Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Кружевные сказки"
Автор: Бондаренко Екатерина Николаевна, воспитатель МБУ детского сада № 49 "Веселые нотки" (4 корпус), г. Тольятти
Задачи.
Продолжать знакомить детей с изделиями народного декоративно-прикладного искусства.
Расширять диапазон знаний о кружеве.
Обращать внимание детей на характерные элементы рисунка в кружевном плетении (улитка, змейка, звездочка, колесико и др.).
Познакомить с творчеством русского художника В. Тропинина.
Уточнять представления детей о жанре в живописи (портрет).
С помощью музыки (вариации на тему русской народной песни), движений (орнаментальный хоровод) развивать фантазию детей при составлении кружевного узора (рисование).
Ход образовательной деятельности
Убранство зала напоминает русскую избу — стол, украшенный скатертью с вязаной каймой, на столе — самовар, в углу комнаты — сундук. Дети свободно входят в зал.
Воспитатель.
Проходите, ребята в нашу горницу.
Горница у нас большая,
Да красивая какая!
Вот в углу сундук стоит
Много он добра хранит... (Открывает сундук, показывает все, о чем говорит.)
Есть и рушники, и ложки,
Расписная шаль лежит...
А вот кружево -
Снегом все завьюжено...
Детям предлагают присесть рядом с сундуком. Доставая кружевные изделия, воспитатель рассматривает их вместе с детьми, примеряя их на себе, салфетки раскладывает на столе.
Издавна люди научились плести кружево из любых нитей. В руках у мастериц только и были, что крючок да нитка. Крученую нить мастерица крючком подхватывала, плела, вязала узорчатые кружева. Но крючком тонкий узор не навяжешь, прозрачности настоящей не достигнешь, и к тому же тянет крючок только одну нить. А кружево красиво, когда оно, словно паутинка, из нескольких нитей сплетается.
И стали кружево не вязать, а плести сразу из множества нитей, а чтобы они не перепутались, концы их не терялись, к каждому кончику навязывались круглые палочки — коклюшки.
Учиться плести кружево начинали с малого узора маленьких симпатичных салфеток, да и плели в основном их из ниток белого цвета. Вот и походили эти салфетки на крошечные снежинки. Потом вязали воротники для платья, скатерти и даже целые наряды.
Девушек, которые плели кружево, называли кружевницами, а про их ловкие, быстрые руки говорили: «Умелые руки — не знают скуки!» А еще их руки называли «золотыми». Летают в их руках палочки-коклюшки, и появляется на свет новая снежинка, которая не растает, за ней другая, третья — и вот уже получился сказочный узор.
Самое удивительное кружево, которое знают и ценят не только у нас в России, но и далеко за морями, в других странах, — это вологодское кружево. Плетут его кружевницы в городе Вологде. Есть в этом городе предприятие, которое называется «Снежинка». Чтобы работать на нем, нужны терпение, трудолюбие и, конечно, талант.
Детям предлагают посмотреть видеофильм с показом репродукций картин В.А.Тропинина «Кружевница», «Дама за прошивками», иллюстрации кружевных изделий вологодских мастеров.
Тонкая ниточка весело кружится,
Снежинками белыми стелется, вьюжится.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повториться...
Музыкальный руководитель предлагает детям поиграть в музыкальную игру «Придумай и заплети узор» под русскую хороводную «Березка» (запись в исполнении оркестра «Русская балалайка»). Дети водят хоровод, выполняя при этом разные перестроения: идут змейкой, заводят улитку, выворачивают круг, проходят в воротики и т. п. Музыкальный руководитель хвалит детей, говорит, что плавные движения в хороводе| похожи на кружевные узоры.
Преподаватель изостудии (продолжает разговор). Ребята, когда подрастете, вы больше узнаете об удивительном искусстве — искусстве плетения кружева и, может быть, кто-то из вас сам научится плести кружево, а пока можно попробовать нарисовать кружево — составить эскиз. Вы сейчас видели много разных узоров. Представьте себе один из них и попробуйте сначала отдельные элементы нарисовать пальцем в воздухе. А потом приступайте к рисованию.
Дается установка к работе с прорисовыванием отдельных элементов указательным пальцем в воздухе. Затем дети самостоятельно выбирают тонированный лист бумаги и материал, которым будут работать. Они рисуют. Тихо звучит пьеса «Березка», под которую дети с помощью пластических движений передавали сплетение линий в узоре. Когда работа закончена, музыкальный руководитель подзывает их к инструменту и предлагает послушать песню о Вологде и вологодском кружеве - «Кружевные сказки», муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
Вологда завьюжена белыми снегами,
Вьюга стелет кружево прямо под ногами,
Рассыпают искорки северные краски,
Снежные присказки — кружевные сказки.
Девицы-красавицы взяли подглядели,
Как переплетаются звонкие метели.
И рисуют девицы белые картинки,
Кружево их стелется тоньше паутинки.
Пока дети слушали песню в исполнении музыкального руководителя, педагог по изодеятельности и воспитатель устраивают выставку детских работ. Детей приглашают посмотреть их рисунки, полюбоваться разнообразием узоров. При этом можно еще раз прочитать поэтические строки:
Тонкая ниточка весело кружится,
Снежинками белыми стелется, вьюжится...
Занятие заканчивается, дети уходят из зала.
Рекомендуем посмотреть:
План – конспект образовательной деятельности для дошкольников старшей группы: В стране сказок
Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе
Конспект ОД в старшей группе. Что за зернышко такое, не простое - золотое
Конспект ОД в старшей группы на тему: Незнайка и его друзья