Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Решение логических задач табличным способом

Тема: «Логика». Урок: "Решение логических задач табличным способом".
Автор: Соловьёва Екатерина Викторовна, учитель информатики и ИКТ МБОУ «Лицей №41 г.Владивостока»
Описание работы: Логика одна из традиционных тем, которая присутствует в любом варианте курса информатики. Данный материал будет полезен для учителей информатики, желающих сделать свои уроки интереснее, мотивировать учеников для дальнейшего изучения темы. Успешное решение трудной задачки, потребовавшей немалых умственных усилий, приносит чувство удовлетворения, независимо от того отличаются они особой одарённостью или нет, но кроме того, эти занятия способствуют совершенствованию умения решать те проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Развитие навыков решения задач, безусловно, способствует повышению уровня интеллекта. Возраст учащихся 7 – 9 класс. Представленные задания можно использовать как в процессе проведения урока по предмету, так и для внеурочных мероприятий или включать в тестовые работы. Некоторые задачи даны с решениями.
Цели занятия:
- знакомство с логическими задачами. Знакомство с табличным способом решения задач.
- развитие логического мышления, повышение уровня интеллекта.
- совершенствованию вашего умения решать те проблемы, которые ставит перед вами жизнь.
Ход урока:
1. Объяснение темы, совместное решение задач
2. Самостоятельная работа
3. Домашнее задание
1. Объяснение темы, совместное решение задач.
Главным в предлагаемых задачах является способ решения — построение таблицы, строки которой соответствуют элементам одного из рассматриваемых в условии задачи множеств, столбцы — элементам другого, пересечение строки и столбца — комбинации двух элементов разных множеств. С помощью такой таблицы анализируются условия задачи, делаются выводы, проверяется избыточность, полнота и правильность выводов.

Задача 1. После соревнований бегунов на табло появилась надпись:
• Рустам не был вторым.
• Эдуард отстатл от Рустама на два места.
• Яков не был первым.
• Галина не была не первой ни последней.
• Карина финишировала сразу за Яковом.
Кто же победил в этих соревнованиях? Каково было распределение бегунов на финише?

Решение:
Рисуем таблицу, где столбцы –имена детей, а строки – номера мест. Читаем задачу, пошагово анализируем условие и ставим в таблицу «+», если соответствие установлено и «–», если точно соответствия нет.
Так как Рустам не был вторым и Эдуард отстал от Рустама на два места, то Эдуард не может быть ни первым, ни вторым, ни четвёртым.

Яков не был первым и Галина не была не первой ни последней и так как Карина финишировала сразу за Яковом то она не могла быть ни первой ни второй.

Отсюда видно, что Рустам был первым тогда Эдуард (по условию 2) был третьим.
Так как Карина финишировала сразу за Яковом, то очевидно, что Яков был четвёртым, а Карина последней и тогда Галина была второй.

Итак, можно выделить
Пять простых шагов на пути поиска решения логических задач.
1. Составляйте таблицу, так как в таблице удаётся учесть все возможные варианты.
2. Внимательно читайте каждое утверждение, так как в каждом содержится что-то такое, что позволит вам исключить хотя бы один из вариантов.
3. Старайтесь отыскать ключевое утверждение, оно поможет развязать весь клубок.
4. После того как вы сравнили все утверждения и исключили из них те, невероятность которых была на поверхности, сравните утверждения между собой, установите связи и противоречия.
5. Решение можно найти простым методом последовательных исключений.

Чем больше будете тренироваться, тем лучше у вас это будет получаться. А теперь за дело.

Задача 2.
В субботний вечер Семен, Коля и Витя решили развлечься. У них был выбор: кино, рок-концерт или танцы.
• Семён любит кино, но к танцам менее нетерпим, чем к рок-музыке.
• Коля любит танцевать, но готов пойти в кино скорее, чем на рок концерт.
• Витя любит рок-музыку меньше чем танцы, но кино ему всё-таки не так неприятно, как танцы или концерт.
Поскольку вопрос решатся большинством голосов, то куда, на ваш взгляд отправились эти ребята?
Задача 3.
Трое мальчиков Костя, Фома и Марат дружили с тремя девочками – Женей, Светой и Мариной. Но вскоре компания разделилась на пары, потому, что оказалось:
• Света ненавидит ходить на лыжах.
• Костя, Женин брат часто катается со своей подружкой на лыжах
• А Фома теперь бежит на свидание к Костиной сестре.
С кем же проводит время Марат?

Задача 4.
Шестеро друзей в ожидании электрички заскочили в буфет.
• Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром.
• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье.
• Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.
• Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы.
• Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад.
Из чего состоял завтрак каждого из друзей?

Решение: Так как
• Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром;
• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье;
• Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов;
• Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы;
• Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то:
Второй раз проанализируем условия.
• Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром.
• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье.
• Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.
• Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы и Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром.
• Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то и Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.
Третий раз проанализируем условия.
• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье.
• Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то и Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.
• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье
• Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром

Задача 5.
В одном небольшом кафе в смене одновременно работали 5 человек: администратор, повар, кондитер, кассир, дворник. Одновременно на работу выходили мисс Галбрейт, мисс Шерман, мистер Вильямс, мистер Вортман и мистер Блейк. При этом известно, что:
1. Повар – холостяк.
2. Кассир и администратор жили в одной комнате, когда учились в колледже.
3. Мистер Блейк и мисс Шерман встречаются только на работе.
4. Миссис Вильямс расстроилась, когда муж сказал ей, что администратор отказал ему в отгуле.
5. Вортман собирается быть шафером на свадьбе у кассира и кондитера.
Кто на какой должности в этом кафе?

Решение:

Естественно, что на уроке я не использую все предложенные задачи, а подбираю для каждого класса индивидуально, в зависимости от их подготовленности и способностей.
2.Задачи для самостоятельного решения.
Можно разделить учащихся на группы и каждой группе дать индивидуальное задание или подобрать задачи для каждого ученика.

Задача 1.
Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивном соревновании. На вопрос, какие места они заняли, они ответили:
1) "Коля не занял ни первое, ни четвертое места".
2) “Боря занял второе место”.
3) “Вова не был последним”.
Какое место занял каждый мальчик?
Задача 2.
Три одноклассника - Влад, Тимур и Юра встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой - физиком, а третий - юристом. Один увлекся туризмом, другой - бегом, третий - регби.
1. Юра сказал, что, на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра - единственный врач в семье, заядлый турист.
2. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.
3. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.
Кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия?
Задача 3.
Три друга — Иван, Дмитрий, Степан преподают различные предметы (химию, литературу, физику) в школах Москвы, Калининграда и Перми. Известно:
1) Иван работает не в Москве, а Дмитрий не в Калининграде;
2) москвич преподает не физику;
3) тот, кто работает в Калининграде, преподает химию;
4) Дмитрий преподает не литературу.
Какой предмет и в каком городе преподает каждый из товарищей?
Задача 4.
Четыре девочки Маша, Таня, София и Полина взяли в кафе сок. Каждая из них покупал только один сок, причем две из них купили сок яблочный, одна виноградный, и одна – грушевый. Известно, что у Маши и Тани разные вкусы. Разные соки взяли Маша с Софией, Полина с Софией, Полина с Машей и Таня с Софией. Кроме того известно, что Маша купила не грушевый сок. Определить, какой сок пила каждая из них.
Задача 6. (Один из вариантов «Задачи Эйнштейна»)
Пять домов стоят вдоль дороги, один за другим.
1. Доцент живёт в красном доме.
2. Гробовщик держит собак.
3. Сантехник пьёт чай.
4. Зелёный дом слева от белого.
5. Хозяин зелёного дома пьёт кофе.
6. Любитель «Примы» держит птицу.
7. Хозяин жёлтого дома курит «Беломор канал».
8. В центральном доме любят молоко.
9. Приёмщик стеклотары живёт в первом доме.
10. Курящий «Яву» сосед хозяина кошек.
11. Хозяин лошадей – сосед курящего «Беломор».
12. Любитель пива курит «Кубинские» сигары.
13. Ночной сторож предпочитает сигареты «Друг».
14. Приёмщик стеклотары живёт рядом с синим домом.
15. Курящий «Яву» сосед пьющего воду.
Кто держит рыб? (номер дома, цвет профессия, напитки)
Решение:

