"Лингвистическая сказка" (тексты учеников 5 класса)
Приём создания "Лингвистической сказки" используется многими учителями-словесниками. Я предлагаю познакомиться с текстами моих учеников, их можно использовать и в начальной школе ("Правило переноса" и "Употребление строчной и прописной букв"), а также в 5 классе при работе с орфограммами "О-Ё после шипящих в корне", "Чередование гласных в корнях ГОР-ГАР". А можно показать образец текста сказки при изучении другой орфограммы: пускай дети творят!Лингвистическая сказка
Две сестренки
Жили-были две сестрёнки Орфоэпия и Орфография. Они очень дружили и помогали всем. У этих сестрёнок был друг Слово, он учился с ними в одном классе. И у него была и речь неправильная, и писал он плохо. А у девчонок - всё отлично. И решили они ему помочь. Орфоэпия его учила правильно произносить, а Орфография учила его правильно писать. И вскоре этот друг снова стал отличником. И он вместе с девочками всегда гулял. Они втроём стали самыми лучшими друзьями.
Ермолаева Ульяна, 5 класс.
Страна Правописания
Путешествие первое. Город Перенос.
Как-то раз сказала мама Лингвистика Орфографии:
- Доченька, в стране Правописаний творится беспредел. Съезди туда и наведи порядок со словами. Но помни, что улицы у них маленькие, их семьи не хотят жить раздельно, и много слов пропадает за красными границами полей.
- Хорошо, мама, я тебя не подведу!
Долго –ли, коротко-ли … Приехала она в город Перенос. Собрала все слова и стала их обучать. Как правильно поселяться на улице-строчке. Если на улице места не хватило, можно занять часть свободной соседней, но размещаться нужно по слогам. После приезда Орфографии в эту страну больше никто не страдал: не пропадал и не искривлялся. Потому что в городе появилось правило: «Переноси слово по слогам!»
Червякова Мария, 5 класс.
Путешествие второе
У Прописных и Строчных в гостях
Вернулась Орфография, а мама Лингвистика с новой просьбой:
- В одном городе в нашей стране появилась серьезная проблема: два сословия жителей спорят. Строчные хотят быть заглавными, прописные утверждают, что строчным живется вольготно.
И снова долго-ли, коротко-ли добралась она до этого Города. За оградой города она увидела всё разрушенным и сломанным, строчные во всю вытягиваются и пытаются становиться заглавными. А прописные кричат и возмущаются. Орфография попросила стражников их утихомирить.
- Прописные и строчные жители, наша учёная, королева Лингвистика, дает всем вам по силам: прописные возглавляют предложение и украшают начало имен собственных (имена людей, клички животных, географические названия, названия учреждений, книг) – это очень ответственная работа. А трудолюбивые строчные будут писаться в начале нарицательных имен и из них буде состоять всё слово.
Все сословия подписали договор, и Орфография вернулась к маме.
Червякова Мария, 5 класс.
Гостинец для О и Ё
Да непросто всё в орфографии. Жили по соседству буквы ё и о. Вот в один прекрасный день они встретились, подружились так, что стали лучшими друзьями и даже «о» переехала жить к букве «ё». Как-то раз к буквам пришёл в гости ежонок и принёс гостинцы от Орфографии. В одной корзине были жёлуди, а в другой был крыжовник.
Буквы «ё» и «о» проводили гостя и хотели полакомиться гостинцами, но не знали, кому взять какой подарок. Они сидели целый вечер, думая кому чего взять. Наутро они написали письмо Орфографии: «Дорогая Орфография мы очень тебе благодарны за твои гостинцы, но не могла ли ты нам помочь? Мы не знаем, кому какой выбрать гостинец?» Как только Орфография прочитала письмо, она побежала помогать своим друзьям. Когда она была уже у них, она стала объяснять «Правописание о и ё после шипящих». Буква «ё» после шипящих пишется там, где в проверочном слове вместо проверяемой гласной стоит буква «е», в других же случаях – «о», например, жёлудь – нет желудей, значит, в слове жёлуди пишется буква «ё», а крыжовник – буква « о».
Буквы ещё раз поблагодарили Орфографию и проводили. А вскоре рассказали своим друзьям, и этот рассказ дошёл до наших времён. И учителя смотрят, чтобы ученики не отдали букве «ё» крыжовник, а букву «о» не накормили желудями. Это очень важно.
Казанцева Ольга, 5 класс
Погорелый бифштекс
Одним днём друзья Орфографии и Орфоэпии – корни Гар и Гор, как другие корни, приставки, суффиксы и окончания проголодались. И решили сходить поужинать в ресторан. Когда они пришли в ресторан, к ним подошёл официант.
-Добро пожаловать в наш ресторан, у нас готовят самые лучшие повара мира, - сказал официант и раздал меню.
Подождите для начала познакомимся, – это корень Гор, а я корень Гар.
Очень приятно, - сказал официант
Гор и Гар посмотрели меню, Гор говорит:
-Мне пожалуйста подгорелый бифштекс!
-А мне свинушку с небольшим загаром, - попросил Гар.
-Извините, но свинушка с небольшим загаром закончилась, закажите тоже подгорелый бифштекс, - предложил официант.
-Я не могу есть подгорелое, если я это съем, то будет ошибка. Так что извините, мы пойдём домой, до свидания.
Когда Гар и Гор были дома у них в холодильнике лежали продукты или с корнем Гар или с корнем Гор. Они наелись и легли спать. А ты пиши слова правильно, не путай чередование гласных и согласных в корнях, а в словах, где в корне чередования –Гар- или –Гор-, то проверяй ударением, если ударение упало на ту букву, которую ты проверяешь, то уверяю тебя, там стоит буква а, если же на другую, то буква о.
Будь внимателен, не ошибись, а то тебя будут обзывать не грамотным как того бедного официанта, который этого не знал.
Казанцева Ольга, 5 класс.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Конспект урока-игры русского языка для 5 класса
Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная