Части речи. Обобщение. Урок в 4 классе.
Автор: Таносова Елена Анатольевна
Цель: Обобщить знания учащихся о самостоятельных частях речи.
Формировать УУД:
1)личностные: умение оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
2)регулятивные: умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; планировать (с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
3)познавательные: умение осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; извлекать нужную информацию.
4)коммуникативные: умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли; высказывать и обосновывать свою точку зрения; подтверждать аргументы фактами.
Планируемые результаты:
Предметные: знать самостоятельные части речи, их морфологические признаки, лексическое значение, синтаксическую роль в предложении; уметь определять самостоятельные и служебные части речи в предложении.
Личностные: уметь оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке, высказывать свою точку зрения, находить самостоятельные и служебные части речи в тексте, образовывать причастия.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить и обобщить знания учащихся о частях речи, познакомить с причастием.
Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, мотивации учения, памяти, воображения, общего кругозора.
Воспитательные: создать условия для формирования чуткого отношения к языку, наблюдательности и внимательности.
Тип урока:
Урок закрепления изученного материала
Учебно-методический комплект:
учебник Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык»– М.: АСТ, «Астрель», 2014г. (УМС «Планета знаний»)
Основные понятия:
Части речи, самостоятельные и служебные части речи, причастие, грамматические признаки, синтаксическая роль.
1. Самоопределение к деятельности
(девиз, эпиграф урока должны вызвать у учащихся положительную эмоциональную направленность)
- Чтобы быть успешным на уроке создадим формулу успеха.
... + ... + ... = УСПЕХ
- Добавьте нужные слова: СТАРАНИЕ, НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ВНИМАНИЕ, ЛЕНЬ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ
СТАРАНИЕ + ВНИМАНИЕ + СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ = УСПЕХ
- Воспользуемся этой формулой на уроке.
2. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявления затруднений)
1)- Посмотрите на таблицу. Как она называется? (Части речи)
- На какие группы делятся части речи? (Делятся на самостоятельные и служебные)
- Почему части речи разделили на такие группы? (самостоятельные части речи имеют лексическое и грамматическое значение, являются членом предложения)
- Какие части речи относятся к служебным частям? (предлоги, союзы, частицы)
- Что мы знаем о частях речи? Проведём игру «Угадай часть речи». Один называет признаки, другие угадывают к какой части речи они относятся.
2) – Спишите предложение.
Гуляют тучи золотые над отдыхающей землёй.
-Выделите части речи (сам-но).
-Что случилось? Есть проблема? (слово «отдыхающей» похоже и на прилагательное и на глагол)
3. Постановка учебной задачи (проговаривание цели в виде вопроса)
- Сформулируйте, пожалуйста, проблему с которой столкнулись? (мы не можем определить часть речи у слова «отдыхающей», слово похоже и на прилагательное, и на глагол; это новая часть речи)
- Поставьте над этим словом знак ?.
1)РАБОТА В ПАРАХ.
-Предложите план решения проблемы.
1. Поставить вопрос.
2. Определить грамматические признаки (род, число, падеж, лицо, время)
3. Определить значение.
-Обсудите в парах, какие грамматические признаки есть у этого слова.
ВЫВОД: отвечает на вопрос Какой?, согласуется с существительным землёй, есть число, род, падеж, окончание как у прилагательного (всё как у прилагательного), но имеет некоторые формы глагола: может быть в настоящем и прошедшем времени,
обозначает признак предмета по действию.
2)Учебник, с. 79
Упр. 217 устно
-Прочитайте и сравните слова обоих столбиков. Что между ними общего? В чём различие?
какой? какой?
чёрный чернеющий
красный покрасневший
белый побелённый
- Слова какого столбика означают признак предмета: по цвету? по действию?
- какие из них образованы от глаголов?
4. Образовать причастия, используя суффиксы.
писать –пишущий
зеленеть – зеленеющий
охранять – охраняемый, охранявший
хранить – хранимый
выучить - выученный
5.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
РАБОТА В ГРУППАХ.
-Проверим, как умеем определять часть речи. Как мы будем действовать?
1.Определяем лексическое значение. (что обозначает)
2.Ставим вопрос.
3.Вспоминаем грамматическое значение (как изменяются)
4. Роль в предложении.
1 группа – существительные
2 группа – глагол
3 группа - прилагательные
4 группа – местоимение
5 группа – наречие
-Встретились ли вам причастия?
6. Рефлексия
Вы работали индивидуально, в парах, в группе, а сейчас оцените себя, поставив на «Лестнице знаний». Если вы не усвоили материал, поставьте себя на первую ступень, если сомневаетесь в своих знаниях, и вам требуется помощь, поставьте себя на вторую ступень, если вы оценили себя на «4», поставьте на третью ступень и за отличные знания поставьте себя на верхнюю ступень.
7. Домашнее задание
Дома вы подберёте отрывок из художественной книги, которую читаете, и определите все знакомые вам части речи.
Рекомендуем посмотреть:
Орфографический диктант в 4 классе
Конспект урока русского языка в 4 классе. Числительное
Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существите
Конспект урока русского языка для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка по теме: «Обобщение знаний о частях речи». 4 класс
Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения
Проверочные работы по русскому языку по теме «Местоимение» в 4 классе
Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 4 классе
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»