Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе ДОУ

Конспект занятия в средней группе "Противоречия в природе"
Автор: Воронина Елена Алексеевна, воспитатель МКДОУ "Центр развития ребенка -детский сад №7"

Цель: активизировать интерес детей к окружающему миру, систематизировать знания о явлениях природы.
Задачи:
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать умозаключения.
- Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы.
- Расширять понятия детей о противоречиях.
- Стимулировать желание исследовать и проводить опыты для познания объекта, вызвать радость открытия полученного опыта.
- Учить детей сравнивать, выявляя общие различительные признаки веществ через использование ММЧ-ТРИЗ.
- Упражнять в освоении графических изображений в нетрадиционной технике работы, формировать художественные творческие способности.

Предварительная работа:
- Наблюдения за признаками весны: таяние снега, ручьи, капель, набухание почек на деревьях, солнечная и пасмурная погода, появление цветов, прилет перелетных птиц и др.
- Рассматривание иллюстраций о весне, репродукций картин русских художников.
- Чтение книг и разучивание стихотворений о весне, дожде, солнце.

Материал к занятию: грамзапись мелодии на весеннюю тему, букет весенних цветов, зонт, игрушка «солнышко», кипятильник, две стеклянные банки с водой, маски с изображением моделей «маленьких человечков» (твердого, жидкого, газообразного вещества), 1/2 ватмана, гуашь (красного, желтого, зеленого, синего цвета), тарелки для краски, кисточка, губки, таз с водой, салфетки, ваза.

Ход занятия:
Дети заходят в группу с помощником воспитателя. Ищут воспитателя, но его нет. Воспитатель входит в группу с букетом весенних цветов ( дети обращают внимание на него, спрашивают, интересуются: «Почему вы пришли с букетом?» и др.)
Воспитатель: Меня сегодня пригласила на день рождения моя самая лучшая подруга. Я купила ей этот букет цветов. Вам нравятся эти цветы?.. (дети подходят к воспитателю, рассматривают цветы, вдыхают аромат).
- А вы знаете, что это за цветы?
- А когда они расцветают?
- Подскажите мне какое сейчас время года…
- А как вы определили, что сейчас весна?

Дети называют признаки весны:
- Солнце светит ярче и чаще, поэтому становится теплее.
- На деревьях, кустарниках появляются маленькие почки, нежные листочки.
- Появляются первые весенние цветы.
- Прилетают птицы и они вьют гнёзда.
- Появляются насекомые.
- Просыпаются после зимней спячки звери в лесу.
- Появляются проталины…

Воспитатель:
- Ребята, а весной какая погода вам нравится больше, когда идет дождь или светит солнце? (ответы детей…)

Проводится игра «Солнышко и дождик»:
Правила игры: Когда воспитатель произносит слово «солнце», дети играют, бегают. Если произносится слово «дождь», дети прячутся под зонт. Воспитатель может усложнить игру, добавив слова «теплый дождик» (тоже можно бегать и играть) или «сильная-сильная жара» (нужно прятаться под зонт, чтобы не обгореть)

Обсуждение противоречий в природе:
Воспитатель: Ребята, как, по-вашему, дождь хорошо или плохо?..
- Что хорошего в дожде?.. («Хорошо» - тогда, когда все растет, дождь мочит землю, можно ходить по лужам, гулять под зонтом и т.д.)
- Что плохого в дожде?.. («Плохо» - грязь, сыро, холодно, лужи, можно вымазаться, промокнуть, простудиться и т.д.)
- А что хорошего в солнце?.. («Хорошо» - когда оно теплое, ласковое, греет землю, ладошки, личико и т.д.)
- А что плохого в солнце?.. (Когда от него жарко, хочется пить; можно получить солнечный удар; болит голова; трава, деревья, цветы вянут и т.д.)
- А как избежать жары?.. (Установить кондиционер, включить вентилятор, искупаться в речке, съесть мороженое, выпить прохладной воды и т.д.)

Воспитатель: Ребята, что можно сделать приятное для моей подруги, когда я пойду к ней в гости?.. (Купить цветы, конфеты, торт, подарок и т.д.)
- А чем можно запить сладости?.. (Чай, кофе и т.д.)
- Как воду сделать чаем?.. (За кипятить воду в чайнике, залить кипятком чайные листья…)

Опыт (закипания воды):
Воспитатель наливает воду в прозрачную банку, включает кипятильник.
- Ребята, подскажите мне, какие бывают вещества?.. (Твердые, жидкие, газообразные)
- Из чего они состоят?.. (Частичек или маленьких человечков МЧ)
- К каким веществам относится банка?.. (К твердым)
- Какие вы еще знаете твердые вещества?.. (Кирпич, стол, стена и т.д.)
- К каким веществам относится вода в банке?.. (Жидким)
- Какие вы еще знаете жидкие вещества?.. (Молоко, вода, чай и т.д.)
- Где можно встретить газообразные вещества?.. (Мама варит суп и он кипит, дым, пар в мультиварке и т.д.)
- Ребята, посмотрите, вода превращается в «молоко». Почему она стала белой и шипит?.. (Это в ней от тепла накопилось много пара, он хочет из банки выпрыгнуть)
- Почему вода бурлит?.. (Закипела)
- Что это над банкой такое белое летает?.. (Пар)
- К каким веществам относится пар?.. (К газообразным)
- Почему больно, когда дотрагиваешься до банки?..
- Как определить какая вода холодная, а какая горячая?.. (В горячей воде есть пар, в холодной нет)
- Какого цвета пар?..
- Нашу закипающую воду мы можем изобразить. Мы поиграем с вами в волшебную игру и превратимся в маленьких человечков воды, пара и банки (чайника).

Игра «Закипающий чайник» (с использованием метода маленьких человечков ММЧ-ТРИЗ ): дети выбирают маски на которых изображены модели "маленьких человечков", изображают закипающий чайник.

