Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игры и речевые упражнения в коррекционной работе логопеда ДОУ

Игры и речевые упражнения в коррекционной работе
Автор: учитель-логопед Овчинникова Татьяна Викторовна, МБДОУ "Детский сад №407" г.о. Самара
Игры и речевые упражнения в коррекционной работе по формированию лексико-грамматической стороны речи с детьми с ОНР старшего возраста
Наряду с ранее существующей клинической классификацией речевых нарушений Левиной Р.Е. была создана психолого-педагогическая классификация. Согласно этой классификации ОНР - это не форма дефекта, а состояние речевой системы, внутри которой могут быть различные клинически формы. ОНР включает в себя алалию, ринолалию, дизартрию с ее стертыми формами, часть детей с причиной так называемого неясного генеза.

Коррекция ОНР - длительный процесс, который должен устранить нарушение всех компонентов речи. Для того, чтобы коррекционная работа осуществлялась эффективно, была интересна детям с дефицитами развития, учитель-логопед должен использовать в работе различные технологии, многофункциональный дидактический материал, вносить коррективы в наглядность при проведении образовательной деятельности.

В своей работе я хочу поделиться некоторыми упражнениями, играми, которые успешно использую в коррекции общего недоразвития речи у детей шестого года жизни. При выборе дидактического материала руководствуюсь тем, что в основу коррекционной работы положена такая единица устной речи, как предложение, с учетом закономерности его развития. Гвоздев А.Н писал, что предложение в развитии детской речи ребенка играет огромную роль, оно является основной единицей речи, как орудие мышления.

Осуществляя коррекционную работу при формировании умения выделять признаки предметов и усвоению родовой принадлежности прилагательных мужского, женского и среднего рода использую следующие упражнения: предъявляю ребенку две картинки с изображением раскрашенного и нераскрашенного петуха. Задаю вопрос: «Какой этот петух?». Ребенок подбирает определения - красивый, разноцветный, яркий, пестрый (в отличие от нераскрашенного петуха). Обращаем внимание на окончание имен прилагательных.

Далее можно предложить вид работы, развивающий мышление детей. Предлагаю отгадать загадку, ориентируясь на одно слово-признак. На двух картинках изображены волк и заяц. «Про кого скажу дикий, серый, пугливый, а про кого дикий, серый, злой? Почему ты отгадал, какое слово тебе помогло?» Такое же упражнение проводится с парой картиной белка-лиса (дикая, рыжая, пугливая; дикая, рыжая, хитрая).

Наибольшую трудность для детей представляет средний род, при его изучении целесообразно дать сразу маленький рассказ, который составляется с детьми с опорой на предметные картинки. Использую короткий текст.

«Летом мы были на море. Оно чистое и прозрачное. Небо чистое, ясное, голубое. Над морем светит яркое солнце. Набежало маленькое облачко и солнышко спряталось». Дети отвечают на вопросы, четко проговаривая окончания прилагательных ( Какое небо? Какая вода? Какое солнце? Какое облачко?).

Изучение слов-антонимов начинаю с чтения стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», каждый раз задавая вопрос: «Какой это мальчик?». Можно составить рассказ о двух мальчиках Ване и Мите. Использую предметные картинки или компьютерную презентацию.

«Жили два мальчика - Ваня и Митя. Ваня был неряшливый, а Митя чистоплотный. Ваня бросил на пол апельсиновые корки, Митя подмел их. Ваня драчливый, злой, а Митя заботливый, добрый. Ваня дернул за косичку Машу, она заплакала. Митя пожалел Машу и дал ей яблоко». Дети отвечают на вопросы, используя противительный союз «а». (Ваня злой, а Митя добрый).

В ходе образовательной деятельности с нейротипичными детьми использую следующие упражнения. Предъявляю картинки (или макет) с изображением забора, деревьев, дома, человека, ягоды, собаки, молока. Про кого и про что можно сказать высокий-низкий(дом, забор, человек, дерево), добрый-злой(человек, собака), ловкий-неуклюжий (человек), кислая-сладкая (ягода), теплое-холодное ( молоко)?

Образовательную деятельность по усвоению падежных конструкций начинаю с винительного падежа без предлога с окончаниями существительных на у-ю, а-я.

Дети любят играть в игру «Поймай рыбку». В аквариуме, который стилизован под озеро, находятся игрушки: рыбка, кукольная туфелька, бутылочка, баночка и др. Дети удочкой с магнитом вылавливают из озера предметы и оречевляют свои действия: «Я поймал рыбку, туфлю, банку, бутылку».

Игра «Доктор Айболит» может быть представлена как компьютерная презентация или организована с помощью пальчикового театра. К доктору Айболиту приходят, приплывают, приползают, прилетают разные звери, птицы, насекомые. Кого будет лечить Айболит? (Айболит будет лечить лису, волка, собаку, кита, лягушку, змею). Аналогично можно организовать игру «На прогулке». Дети идут в лес и увидят там муравья, бабочку, кузнечика. В реке они увидят карася, щуку, рака. На болоте увидят комара, лягушку, ужа.

