Тематическое занятие в детском саду подготовительной к школе группе. Конспект
Описание:
Конспект может быть интересен для музыкальных руководителей, воспитателей дошкольных учреждений.
Цель:
Развитие у детей любви и уважения к своей малой родине, к родному краю.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о малой родине: предметах быта и национальной одежды, о достопримечательностях родного края. Продолжать знакомить с карельскими играми и хороводами.
2. Познакомить детей с карельским музыкальным инструментом - кантеле. Закрепить знания о струнных щипковых музыкальных инструментах.
Расширять словарный запас: струнные,щипковые, кантеле.
3. Способствовать формированию положительных эмоций при совместной деятельности детей и взрослых.
Атрибуты:
Мягкие игрушки домашних животных: корова, поросёнок, петух
Кантеле (музыкальный инструмент)
Ложки на каждого ребёнка
Калитки
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуй, хозяюшка!
Дети: Здравствуйте!
Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы, добры молодцы!
Посмотрите, сколько к нам гостей пришло, на вас посмотреть да полюбоваться!
А сейчас проходите, будьте, как дома, усаживайтесь поудобнее в мою горницу!
Дети садятся
Хозяйка:
Откуда вы пришли, гости дорогие, где вы живёте?
Дети: Мы живём в посёлке Лоухи!
Хозяйка:
Как называется республика, в которой мы живёте?
Дети: Республика Карелия!
Хозяйка:
Правильно мы живём в республике Карелия!
Наша Карелия славится и сказочной, незабываемой природой, которой нигде такой красоты не увидишь.
А ещё Карелия известна своим природным богатством и плодородной землей, благодаря чему в летний и осенний сезон здесь созревает несметное количество ягод и грибов.
Чем богат наш край?
Какие ягоды растут в карельских лесах?
Дети:
Это морошка, черника, брусника и клюква, голубика, земляника, малина.
Хозяйка:
А ещё в лесах Карелии обитает много животных и птиц.
Какие животные живут в наших лесах?
Дети:
Это медведи, рыси, волки, зайцы ,лисы, белки.
Хозяйка:
Четверть территории республики занимают водоемы.
В Карелии много озёр и рек.
Поэтому в нашем краю водится много рыбы.
Какую рыбу знаете вы?
Дети:
Окунь, налим, щука, плотва.
Хозяйка:
А стихи про Карелию вы знаете?
Воспитатель:
Наши дети знают стихи про нашу республику и сегодня нам расскажут , называет имена детей.
Дети:
1.Карелия, Карелия,
страна чудесных грез,
Высоких сосен, елей,
и маленьких берез,
2.И солнцем озаренные,
стоят леса твои,
И птицы распевают
в них песенки свои.
Воспитатель:
Давайте полюбуемся красотой нашего карельского края и посмотрим небольшой фильм.
Видеофильм «Люблю тебя Карелия»(видео, отрывок на 1 мин.)
Хозяйка:
Ребятушки, а вы любите сказки?
Давайте я вам карельскую сказку расскажу, а поможет мне сказку рассказать Маргарита Александровна, тогда слушайте внимательно!
«Жила была Тётушка Марья и как-то раз пошла она по белу свету счастье искать , оказалась она в лесу, а там грибов да ягод видимо- невидимо...
Шла тётушка по лесу, шла, и нашла кантеле»
Тётушка:
Что за штука такая?
Досочка не досочка, деревяшка какая-то, струны натянуты.
Не знаю, бросить жалко возьму с собой, авось пригодится!
Хозяйка:
Шла тётушка шла и оказалась в соседней деревне.
Здравствуй тётушка, куда путь держишь?
Тетушка:
Да вот пошла по белу свету счастье искать, да нашла какую-то деревяшку со струнами, не знаю , что с ней делать...
Хозяйка:
Тётушка, это же кантеле - карельский народный инструмент.
Можно его нам посмотреть?
Тётушка: Посмотрите, пожалуйста!
Хозяйка:
Кантеле — народный карельский музыкальный инструмент.
Как вы думаете, как играют на кантеле?
Дети, к какой группе музыкальных инструментов относится кантеле?
Дети:
Кантеле относится к группе струнных щипковых музыкальных инструментов!
Хозяйка:
Правильно, кантеле – струнный щипковый музыкальный инструмент.
Как вы думаете, как играют на кантеле?
Дети отвечают
Хозяйка:
Во время игры кантеле держат на коленях и пальцами обеих рук защипывают струны.
Удивительный инструмент – кантеле. Древний…Загадочный… Давайте послушаем, как звучит кантеле.
Видеофильм «Живое кантеле» (отрывок на 1 мин)
Хозяюшка:
Тётушка, давай меняться, ты нам кантеле дашь, а себе выбирай, кого хочешь, у меня хозяйство большое: есть у нас и козлята, и овцы, и корова есть – кормилица наша!
Тетушка:
Кантеле - это хорошо, а корова молоко даёт, творог, сметана будет и маслице!
Меняемся, берите кантеле, а я корову, вот радость- то какая!
Хозяйка отдаёт тётушке коровы (игрушку), забирает кантеле.
Хозяйка:
И пошла тётушка дальше…
Идёт тётушка, ведёт корову, радуется.
Видит на лужайке, дети карельский танец танцуют..
Давайте и мы покажем нашим гостям «Карельский хоровод»
« Карельский хоровод»
Садятся на стульчики
Хозяйка:
Пришла она уже в другую деревню.