Воспитатель: Ребята, вы мне еще сказали, что для того чтобы пойти в гости нужен подарок, но так как я работаю до самого вечера, то не смогу его купить. Что можно еще подарить?.. (Рисунок, поделку и т.д.)
- А вы не смогли бы мне помочь нарисовать рисунок?.. (дети соглашаются, подходят к столу)
- Ой, ребята, а у меня всего лишь одна кисточка. Можно ли нарисовать рисунок чем-нибудь другим?.. (Пальцем, ладошкой, губкой…)
Воспитатель: Один пальчик обмакнем в желтую краску, другой в красную, на другой руке заиграет зеленая. Получается веселая, необычная волшебная палитра.
Дети выполняют работу, моют руки. Воспитатель благодарит детей за оказанную помощь во всем.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по эмоциональному развитию в средней группе Конспект НОД для средней группе. Волшебное добро Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы с ОНР Конспект ООД с применением ЭОР в средней группе: Бабочки
Опубликовано: 3052 дня назад (12 декабря 2015)
Просмотров: 5734
+40
Голосов: 40
Наталья Алексеевна Максименкова # 12 декабря 2015 в 13:32 +6
Очень интересный и подробный конспект! Интегрированные занятия всегда вызывают интерес у детей. Постоянная смена деятельности благоприятно влияет на усвояемость материала. Использование нетрадиционных техник рисования, повышает активность детей и их интерес к занятию!
Вера Валерьевна Ляпина # 12 декабря 2015 в 18:59 +6
Интересное практическое занятие. дети на практике лучше могут понять, осмыслить. Хорошо рассматривается тема "противоречия". И интересные ответы у детей. вы учите анализировать, делать выводы. Отличное занятие! Примите голоС!
Екатерина Александровна Зибарева # 12 декабря 2015 в 22:14 +5
Очень интересно и познавательно.Творческих успехов вам!Голос!
Светлана Олеговна Часовских # 13 декабря 2015 в 07:56 +4
Хорошее занятие,динамичное,интересное, со сменой деятельности. Голосую.
Зинаида Аркадьевна Старцева # 13 декабря 2015 в 10:41 +6
Здравствуйте, Елена Алексеевна! Благодарю за приглашение! Поздравляю с первой публикацией на сайте. Отличный конспект. Использование системы ТРИЗ - теории решения изобретательских задач - является эффективным средством превратить процесс обучения дошкольников в увлекательное и захватывающее действо. На протяжении которого дети активны, любознательны, заинтересованы процессом происходящего. Не напрасно Альберт Эйнштейн в своё время говорил: "Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно". Вы, Елена Алексеевна, как творческий ищущий педагог помогает своим воспитанникам вырасти мыслящими личностями. Работа оформлена грамотно, достойна участвовать в конкурсе. Вам, Елена Алексеевна, творческих успехов и голос № 5.
Ирина Николаевна Ступченко # 13 декабря 2015 в 15:17 +6
Всегда надо с чего -то начинать. У Вас потрясающее начало. Очень грамотная и увлекательная по содержанию работа. Примите голос! Дебют удался.
Марина Геннадьевна Шабанова # 13 декабря 2015 в 16:50 +5
Елена Алексеевна, поздравляю с удачным дебютом. И материал, и оформление представлены достойно. Удачи в конкурсе. Голос №7. С уважением М.Г.
Гульнара Михайловна Тузова # 13 декабря 2015 в 20:06 +6
Елена Алексеевна, спасибо за приглашение. С большим интересом побывала у Вас на занятии по ознакомлению с окружающим миром. Конкретно, чётко и ясно поставлены Вами цель и задачи, с которыми справились успешно. Вами проведена большая, предварительная работа с детьми, очень интересное и интригующее начало занятия, игры, опыты и обсуждения противоречий в природе вызывают у детей познавательный интерес, расширяют кругозор, систематизируют полученные знания. Данный материал будет востребован не только воспитателями, но и учителями начальной школы. Поздравляю Вас с первой, удачной публикацией. Желаю успехов в творческой деятельности. Голосую с удовольствием.
Ольга Панина # 14 декабря 2015 в 19:46 +3
Здравствуйте, Елена Алексеевна! Спасибо за приглашение. Интересное занятие. Желаю творческих успехов.!
Любовь Зайцева # 14 декабря 2015 в 22:05 +4
Елена Алексеевна, спасибо за приглашение. С первой публикацией Вас! Конспект очень содержательный, направленный, имеющий цель и задачи. Хорошо подобраны игры, опыт.
В обсуждении противоречий в природе я бы старалась избежать вопросов"Что плохого?" Хочется сформулировать вопрос иначе, оставив при этом смысл. Ведь противоречия - не только, когда хорошо или плохо. Противоречие - когда бывает по-разному.
+1! Успехов!
Валентина Анатольевна Коробкова # 15 декабря 2015 в 15:52 +3
Елена Алексеевна, спасибо за приглашение. Работа очень интересная, выполнена на хорошем уровне. Я взяла её в копилочку. Голосую.
Светлана Серафимовна Кислицына # 15 декабря 2015 в 17:50 +3
Материал хороший!увлекательно,познавательно))
Татьяна Александровна Толстикова # 19 декабря 2015 в 11:45 +3
Елена Алексеевна, здравствуйте! Зашла в гости и познакомилась с содержанием Вашего занятия, которое меня очень заинтересовало. Опираясь на знания и опыт детишек, Вы включаете их в исследовательскую деятельность, а завершаете занятие коллективным творческим делом. Замечательная публикация, с удовольствием посылаю свой голос. Успехов Вам!
Елена Юрьевна Шишлакова # 20 декабря 2015 в 15:32 +5
Добрый день, Елена Алексеевна!
Благодарю за приглашение! Ваша первая работа заслуживает высокой оценки. Вы сумели увлечь детей, вызвать у них желание размышлять, рассуждать, приводить разные доводы о противоречиях. Опят с водой послужил наглядным примером и связал детские ответы с реальными явлениями в природе. Вы использовали разные виды деятельности.
Примите голос!
Ирина Ивановна Гончарова # 20 декабря 2015 в 22:51 +7
Добрый вечер! Занятие получилось содержательным и познавательным. Вами созданы благоприятная обстановка, ведётся работа по актуализации знаний. На протяжении всего занятия Вы решаете поставленные задачи. На мой взгляд, следовало бы добавить фото рисунков Ваших воспитанников, что дало бы более полные представления о художественной деятельности детей на данном занятии. Спасибо за приглашение. Примите голос.
Надежда Леонидовна Макарова # 27 декабря 2015 в 17:53 +7
Спасибо за интерсную публикацию! Примите голос!
Алла Ивановна Ефимова # 27 декабря 2015 в 23:00 +9
Замечательная работа. Вами проведена большая, предварительная работа с детьми, занятие интересное и интригующее, игры, опыты вызывают у детей познавательный интерес, расширяют кругозор, систематизируют полученные знания. Поздравляю Вас с первой публикацией.Голосую с удовольствием.
Ирина Юрьевна Ручина # 30 декабря 2015 в 08:06 +9
Елена Алексеевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром получился у Вас очень интересный, содержательный, мне понравился. Такие мероприятия у детей стимулируют желание исследовать и проводить опыты для познания объекта, вызвать радость открытия полученного опыта. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Сидорова Зоя Григорьевна # 30 декабря 2015 в 09:14 +6
Елена Алексеевна!
Конспект занятия в средней группе "Противоречия в природе" заслуживает внимания. Занятие получилось интересным и познавательным. Оно дало возможность развивать любознательность, творческие способности, участвовать в экспериментировании.
Спасибо,
голос.
Зоя.
Ирина Владимировна Жабина # 9 января 2016 в 10:48 +5
Здравствуйте, Елена Алексеевна! Спасибо за приглашение. Методическая разработка оформлена грамотно, есть целевой блок. Есть хорошая и продолжительная по времени предварительная работа с детишками по теме занятия. Понравилась структура занятия, его содержания. Мне приятно, что я увидела использование знакомой и любимой для меня технологии ТРИЗ. Суважением и голосом 24, И.В.
Оксана Петровна Харина # 9 января 2016 в 12:41 +3
Здравствуйте, Елена Алексеевна! Спасибо за приглашение!Отличное занятие по ознакомлению с окружающим миром. Хотелось бы увидеть рисунки детей, для окончательного завершения сценария. Занятие соответствует современным требованиям. Ребёнок проявлять интерес ближайшего природного окружения, включается в поисково - исследовательскую деятельность, проявляет самостоятельность в слежении за изменениями в природе, учится различать объекты и явления окружающей природы по их признакам. Уверена, что данный материал будет востребован не только воспитателями, но и учителями начальной школы. Спасибо! ГОЛОС!
Татьяна Сергеевна Крупенько # 9 января 2016 в 16:33 +1
Отличное занятие! Примите голос!
Елена Владимировна Иванова # 16 января 2016 в 01:42 +1
Интересное занятие познавательного цикла. Привлекло внимание то, что в процессе его дети выступают не пассивными слушателями, наблюдателями, а активными участниками. Голосую.
Анна Викторовна Прикащикова # 20 января 2016 в 00:33 +2
Здравствуйте, Елена Алексеевна! С удовольствием познакомилась с Вашим конспектом. В ходе занятия прослеживается логика, взаимосвязь между частями занятия. Очень ценно применение элементов ТРИЗ и исследовательской деятельности. Постоянно активизируется мыслительная деятельность, достаточно двигательной активности. Можно было бы добавить правила техники безопасности при наблюдении процесса кипячения воды. И очень любопытно, что же вы с ребятами рисовали? Голосую.
Татьяна Александровна Жердева # 23 января 2016 в 19:28 +1
Здравствуйте,Елена Алексеевна. Большое спасибо за приглашение. Конспект Вашего занятия мне понравился. Очень интересен, познавателен и увлекателен. Возьму себе на заметку. Удачи Вам. Даю свой ГОЛОС.
Лариса Сергеевна Кривохижина # 27 января 2016 в 12:59 +1
Здравствуйте, Елена Алексеевна. Спасибо за приглашение. Занятие очень интересное, содержательное. Заинтересованность детей прослеживается на протяжении всего занятия. Прослеживается логическая связь всего занятия.Цель занятия достигнута. Успехов вам и творчества и голос
Татьяна Юрьевна Суховерша # 1 февраля 2016 в 23:09 +2
Елена Алексеевна, здравствуйте.
Спасибо за приглашение посетить Ваш мастер-класс. Очень приятно, что с детьми Вы играете в любимую многими дошкольниками игру «Хорошо-плохо», которая учит их думать, размышлять, смотреть на одно и тоже явление или объект с разных сторон, находить взаимосвязи, противоречия. А Ваш опыт с кипячением воды позволяет увидеть этот процесс во всех его стадиях, совсем не так, как он воспринимается в быту. Поздравляю Вас с публикацией! Удачи! Голосую.
С уважением, Татьяна Суховерша
Наталья Николаевна Ерыгина # 2 февраля 2016 в 14:42 +1
Здравствуйте, Елена Алексеевна! Спасибо за приглашение. Интересный , содержательный конспект. Очень понравились опыт с закипанием воды, в котором Вы акцентируете внимание детей на каждую стадию этого процесса и игра «Хорошо-плохо», заставляющая детей размышлять. Думаю, что многие педагоги возьмут Ваш материал на заметку. Примите голос! Творческих успехов!
Ольга Васильевна Яковлева # 5 февраля 2016 в 21:44 +2
Здравствуйте, Елена Алексеевна. Спасибо за приглашение. Интересное практическое занятие. Дети на практике лучше могут понять, осмыслить. Хорошо рассматривается тема "противоречия". И интересные ответы у детей. Вы учите думать, искать решение, анализировать, делать выводы. Отличное занятие! Дальнейших творческих успехов! голос
Любовь Ивановна Васильева # 27 февраля 2016 в 00:09 +1
Здравствуйте, Елена Алексеевна! Занятие мне понравилось. Сочетание игровой деятельности, музыка, рисование, познание через опыты и наблюдения,- всё это позволяет организовать успешно занятие. Дети думают, осмысливают действия, делают выводы на основе того, что они видят. Спасибо!
Елена Александровна Шашенко # 19 марта 2016 в 11:23 +1
Добрый день !!!!! Интересное практическое занятие. дети на практике лучше могут понять, осмыслить.Спасибо ВАМ!!!! большое ,очень интересный урок .
Татьяна Сергеевна Крупенько # 24 августа 2016 в 19:47 0
Очень интересно и познавательно.Творческих успехов вам!Голос!
Мария Александровна Антонова # 18 сентября 2016 в 00:33 +1
Понравилось занятие. Вы подобрали познавательный материал. Занятие выстроено в логической последовательности. Примите мой голос! Желаю удачи в конкурсе!
Екатерина Геннадьевна Иванова # 10 января 2018 в 20:14 0
Интьересное, успешное занятие. Все последовательно, логично.