Конспект урока "Бессоюзное сложное предложение" 11 класс
Автор: Алексеева Елена Александровна, учитель МОУ Приморская СОШ п. Приморский
Аннотация: конспект можно использовать в старших классах, в него включены разные виды работы (трансформация, индивидуальная работа, задания на развитие речи и др.).
Тема урока: Бессоюзное сложное предложение (БСП)
Тип урока: повторение пройденного материала
Методы: словесный, наглядный
Оборудование: учебник.
Фотография озера Увильды, дидактический материал, таблица.
Цели урока: обучающая – закрепить и обобщить пунктуационные навыки в БСП, научить школьников правильно употреблять БСП в речи; различать БСП от остальных сложных предложений (ССП, СПП);
развивающая – развить логическое мышление, письменную и устную речь;
воспитывающая – воспитать любовь к природе.
Оформление доски:
Дата.
Классная работа.
Бессоюзное сложное предложение.
Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком я подвигался вперёд с трудом.
Застучали колёса на переходе мелькнул зелёный огонь будка вынырнула из темноты и опять пропала.
Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за плечо и толкает.
Не учи безделью учи рукоделью.
Д/з – выписать из литературного произведения 10 БСП. Выделить в них грамматическую основу, объяснить расстановку знаков препинания.
Ход урока
1.Оргмомент (1 мин)
Задача: организовать внимание детей, рабочий настрой.
2. Проверка домашнего задания (1 мин)
Дома ученики выполняли упражнение 26 по заданию.
Ученики отвечают на вопросы:
1. Все ли справились с домашним заданием?
2. Есть ли вопросы по домашнему заданию?
Один ученик читает домашнее задание на оценку.
3. Орфографическая разминка (7 мин)
Задачи: 1. Воспроизвести знания, полученные на прошлых уроках.
2. Создать настрой для повторения материала.
Ученики записывают под диктовку предложение, объясняют правописание безударных и непроверяемых гласных букв, расстановку знаков препинания, определяют части речи, выполняют синтаксический разбор предложения.
Три ученика работают с индивидуальными карточками (Приложение 1). Один ученик – у доски.
За ветреную и долгую ночь сад сбросил, сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние (К. Г. Паустовский).
Вопросы ученикам:
1. Каким является предложение по структуре?
2. Какой тип сложного предложения?
3. Чем характеризуется БСП?
Вывод: данное предложение является бессоюзным. БСП – это сложное предложение, части которого связаны между собой бессоюзной связью.
4. Повторение пройденного материала (10 мин)
Задача: повторить со школьниками БСП и научить их правильно употреблять в речи.
На доске записаны БСП, в которых употребляются различные знаки препинания, ученики отвечают на вопросы:
1.Какой тип предложения?
2.Где нужно поставить знаки препинания? Аргументировать свой ответ.
3.При каком значении ставится двоеточие, запятая, точка с запятой, тире в БСП?
5. Закрепление материала (13 мин)
Задача: отработка полученных знаний на практике.
1.Учитель раздаёт карточки с предложениями, ученикам нужно объяснить, расстановку знаков препинания в БСП.
1. Просился на Кавказ – отказали. (М. Ю. Лермонтов) 2. До тех пор я её почти не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы. (К. Г. Паустовский) 3. Метель не утихала, небо прояснялось. 4.На глаз поверишь – криво отмеришь.5. Солнце только что начинало подниматься из-за туч; в воздухе было свежо. (Л. Н. Толстой)
Вывод по заданию: в данных БСП ставятся различные знания препинания, потому что они имеют разнообразное значение.
2. Ученики выполняют упражнение 31 из учебника. Находят в тексте БСП, аргументируя свой выбор.
Вывод по заданию: БСП отличаются от других предложений тем, что в них бессоюзная связь.
3.Ученики под диктовку записывают БСП, используя таблицу, объясняют расстановку знаков препинания.
Одни ученик работает у доски.
1.Дунул ветер – всё дрогнуло. (М. Горький) 2.Ужебо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день… (А. С. Пушкин) 3.Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. С. Пушкин) 4. Солнце выглянуло – она повеселела. (В. Каверин) 6.Облака рассеялись, на тёмно-синем небе засверкали звёзды; на бархатной поверхности моря тоже мелькали огоньки. (М. Горький)
Учитель ставит оценку ученику, работавшему у доски.
Вывод по заданию: тире в БСП ставится тогда, когда происходит быстрая смена событий, вывод; запятая в том случае, если части тесно связаны между собой, присутствует перечисление; точка запятая – когда части не так тесно связаны по смыслу.
4.Ученики списывают предложения, расставляют знаки препинания. Написать второе предложение с соответствующим союзом.
Образец: Восходит солнце – слепнут ночные птицы. – Когда восходит солнце, слепнут ночные птицы. Восходит солнце, поэтому слепнут птицы.
1.Несусь ли я на коне степь отвечает мне. (М. Ю. Лермонтов) 2. Брожу ли поздней порой небо светит мне луной. (М. Ю. Лермонтов) 3.Встанешь утром часа в четыре выйдешь в сад роса блестит на цветах. 4.Стали искать никто не откликнулся. 5. Кончишь школу поедешь в Академию художеств. (В. Ф. Панова) 6.Было бы здоровье остальное будет.
Вывод по заданию: БСП могут трансформировать в СПП или ССП разного вида.
5. Изменить предложения так, чтобы они стали бессоюзными, расставить знаки препинания.
1.Отряд наш несколько отстал, а мы с Дерсу шли впереди и говорили между собой. 2. Сердце его сильно билось, но страха не было в душе его. 3. Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде. 4.Когда взошло солнце, вся природа ожила. 5.Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть. 6. Когда учитель вошёл в класс, все ученики встали. 7. Если неожиданные обстоятельства меня не задержат, я непременно приду к тебе.
Вывод по заданию: ССП и ССП можно трансформировать в БСП, в которых подчинительная или союзная связь передаётся с помощью знаков препинания.
6. Работа с текстом и фотографией озера Увильды (7 мин)
Задача: развитие устной речи, умение в тексте видеть изучаемое явление.
Ученики читают текст и отвечают на вопросы:
1.К какому стилю относится текст?
2.Какова тема текста?
3.Как автор видит природу?
4.Как вы относитесь к природе? Что нужно делать, чтобы её сберечь?
Легенда Южного Урала: Увильдинская легенда
Там, где шумит голубая волна озера Увильды и ветер по соснам гуляет, свою бесконечную песню поет, родилась эта легенда.
В те поры спал наш Урал, как могучий богатырь-великан. Не будили его гудки паровозов, не дымили заводские трубы, не сверкали огни больших городов, трактора на полях не гуляли.
Тихо было в горах, безлюдно в степях, только воды рек и озер неумолчно шумели. Травы цвели, птицы в лесах гнезда вили.
Мало было людей в те годы у нас на Урале. А кто и жил, тот свету не видел.
(С. К. Власова)
Задание: найти все БСП, которые использует автор. Заменить БСП другими так, чтобы смысл текста не изменился. Ученики читают изменённый вариант.
Вопросы ученикам:
1. Как изменился текст?
2. Чего в нём не хватает?
Вывод по тексту: автор текста описывает легенду озера Увильды. Автор находит в простых явлениях прекрасные, необыкновенные явления. В каждом крае есть свои прекрасные исторические места. Каждый человек должен беречь и ценить, любить и сохранять родной край.
Выводы по заданию: автор использует БСП, которые несут дополнительную информацию, уточняют признаки явлений и предметов.
Работа с фотографией «Озеро Увильды»
На доске прикреплена фотография с изображением озера Увильды. Ученики называют БСП, которые можно употреблять при описании изображения.
Ученики сочиняют небольшой текст, с использованием БСП, определяют тип придаточных, затем читают вслух.
Вывод: БСП создают образность, выразительность текста, раскрывают признаки предметов и явлений.
7. Подведение итогов (2 мин)
Задача: проверить степень усвоение нового материала, выявить достигнуты ли цели уроки.
Вопросы к ученикам:
1.Что нового вы сегодня узнали?
2. Можно ли всегда в речи обходиться без БСП?
Вывод: БСП – это предложения, в которых части могут быть как равны, так и подчиняться одна другой, и соединяются они бессоюзной связью. Знаки препинания в БСП могут быть различны: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Постановка знаков препинания зависит от разных явлений: как связаны по смыслу части, можно ли заменить конструкцией с союзом.
Учитель выставляет оценки ученикам за работу в классе.
8. Инструктаж по домашнему заданию (2 мин)
Задача: объяснить цель домашнего задания и способ его выполнения.
Дома ученики выписывают ил литературного произведения 10 БСП. Выделить в них грамматическую основу, объяснить расстановку знаков препинания.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по русскому языку, 11 класс
Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста К. Г. Паустовского «Тай
Мастер – класс по русскому языку 9-11 класс. Лингвистический анализ текста
Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса
Похожие статьи:
Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку «Стилистика и культура речи» (10-11 класс)