3. Домашнее задание.
Составить логическую задачу самостоятельно.
Удачи вам!

Задачи, составленные моими учениками.
Иванова Светлана, 7«Б» кл.
На дискотеку пошли 4 девочки: Маша, Оля, Рита. На медленный танец их приглашали Сергей, Рома, Саша, Паша. Кто с кем танцевал, если:
1) Оля не танцевала с Пашей;
2) Таня не танцевала с Пашей и Романом;
3) Рита танцевала с Ромой;
4) Оле понравился Сергей, но она не танцевала с ним.

Маякова Оксана, 9«А» кл.
Бизнесмены Боря Вова Гриша и Гена зарабатывают сумасшедшие деньги, их фамилии засекречены, но удалось их узнать, правда непонятно какая кому принадлежит. Их фамилии: Иванов, Енин, Сидоров, Петров. Так же наши шпионы выяснили:
1) Боря и Петров не имеют личные самолёты.
2) Гриша и Иванов вообще ничего личного не имеют, кроме счетов в швейцарском банке.
3) Гена теперь важнее Енина, хотя Енин и имеет личный самолёт.
4) Петров важнее Енина.
У кого какая фамилия?

Конева Ксения, 9«А» кл.
Четыре подружки: Даша, Маша, Ольга и Таня ходили в магазин покупать подарки. И все подарки разные. Блокнот, альбом, брелок, и книга. На вопрос кто какие подарки купил, они ответили так:
1) Даша и Оля не знали кто купил блокнот;
2) Оля сказала, что Даша и Маша вместе с ней посещали магазин, где продают брелки.
3) Даша не покупала альбом.
Кто какой подарок купил?

Рекомендуем посмотреть:

Что такое технология потоковых данных Использование облачного хранилища данных в образовательном пространстве Восьмеричный переход Конспект урока информатики по теме «Разветвляющие алгоритмы», 10 класс

Похожие статьи:

Оценка достижений учащихся на уроках информатики

Конспект открытого урока по информатике в 9 классе

Конспект урока информатики в 8 классе

Конспект урока информатики в 3 классе

Конспект урока информатики во 2 классе

QBasic Графика. Поурочное планирование уроков информатики, 8 класс | Мотивация на уроках информатики
Опубликовано: 3499 дней назад (27 мая 2015)
Просмотров: 361525
+4
Голосов: 4
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 27 мая 2015 в 16:49 +2
Добрый день, Екатерина Викторовна. Познакомилась с Вашими логическими задачами. Они учат вниманию, классификации полученной информации, занося полученные данные в таблицу. Очень хорошо, что Вы используете жизненные ситуации и тоже самое делают Ваши ученики. Задачи имеют несколько уровней сложности. Многие коллеги смогут ими воспользоваться в урочной и внеурочной деятельности. Но при составление конспекта нужно быть внимательней. Цель мы ставим всегда одну, а вот задач может быть несколько. scratch Пожалуйста учтите это на будущее. Желаю творческого успеха. Свой голос я отдаю Вам.
Екатерина Викторовна Соловьёва # 28 мая 2015 в 08:32 0
Татьяна Евгеньевна, здравствуйте!
Большое спасибо за внимание к моему блогу, голос и комментарий. На этом сайте я новичок, поэтому мне очень важно Ваше мнение. Но, по-поводу цели, не могу с Вами согласиться, так как цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего. Поискала статьи на эту тему и нашла, даже на этом сайте.
https://ped-kopilka.ru/blogs/jbanov-aleksandr/celi-i-zadachi-uroka.html
Собственно, все три цели у меня указаны: обучающая, развивающая и воспитательная, наверное надо было подписать их.
С уважением,
Екатерина Викторовна Соловьёва.
Сидорова Зоя Григорьевна # 5 июня 2015 в 14:05 0
Екатерина Викторовна! Ваша публикация мне понравилась. Мне представляется, что основной задачей любого педагога на любом уровне обучения является умение научить ребёнка думать, рассуждать, логически мыслить. Практически все задачи развивают логическое мышление, т.к. перед тем как решить задачу, мы рассуждаем, выстраиваем логическую цепочку, мыслим. Знакомство с табличным способом решения задач помогает более совершенно справиться с поставленной целью - решить задачу. Чтобы достигнуть поставленной цели (решить задачу), мы предпринимаем несколько шагов (ставим перед собой несколько задач), необходимо:
- научить составлять таблицу,
- формировать умение отыскать ключевое утверждение,
- учить сравнивать утверждения между собой,
- устанавливать связи и противоречия, и т.д.
- и т.д.

Каждая цель раскрывается несколькими поставленными задачами
"Задачи - это шаги по достижению поставленной цели".(см.http://metodisty.ru/blogs/entry/kak_formulirovat_cel_uroka по Вашей же ссылке)
Таким образом, логически рассуждая, если Вы поставили несколько целей (в Вашей публикации я вижу одну цель - решение логических задач табличным способом), необходимо к каждой из них поставить соответствующие задачи, как бы уточнить, как, каким способом Вы достигните цель. Вы задачи не написали, хотя в публикации их можно найти (я их написала)
Вот видите, вы и меня заставили порассуждать, логически помыслить.
Спасибо за публикацию, возможность познакомиться с одним из способов решения логических задач. Думаю, что многим педагогам материалы публикации пригодятся в работе.
С мнение Татьяны Евгеньевны Сухаревой я согласна.
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 2 июля 2015 в 11:58 0
Здравствуйте.
Екатерина Викторовна,данный вами урок способствует формированию такой мыслительной операции,как анализ,умению устанавливать взаимосвязь между данными.Задания способствуют формированию информационных умений и навыков:работа с текстом,представление информации в табличной форме.Данный материал учит рассуждать и излагать мысли последовательно.
Домашнее задание также способствует формированию умения составлять алгоритм решения,воспитанию самостоятельности.
Задания можно использовать на уроке и внеурочных мероприятиях.
Примите голос!
рита # 4 марта 2017 в 10:14 0
Екатерина Викторовна! Большое вам спасибо от учителей математики и информатики школы №171.Задания увлекают как 7-классников,так и 4 классы. Дети весь урок пытаются найти правильное решение. С огромным СПАСИБО, учителя ГБОУ школы №171
Мурмир # 18 мая 2017 в 01:49 0
Огромное вам спасибо, благодаря вашей статье удалось разобраться в спорной логической задаче, вызвавшей море противоречий; после составления по ней многоэтажной таблицы стало ясно, что корень противоречий - в некорректно изложенном условии, вследствие чего она не может иметь точного ответа, а ответ колеблется в определённом интервале чисел, и, благодаря таблицам, это стало очевидно, как на ладони. Ещё раз море благодарностей, ведь не только дилетанты по ней спорили, но и выпускники физ-матов поломали копья, громоздили системы уравнений, позабыв и думать о таких азах, как таблицы. И вот - именно таблица окончательно всё прояснила. Спасибо!
Инесса # 24 сентября 2017 в 19:21 0
Спасибо за отличную подборку задач!