Развивая образное мышление детей, рассматриваем сюжетную картинку, где девочка идет по лесу и заглядывает под елку. Кого и что она может увидеть там? ( Ежа, ягоду, шишку). Составляем вместе с детьми короткий рассказ «Воскресенье». «Сегодня воскресенье. Все заняты делом. Папа чистит рыбу. Дедушка режет мясо. Вова чистит картошку. Мама варит уху. Бабушка жарит рыбу»

При работе с существительными в дательном падеже (окончания у-ю-е) закрепляется словарь из лексических тем "Домашние птицы и животные", "Профессии". Дети упражняются в правильных ответах на вопросы кому? чему? Снегурочка принесла домашним птицам и животным подарки. Кому и что мы дадим? Косточку - собаке, зерно - птичке, молоко - кошке и так далее. Какие предметы нужны врачу, учителю, шоферу, парикмахеру, повару? (термометр дадим врачу, половник - повару, руль шоферу, половник - повару, ножницы парикмахеру).

С помощью интерактивной доски отправляемся с детьми на ярмарку. Там продают различные игрушки - Красную Шапочку, Незнайку, Кота в сапогах. Вдруг подул сильный ветер и унес с каждой игрушки какой-то предмет, это плащ, шляпа, шапка, корзинка. Кому и что надо вернуть? Дети составляют предложения: « Синюю шляпу отдадим Незнайке, корзинку - Красной шапочке, плащ и шапку Коту в сапогах».

Учим составлять предложения из слов, данных в начальной форме. Упражнение «Подружи слова» развивают слуховую память, учат согласованию слов в предложении. Например, налей (вода, собака), принеси полотенце (брат, сестра, бабушка).

Отрабатывая родительный падеж существительных с окончаниями ы-и, а-я, предлагаю начать с родительного падежа отрицания. Выполняем упражнения: рассматриваем пары сюжетных картинок, сравниваем их и отвечаем на вопрос: «Чего не стало у Оли, Вовы?» ( У Оли нет куклы, у Вовы нет танка); работаем с настольным театром по сказке «Репка». Дети выстраивают персонажей сказки по порядку, закрывают глаза, логопед убирает одну фигурку и спрашивает: «Кого не стало?» ( Игра «День и ночь»).

Далее переходим к родительному падежу части и целого. Целесообразно использовать название мелких частей предмета, которые недостаточно актуализированы в речи детей. У чайника нет носика, у кастрюли нет крышки, у самолета нет крыла, у кресла нет подлокотника.

Играя в игру «Загадай желание», логопед предлагает отгадать загаданное желание. Перед детьми предметные картинки: колбаса, сыр, хлеб, молоко, чай, кефир, сок, сахар, соль. Надо правильно ответить на вопросы: я отрежу кусочек чего? (сыра, колбасы), я выпью стакан чего? (сока, молока)», я куплю пачку чего? (соли, сахара).

Изучая родительный падеж принадлежности, упражняемся в ответах на вопросы: чья вещь? кого вещь? чье жилище? (карандаш Вовы, сумка мамы, копыто лошади, хвост лисы, клетка попугая, дупло белки).

Для нейротипичных детей трудность представляет творительный падеж существительных с флексиями ом (ем), ой(ей). Предлагаем вопросы: чем рубят, пилят дрова? копают землю? Усложняем упражнение и даем пары картинок хлеб-нож, руки-полотенце, платье-утюг. Надо составить предложение, назвав пропущенное слово. Творительный падеж целесообразно изучать при употреблении обозначения профессий (Кто кем работает, кто кем хочет быть?). Игра «У Мухи-цокотухи день рождения», организованная в форме театрализованной деятельности, способствует правильному построению предложений с употреблением необходимых окончаний имен существительных в творительном падеже. На столе у хозяйки самовар, чай, торт, печенье, шоколад, сок. Чем угостит Муха-цокотуха гостей? Аналогично можно провести игру «Накорми животных» (Чем угостим зайца, белочку, птичку?).

Используя в образовательной деятельности различные игры и упражнения, учитель-логопед руководствуется тем, что дети с ОНР зачастую имеют наглядное мышление, поэтому в работе необходимо чередовать наглядность и виды деятельности. Используем плоскостные картинки, муляжи, натуральные предметы, театрализованную деятельность, современные компьютерные технологии. При такой организации образовательной деятельности у детей эффективнее формируется речевая функция, и развиваются высшие психические функции.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая работа по развитию памяти, речи и воображения у детей Дидактическая игра по развитию речи для детей 5-6 лет Материал для родителей по закреплению знаний детей по лексической теме «Овощи Логопедическое лото
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду
Опубликовано: 1728 дней назад (29 февраля 2020)
Просмотров: 588
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Любовь Викторовна Немцева # 25 марта 2020 в 06:45 0
Здравствуйте, Екатерина Вячеславовна. Вы подробно описали материал для работы с детьми. Информация полезная, спасибо, буду использовать на занятиях.