Здравствуй тётушка, куда идёшь, чего ищешь?
Тётушка:
Пошла по белу свету счастье искать, да нашла кантеле, сменяла на корову, теперь домой иду!
Хозяйка:
Очень нам твоя коровушка нравится, давай меняться, мы тебе поросёночка, а ты нам корову!
Посмотри, какие у нас поросята, розовые, резвые, весёлые, а песни как поют, да на ложках играют!
Хозяйка:
Ложки мы сейчас возьмём,
С ними танцевать пойдём!
«Ложки-поварёшки» -игра на музыкальных инструментах
После игры на музыкальных инструментах дети садятся на стульчики у боковой стены.
Хозяйка:
Полюбовалась тётушка на поросят, очень ей понравились..
Тётушка:
Ну, так и быть, забирайте корову, давайте поросёнка!
Хозяйка отдаёт тётушке поросёнка, забирает у тётушки корову.
Хозяйка:
Пошла тётушка дальше, идет, радуется.
Раньше одна жила, скучно было, никого не было, а теперь поросёнок да ещё какой, песни петь умеет да на ложках играть, веселее вдвоём будет.
Оказалась тётушка на окраине деревни, видит, на заборе петушки громко кричат.
Хозяйка:
Давайте вспомним песню «Петушок» и сыграем её ладошками, а потом протопаем ножками.
Русская народная песня «Петушок»
Хозяйка:
Захотела тётушка поменять поросёночка на петушка.
Тётушка:
Ах, какие петушки, а этот самый музыкальный!
Хочу себе такого, давайте меняться, я вам поросёночка, а вы мне петушка!
Петушок будет меня по утрам будить, песни распевать!
Хозяйка:
Мы согласны, забирай тётушка, петушка, давай нам поросёночка!
Хозяйка меняется с тётушкой
Хозяйка:
Забрала тётушка петушка…
А тут на улицу парни высыпали, девочек в игры играть зовут да частушки петь!
Эй девчонки - хохотушки
Запевайте- ка частушки
И мальчишки не зевайте
И девчонкам подпевайте!
«Частушки»
Дети вместе:
Мы частушки сочиняем,
можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем,
Попросите только нас.
1-я девочка:
У мово миленочка
Худая кобыленочка,
Не доехал до горы,
Её съели комары.
2-й мальчик:
Не садись милаша рядом,
Рядом будет тесно,
Ты другого завлекаешь,
Мне не интересно!
3-я девочка:
Милый мой, милый мой,
Ты с деревни, я с другой,
Ты с деревни, я с другой,
Свиданья редко нам с тобой.
4-й мальчик:
Скоро, скоро снег сойдет,
На нашей речке лед сойдет,
Сяду я на льдиночку,
Проведаю Мариночку.
Вместе:
Хорошо частушки пели,
Хорошо старалися,
Очень рады, что хозяйка
С нами улыбалася.
Хозяйка:
А сейчас пора и невесту себе выбирать, вставайте на игру «Бояре»!
Игра «Бояре» - играют 2 раза
Дети садятся на стульчики у боковой стены.
Хозяйка:
Залюбовалась тётушка танцорами, а тут на беду Лиса из лесу прибежала, хвать петушка, и унесла в дремучий лес.
Хозяйка:
Села тётушка и заплакала.
Тётушка:
Было у меня кантеле, сменяла на корову, была корова, сменяла на поросёночка, был поросёночек, сменяла на петушка. Не уберегла петушка, одна осталась!
Хозяйка:
Не переживай тётушка, иди к нам, мы тебя развеселим весёлой игрой карельской, поиграй с нами!
Сразу вмиг грусть да тоска пройдёт!
Карельская народная игра "Пукки"(«Козел»)
Дети садятся на стульчики
Тётушка:
Здорово веселиться умеете, всю грусть и тоску прогнали!
Спасибо вам ребята!
Хозяюшка:
Вот такая сказка...
Понравилась вам моя сказка?
А с каким вы новым музыкальным инструментом вы познакомились?
Дети: Кантеле!
Хозяюшка:
Вы молодцы, сказку мне помогали рассказывать своими песнями, танцами да играми.
А вам, что больше всего понравилось делать на занятии?
Дети отвечают
Воспитатель:
А нам пора и домой уже отправляться!
Спасибо тебе Хозяюшка за гостеприимство!
Хозяйка:
Пожалуйста, я таким гостям всегда рада!
Наверное, проголодались, чем бы вас угостить на дорожку?
Ребенок:
Я б калиточек поел,
Что б лежали на тарелочке горочкой,
Что б румяны, что б хрустели корочкой!
Хозяйка:
Калиточек? Это всегда - пожалуйста!
Хозяйка выносит калитки.
Вот вам калитки наши карельские, берите с собой, кушайте на здоровье!
Дети:
Спасибо!
Воспитатель:
Давайте попрощаемся с Хозяюшкой и нашими гостями
Дети прощаются
Хозяюшка:
До свиданья, приходите ещё!
Дети уходят из зала
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в средней группе по произведениям Маршака
Конспект НОД в средней группе "Помоги Петушку"
Конспект НОД в средней группе по теме: «Кто в теремочке живет?»
Конспект занятия по конструированию в средней группе «Неваляшка»
Похожие статьи:
Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада