Экологическое воспитание дошкольников
В данной статье описан опыт организации воспитательной работы с воспитанниками детского сада «Звёздочка» города Барыша Ульяновской области по формированию у них экологической культуры.
Дошкольная организация имеет образовательную программу, разработанную на основе основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Приоритетным направлением деятельности детского сада общеразвивающего вида является речевое развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой. Поэтому в образовательной программе отражены основные положения парциальной программы С.Н.Николаевой «Юный эколог».
Вот уже 13 лет ежегодно в апреле в нашем детском саду организуется фестиваль экологических спектаклей приуроченный к празднованию Дня Земли. Фестиваль длится одну неделю. За этот период взрослые и дети занимаются постановкой экологических спектаклей по содержанию сказок о животных, произведениям В.Бианки и М.Пришвина. В подготовке спектаклей активное участие принимают родители детей: оформляют костюмы, афиши, изготавливают атрибуты. Каждый день ребята гастролируют по группам с представлениями, главными героями которых являются животные, птицы и насекомые.
В этом году мы организовали также гастроли к ребятам детского сада "Звёздочка" в центральной части города. Спектакль по мотивам русской народной сказки "Колобок" подготовили воспитанники старшей группы "Солнышко". Ребята пытались донести до зрителей возможные последствия глобальной проблемы- загрязнения планеты Земля (в частности леса и луга): мусор в лесу может привести к болезни и даже гибели животных и растений. Сюжет сказки прост для восприятия и малышам и более взрослым зрителям. Заключением выступления стала совместная интерактивная игра "Путешествие в лес", организованная музыкальным руководителем. Ребята с удовольствием перевоплощались в обитателей леса и получали от этого нескрываемое удовольствие.
Дети младше-средней группы "Росинка" показали спектакль "Божья коровка-чёрная головка". В сказке воспеты трудолюбие, взаимовыручка, милосердие в царстве насекомых, а лень и тунеядство были осмеены. Спектакль содержал много музыкальных номеров, которые создавали радостную праздничную атмосферу в зале. Игрой начинающих актёров любовались родители и воспитанники старшей группы.
Средне-старшая группа "Созвездие" подготовили спектакль по мотиву сказки К. И. Чуковского "Муха-цокотуха". В костюмированном представлении нам понравилась характерная игра различных насекомых: бабочек, тараканов, паучка, жучков, комарика. Родители приложили немало усилий в изготовлении костюмов. В заключении сказки воспитатель помогла зрителям сформулировать мораль: настоящий друг познаётся в беде.
В этот день в музыкальном зале была организована праздничная программа для детей старшего дошкольного возраста. Дети посмотрели мультимедийную презентацию о жизни диких животных в неволе "Маленький тигрёнок", прочувствовались жалостью к амурским тиграм. Затем был показан фильм "Не дразните собак", после которого все участники заключили договор дружбы с окружающим миром.
Дети подготовительной группы "Дельфинёнок" организовали показ спектакля "Пожар в лесу". В заключении с детьми организована беседа:
-почему произошёл пожар и чем он страшен для леса?
-почему животным удалось быстро потушить огонь в лесу?
-знаете ли вы правила поведения в лесу?
В заключении все ребята исполнили совместный танец "Подари улыбку миру".
Малыши из группы "Колобок" показали представление "Паровозик из Ромашково". Они совершили поездку на птичий двор, на берег речки и в лес, посмотрели как встречают весну птицы, животные и травы. Выступление ребят сопровождалось показом слайдов презентации "Как прекрасен этот мир!". Зрители получили огромное удовольствие от просмотра представления.
Старше-подготовительная группа "Подсолнухи" подготовила костюмированное представление по сказке К. И. Чуковского "Краденое солнце". Зрителей поразила игра актёров их поставленная речь и оформленные декорации. В заключении представления ребята доступно объяснили юным зрителям для чего нашей Земле нужно солнце и предложили представить нашу жизнь без света и тепла.
В этот период педагогами детского сада был организован ряд социальных природоохранных акций. Родители воспитанников оформили листовки и социальные плакаты, а ребята расклеили их в центральном районе города и вручали прохожим. Общими усилиями в период с 18 по 22 апреля "Звёздочка" пыталась донести до жителей города необходимость не зависимо от обстоятельств ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ и СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ.
Акция "ЧИСТЫЙ ДВОР".
Акция "БЕРЕГИ ПРИРОДУ! ".
Акция "Нет-курению! ".
Вывод: По итогам проведённых акций можно сделать вывод, что у детей существенно изменилось отношение к окружающей природе. Оказавшись в нестандартных ситуациях импровизации от лица сказочного персонажа, дети научились выделять общие и типичные, характерные признаки предметов и явлений природы. У них сформировалось чувство ответственности за домашних питомцев, развилось чувство эмпатии к более слабым существам нашей планеты. В ходе мониторинга были зафиксированы изменения в поведении и суждении детей по отношению к окружающей природе. В целом можно сказать, что у 78% детей нашей дошкольной организации повысился общий культурный уровень. В поведении некоторых детей ещё просматриваются элементы жестокого отношения к растениям и насекомым (могут раздавить ногой муравья или убить гусеницу), незначительно искажено представление об их жизни и пользе для окружающего. Но другие дети и педагоги с порицанием относятся к такому поведению, осуждают его и проводят разъяснительные беседы. Мы уверены, что все воспитанники ДОО постепенно овладеют способами грамотного поведения в природе.
Рекомендуем посмотреть:
Диагностика экологической воспитанности дошкольников в детском саду
Музыка природы в рисунках детей
Мини-проект по экологическому воспитанию дошкольников
Похожие статьи:
Экологические праздники в ДОУ. Конспекты
КВН по экологии в подготовительной группе
Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе
Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе. Ценность радости и счастья