия и их комбинирования. Педагог учил ребенка, задавая вопросы, самостоятельно конкретизировать замысел будущей поделки, выбирать выразительные средства, реализовывать замысел и контролировать его осуществление. Эти занятия определили у детей особый интерес и желание делать поделки в технике оригами. В ходе выполнения заданий использовали:
• «Игру в молчанку» (один молча, складывает, другие объясняют, как он складывает);
• пропуск одного и более этапов складывания;
• придумывание фигурки.
В ходе этих занятий дети самостоятельно конструируют все объекты художественной композиции по собственному замыслу в соответствии с тематикой занятия, предложенной воспитателем.
Для развития конструктивного творчества дошкольников нами было установлено тесное взаимодействие с родителями посредством различных форм. Были проведены: родительское собрание «Роль оригами в воспитательном процессе», консультация «Значение оригами для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» стенд «Копилка семейных советов», газета «Непоседа», папка-передвижка, конкурс на лучшие поделки – участие родителей в творческой деятельности детей.
Таким образом, проведенная нами работа подтвердила выдвинутую гипотезу исследования о том, что при создании определенных условий управление педагогом процессом развития конструктивного творчества дошкольников является более эффективным.
Во-первых, эффективность управления процессом развития творчества дошкольников в конструктивной деятельности возможно только при условии профессиональной компетентности педагога в вопросах требований программы по данной проблеме, способности педагога проектировать и реализовывать систему управления процессом развития творчества дошкольников в конструировании из бумаги с использованием современных технологий, обеспечивающих развитие творчества детей.
Во-вторых, управление педагогом процессом развития творчества дошкольников требует создания предметно-развивающей среды, способствующей накоплению у детей знаний, представлений об искусстве оригами и возможностей отражения их в практической конструктивной деятельности.
В основе управления педагогом процессом развития творчества дошкольников лежит освоение ими технических способов и приемов конструирования из бумаги, позволяющие детям проявить творческий потенциал.
В-третьих, подтвердилась эффективность использования личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми в конструктивной деятельности, в процессе которого педагог и воспитанники становятся настоящими партнерами во взаимном творческом начинании.
Литература:
1. Афонькин С.А., Афонькина Е.Ю. Как возникло и развивалось оригами. М., 1998
2. Долженко Г.И. 100 оригами/ А.Ю. Долбишева, В.Н. Куров. Ярославль, 2008
3. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: учеб. Пособие для студентов высш. пед. уч. зав. М., 2002
4.Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2010
Рекомендуем посмотреть:
Оригами для младших школьников
Развитие творческих способностей у дошкольников
Как развивать творческие способности ребёнка
Как развивать фантазию у ребёнка
Похожие статьи:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Из опыта работы
Оригами цветы
Кусудама. Мастер-класс
Оригами. Конверт