Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Взаимоотношения людей инвалидов с обществом

Сопровождение дошкольников с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада
Автор: Екатерина Вячеславовна Овчинникова , старший воспитатель
Место работы: дошкольные группы МБОУ Школа №118 г.о. Самара
Взаимоотношения людей, имеющих инвалидность, с обществом
Цель: сформировать необходимые предпосылки к дальнейшему обучению детей с особыми возможностями здоровья в массовой школе, социализироваться в обществе здоровых сверстников
Актуальность проблемы: нацелить и организовать в предшкольном детстве индивидуальное и целесообразное сопровождение дошкольников с особенностями развития со стороны педагогов, родителей и сформировать толерантное отношение к детям с ОВЗ со стороны ровесников, взрослых, окружающих малышей.
Задачи:
- воспитание доброжелательных отношений детей друг к другу, желание совершать добрые поступки, делать добрые дела;
- обобщение представлений детей о доброте и соответствующих эмоциональных состояниях;
- воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям;
- формирование стремления к взаимопомощи.

Работа в течение 17 лет с дошкольниками детского сада компенсирующего вида, в котором воспитывались дети с особыми возможностями здоровья, а именно с тяжелыми нарушениями речи, позволили мне обобщить опыт работы и предложить некоторые рекомендации по обучению и воспитанию этих детей в условиях детского сада компенсирующего вида и детского сада в группах для нормально развивающихся детей, способствовать их реабилитации, сформировать необходимые предпосылки к дальнейшему обучению в массовой школе, социализироваться в обществе здоровых сверстников.
Изменилось представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида, что привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.
Актуальность предложенной темы заключается в том, чтобы нацелить и организовать в предшкольном детстве индивидуальное и целесообразное сопровождение дошкольников с особенностями развития со стороны педагогов, родителей и сформировать толерантное отношение к детям с ОВЗ со стороны ровесников, взрослых, окружающих малышей. Если говорить об отношении общества (а общество - это все мы, жители многонациональной страны, граждане нашего государства и каждый человек в отдельности) к детям инвалидам, основанном на опыте взаимодействия, то наиболее показательным примером такого отношения является совместное обучение детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих инвалидность.
Среди детей с тяжелыми нарушениями речи по имеющейся у нас статистике до 4% в каждой группе детского сада воспитывались дети инвалиды. Это дошкольники:
• с ринолалией - речевым нарушением, выражающемся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи. Ринолалия связана с расщелиной губы, твердого и мягкого неба;
• с дизартрией. Сущность дизартрии - нарушения произносительной стороны речи, обусловленной недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой;
• с алалиями. Основная проблема при алалии — неспособность выразить мысли в словесной форме, нарушениями произносительной и понятийной стороны речи, обусловленной органическими поражениями ЦНС;
• дети с нарушениями речи из-за снижения слуха и интеллектуальной деятельности и другими нарушениями.
Патологическое речевое развитие не позволяет детям использовать речь как коммуникативную функцию и затрудняет речевое общение в коллективе сверстников, за пределами детского сада.
Дети с проблемами в речевом развитии сталкиваются с трудностями, которые становятся препятствиями для полноценной жизни. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие примирения со своим положением и преодоление психологического дискомфорта, затруднения в обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи. Дети с тяжелыми нарушениями речи не имеют достаточной возможности с помощью вербального общения обогащать свой лексический и интеллектуальный потенциал.
Первично у детей нарушена речь, как правило, это нарушение сопровождается несформированностью высших психических процессов (внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы); нарушением моторики (общей и мелкой) и другими нарушениями. Все это позволило признать дошкольников инвалидами.
Таким образом, мы исходили из того, что инвалид – человек, который имеет особые потребности и ограниченные возможности. Данные ограничения возникают из-за психических, умственных или физических отклонений. Общество считает инвалидами тех людей, которые не могут или ограничены заниматься какой-либо деятельностью в отличие от нормального человека.
Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения - это закономерный этап развития системы инклюзивного образования в любой стране мира, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Уровень и качество жизни любого общества (страны), определяется по степени заботы государства о самых незащищенных социальных и демографических слоях, к которым относятся дети инвалиды. Такой подход к образованию неординарных детей связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». При таком подходе педагогика становится инклюзивной в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. Обозначено понятие инклюзивного образования: обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Выстраивая работу с детьми, имеющими инвалидность, мы остановились на воспитании и обучении этой категории детей в дошкольном учреждении: деятельности педагогов, обучении родителей, воспитании толерантности со стороны взрослых и нормально развивающихся детей.
Работая с детьми инвалидами всем участникам коррекционного процесса (детям, родителям, педагогам) было предложено познакомиться и опираться на аксеологическую концепцию, то есть, ценностное отношение к каждому человеку, независимо от его возможностей, социального статуса, развития; на деонтологию - науку о должном, то есть, юридические, профессиональные, моральные правила и нормы общения с людьми, о поддержании человека, чтобы он не падал духом и чувствовал себя равным среди равных. Каждому педагогу в детском саду было разъяснено, что он, работая с ребенком инвалидом, становится педагогом-дефектологом, а дефектолог - как Храм, открыт всегда и для каждого. То есть, должен быть готов выслушать ребенка, разобраться в его проблемах и помочь в решении.
Начиная выстраивать работу с детьми инвалидами, мы, в первую очередь, остановились на формировании у педагогов педагогической толерантности:
• способность понять и принять ребёнка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения;
• воспитание у сверстников толерантного и уважительного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Были сформулированы основные задачи инклюзивного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:
- укрепление здоровья детей;
- осуществление своевременной социальной адаптации ребёнка в обществе;
- формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную компетентность.
Далее педагогами были рассмотрены общие вопросы, на которые следовало обратить внимание в процессе организации воспитательно-образовательной работы с детьми-инвалидами, они сформулированы в следующей редакции:
• воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, желание совершать добрые поступки, делать добрые дела;
• оказывать помощь и обращаться за помощью к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, быть отзывчивым, милосердным;
• обобщить представления детей о доброте и соответствующих эмоциональных состояниях;
• воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям;
• формировать потребности радовать близких добрыми делами;
• расширять гендерные представления о том, что люди должны быть внимательны друг к другу;
• воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности;
• формировать стремление к взаимопомощи, помочь детям почувствовать радость от того, что они помогли, доставили радость друг другу.
Следующим этапом было определено, что работа будет проводиться в форме игровых занятий с использованием разнообразных методов. Предпочтение отдаётся игровым и практическим методам и приёмам:
- решение проблемных ситуаций;
- упражнения;
- дидактические и подвижные игры;
- продуктивная деятельность;
- слушание музыки;
- рассказывание, чтение художественной литературы, беседы;
- развлечения.
Хочу представить некоторые методические приемы при воспитании толерантности у дошкольников.
Педагогические коллективы детских садов, решая актуальную проблему педагогики - воспитание толерантности у дошкольников (терпимость, доброжелательное отношение к людям «не таким, как все», уважение людей разной национальности), используют кукол-помощников. Выбор обусловлен тем, что именно с помощью куклы ребенок познает окружающую действительность, это своеобразное окно в мир, школа воспитания чувств. Если в окружении ребенка появятся куклы, не такие, как все, в дальнейшем он сможет перенести их образ на действительность, окружающую реальность, проявляя к «необычным» детям не только тактичное отношение, но и сочувствие, доброжелательность, желание помочь. Мы воспользовались опытом одного из детских садов нашего города, расширили их разработки, дополнили арсенал необычных кукол и успешно применяем в работе. Педагоги изготавливают необычные куклы, подбирают стихотворения и с их помощью проводят уроки доброты. Объяснение с участием необычных кукол происходит проще, доступнее, и дети с удовольствием участвуют в занятии, приобретая необходимый опыт.

