Конспект занятия в средней группе "Противоречия в природе"
Автор: Воронина Елена Алексеевна, воспитатель МКДОУ "Центр развития ребенка -детский сад №7"
Цель: активизировать интерес детей к окружающему миру, систематизировать знания о явлениях природы.
Задачи:
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать умозаключения.
- Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы.
- Расширять понятия детей о противоречиях.
- Стимулировать желание исследовать и проводить опыты для познания объекта, вызвать радость открытия полученного опыта.
- Учить детей сравнивать, выявляя общие различительные признаки веществ через использование ММЧ-ТРИЗ.
- Упражнять в освоении графических изображений в нетрадиционной технике работы, формировать художественные творческие способности.
Предварительная работа:
- Наблюдения за признаками весны: таяние снега, ручьи, капель, набухание почек на деревьях, солнечная и пасмурная погода, появление цветов, прилет перелетных птиц и др.
- Рассматривание иллюстраций о весне, репродукций картин русских художников.
- Чтение книг и разучивание стихотворений о весне, дожде, солнце.
Материал к занятию: грамзапись мелодии на весеннюю тему, букет весенних цветов, зонт, игрушка «солнышко», кипятильник, две стеклянные банки с водой, маски с изображением моделей «маленьких человечков» (твердого, жидкого, газообразного вещества), 1/2 ватмана, гуашь (красного, желтого, зеленого, синего цвета), тарелки для краски, кисточка, губки, таз с водой, салфетки, ваза.
Ход занятия:
Дети заходят в группу с помощником воспитателя. Ищут воспитателя, но его нет. Воспитатель входит в группу с букетом весенних цветов ( дети обращают внимание на него, спрашивают, интересуются: «Почему вы пришли с букетом?» и др.)
Воспитатель: Меня сегодня пригласила на день рождения моя самая лучшая подруга. Я купила ей этот букет цветов. Вам нравятся эти цветы?.. (дети подходят к воспитателю, рассматривают цветы, вдыхают аромат).
- А вы знаете, что это за цветы?
- А когда они расцветают?
- Подскажите мне какое сейчас время года…
- А как вы определили, что сейчас весна?
Дети называют признаки весны:
- Солнце светит ярче и чаще, поэтому становится теплее.
- На деревьях, кустарниках появляются маленькие почки, нежные листочки.
- Появляются первые весенние цветы.
- Прилетают птицы и они вьют гнёзда.
- Появляются насекомые.
- Просыпаются после зимней спячки звери в лесу.
- Появляются проталины…
Воспитатель:
- Ребята, а весной какая погода вам нравится больше, когда идет дождь или светит солнце? (ответы детей…)
Проводится игра «Солнышко и дождик»:
Правила игры: Когда воспитатель произносит слово «солнце», дети играют, бегают. Если произносится слово «дождь», дети прячутся под зонт. Воспитатель может усложнить игру, добавив слова «теплый дождик» (тоже можно бегать и играть) или «сильная-сильная жара» (нужно прятаться под зонт, чтобы не обгореть)
Обсуждение противоречий в природе:
Воспитатель: Ребята, как, по-вашему, дождь хорошо или плохо?..
- Что хорошего в дожде?.. («Хорошо» - тогда, когда все растет, дождь мочит землю, можно ходить по лужам, гулять под зонтом и т.д.)
- Что плохого в дожде?.. («Плохо» - грязь, сыро, холодно, лужи, можно вымазаться, промокнуть, простудиться и т.д.)
- А что хорошего в солнце?.. («Хорошо» - когда оно теплое, ласковое, греет землю, ладошки, личико и т.д.)
- А что плохого в солнце?.. (Когда от него жарко, хочется пить; можно получить солнечный удар; болит голова; трава, деревья, цветы вянут и т.д.)
- А как избежать жары?.. (Установить кондиционер, включить вентилятор, искупаться в речке, съесть мороженое, выпить прохладной воды и т.д.)
Воспитатель: Ребята, что можно сделать приятное для моей подруги, когда я пойду к ней в гости?.. (Купить цветы, конфеты, торт, подарок и т.д.)
- А чем можно запить сладости?.. (Чай, кофе и т.д.)
- Как воду сделать чаем?.. (За кипятить воду в чайнике, залить кипятком чайные листья…)
Опыт (закипания воды):
Воспитатель наливает воду в прозрачную банку, включает кипятильник.
- Ребята, подскажите мне, какие бывают вещества?.. (Твердые, жидкие, газообразные)
- Из чего они состоят?.. (Частичек или маленьких человечков МЧ)
- К каким веществам относится банка?.. (К твердым)
- Какие вы еще знаете твердые вещества?.. (Кирпич, стол, стена и т.д.)
- К каким веществам относится вода в банке?.. (Жидким)
- Какие вы еще знаете жидкие вещества?.. (Молоко, вода, чай и т.д.)
- Где можно встретить газообразные вещества?.. (Мама варит суп и он кипит, дым, пар в мультиварке и т.д.)
- Ребята, посмотрите, вода превращается в «молоко». Почему она стала белой и шипит?.. (Это в ней от тепла накопилось много пара, он хочет из банки выпрыгнуть)
- Почему вода бурлит?.. (Закипела)
- Что это над банкой такое белое летает?.. (Пар)
- К каким веществам относится пар?.. (К газообразным)
- Почему больно, когда дотрагиваешься до банки?..
- Как определить какая вода холодная, а какая горячая?.. (В горячей воде есть пар, в холодной нет)
- Какого цвета пар?..
- Нашу закипающую воду мы можем изобразить. Мы поиграем с вами в волшебную игру и превратимся в маленьких человечков воды, пара и банки (чайника).
Игра «Закипающий чайник» (с использованием метода маленьких человечков ММЧ-ТРИЗ ): дети выбирают маски на которых изображены модели "маленьких человечков", изображают закипающий чайник.
Воспитатель: Ребята, вы мне еще сказали, что для того чтобы пойти в гости нужен подарок, но так как я работаю до самого вечера, то не смогу его купить. Что можно еще подарить?.. (Рисунок, поделку и т.д.)
- А вы не смогли бы мне помочь нарисовать рисунок?.. (дети соглашаются, подходят к столу)
- Ой, ребята, а у меня всего лишь одна кисточка. Можно ли нарисовать рисунок чем-нибудь другим?.. (Пальцем, ладошкой, губкой…)
Воспитатель: Один пальчик обмакнем в желтую краску, другой в красную, на другой руке заиграет зеленая. Получается веселая, необычная волшебная палитра.
Дети выполняют работу, моют руки. Воспитатель благодарит детей за оказанную помощь во всем.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по эмоциональному развитию в средней группе
Конспект НОД для средней группе. Волшебное добро
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы с ОНР
Конспект ООД с применением ЭОР в средней группе: Бабочки