Вот взгляните – это ёж,
На других он не похож.
Колючки есть у всех ежей,
А этот, представляете,
Родился с шубкой из кудрей
И цветом солнца раннего.
Он был как спелый апельсин:
Кудряшки так сверкали.
В лесу он был такой один,
Все сразу замечали.
Ёж только выйдет за порог -
Смеялись даже пташечки:
Клубком кататься он не мог -
Пружинили кудряшечки…
Ёж всех любил в своём лесу:
Зверей, букашек маленьких,
И даже хитрую лису.
И уважал всех стареньких.
Он не такой как все ежи…
Но разве это – важное? –
Любовь, тепло его души
Согреют сердце каждое!

Эффективность коррекционной работы с ребенком инвалидом возможна при условии построения индивидуального образовательного маршрута для каждого конкретного воспитанника. Структура программы может быть самой различной, но я остановлюсь схематично на тех обязательных вопросах, которые обеспечат успешность коррекционной работы. В первую очередь, это комплексное обследование и диагностика уровня развития ребенка инвалида. Далее необходимо выявить запросы семьи на образовательные услуги и координировать деятельность семьи и ДОУ. Определить комплекс мероприятий для сохранения и укрепления здоровья дошкольника и спланировать комплекс психолого-педагогических мероприятий, которые будут проводиться с ребенком инвалидом. В индивидуальном сопровождении планируется социализация ребенка инвалида в макросреде, проведение мероприятий, направленных на взаимное принятие и сплочение всех участников группы, определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка инвалида: родители – ребенок – ДОУ - школа. Следует рассмотреть вопрос о подборе технологий для воспитания и обучения инвалида.
Важным фактором в работе является начальная подготовка участников педагогического процесса к включению ребенка инвалида в группу нормально развивающихся сверстников.
Оценку уровня личностного развития детей в конце каждого года обучения и воспитания следует проводить на основании требований основной образовательной программы ДОУ и программы индивидуального сопровождения. Самое главное - обеспечить усвоение базового минимума знаний. Заполнение карты оценки проводится в начале каждого учебного года и по его окончанию. Мы анализируем наши личные наблюдения за ребенком в течение всего периода обучения и воспитания в дошкольном учреждении, делаем выводы на основании показателей диагностических карт развития, наблюдений и анализа результатов продуктов деятельности ребенка.
Коррекционная работа с ребенком инвалидом не может ограничиваться рамками ДОУ и должна быть поддержана семьей ребенка. Для родителей организуются семинары-практикумы, готовится подборка методической литературы. Наиболее действенной, на наш взгляд, особенно на начальном этапе работы, является личная беседа с родителями. Мы ориентируем родителей на то, что воспитательная работа с аномальным ребенком проводится с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, направлена на формирование у него самостоятельности, навыков самообслуживания, труда и культуры поведения, умения жить и работать в коллективе.
Воспитание аномального ребенка требует деликатного, тактичного отношения окружающих к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность. Важно воспитать у ребенка оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудности, стимулировать его компенсаторные возможности, ориентировать на положительные качества и вместе с тем развить способность к критической оценке своих действий и поступков.
Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания случившегося, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме. Конструктивное отношение - это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее, родители уже успели выбрать позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут адаптироваться и семье, и ребенку.
Государство предприняло необходимые меры для обучения и воспитания дошкольников инвалидов с тяжелыми нарушениями речи. Дети могут воспитываться в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, посещать общеразвивающую группу ДОУ. Они получают индивидуальное сопровождение со стороны учителя-логопеда, специально подготовленных воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.
Таким образом, в результате правильно организованной коррекционной педагогической деятельности дети инвалиды получают возможность испытать радость общения, ощутить свою значимость и защищенность среди сверстников, преодолеть скованность и эмоциональную тревогу, получить необходимые первоначальные знания, которые дают возможность детям-инвалидам обучаться в общеобразовательной школе по общей программе.

Рекомендуем посмотреть:

День толерантности в школе. Сценарий Мастер-класс «Дружба крепкая» День толерантности в 5 классе Классный час о толерантности в 5 классе

Похожие статьи:

Классный час на тему Толерантность 4 класс

Толерантные и интолерантные люди

Классный час «Толерантная личность», 11 класс

Классный час, 10-11. Странный человек

Урок толерантности в 6 классе

Индивидуальная программа развития для ребенка с тяжелыми нарушениями речи | Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду
Опубликовано: 3196 дней назад (24 марта 2016)
Просмотров: 2576
+5
Голосов: 5
Лариса Владимировна Валитова # 24 марта 2016 в 19:01 +2
Здравствуйте, Екатерина Вячеславовна. Проблема, о которой Вы сообщаете, очень необходима для обсуждения. но в то же время она обсуждается в узких кругах педагогов. Я тоже работаю время от времени в такой сфере, как дети, оставшиеся без попечения. дети с нарушениями речи, дети - сироты, которые страдают набором отклонений. Ваша статья очень нужна для работы педагогам с такими детьми. Спасибо.
Елена Викторовна Багрова # 25 марта 2016 в 14:36 +2
Здравствуйте, Екатерина Николаевна!
В своей статье Вы затрагиваете очень важную тему.
Сейчас проблема адаптации детей с отклонениями физического и психического здоровья в среде сверстников стоит очень остро. Вы даете правильные рекомендации, подсказываете пути решения данной проблемы.
Спасибо за публикацию! Примите голос! Удачи!
С уважением!!!
Татьяна Викторовна Овчинникова # 28 марта 2016 в 08:06 +1
Спасибо, Елена Викторовна)
Светлана Сергеевна Утюжникова # 28 марта 2016 в 11:37 +1
Уважаемая Екатерина Вячеславовна!Дети с тяжелыми нарушениями речи,нуждаются в особом внимании в наше время.Вы описали организованный коррекционно-развивающий процесс,практический опыт в вашей работе.Спасибо Вам за предлагаемый материал,за методические рекомендации.Удачи Вам!
Ирина Николаевна Ступченко # 28 марта 2016 в 15:00 +1
Спасибо огромное за приглашение.
Работа с коррекционными детьми всегда требует особого подхода, терпения и проявления искренной доброты. Ваша работа велеколепно вписывается в коррекционную программу, т.к. раскрывает многие методы и приёмы работы с учащимися с особыми возможностями здоровья. Вы умница и молодец, что работаете в данном направлении. Знаю не понаслышке то, о чём пишу (сама проработала некоторое время в коррекционной школе). Терпения, удачи и всего наилучшего Вам в пед. деятельности. Примите голос!