Конспект урока в 1 классе. Предмет и слово.
Цель: создать условия для развития у учащихся умения различать предмет и слово, обозначающее этот предмет, ознакомления со звуковыми схемами слов.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся различать предмет и слово, работать со звуковыми схемами слов.
Личностные: позитивно участвуют в коллективной и парной работе, умеют входить в коммуникацию с учителем и друг с другом, соблюдать нормы речевого этикета.
УУД: Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, структурируют знания (слово в виде звуковой схемы), соотносят предмет со звуковой схемой слова.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
1. Организация начала урока.
Долгожданный дан звонок –
начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре. –
Смело, чётко говорим
И тихонечно сидим.
2. Артикуляционная гимнастика.
1) Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.
2) Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то клеевому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.
3) После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз — к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.
4) Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был… ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик.
Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.
- Чистоговорка «Аист»
Аист азбуку учил,
И пятёрку получил.
И сегодня без подсказки
Сам себе читает сказки.
3. Повторение изученного
- Что людям помогает общаться? (речь)
- На какие группы можно разделить речь? (устная и письменная)
-Что вы знаете об устной и письменной речи? Приведите примеры.
- Из чего состоит речь? (из предложений)
-Рассмотрите схемы. Что в них общего? Чем отличаются? (предложения состоят из слов, в конце предложения разные знаки, разное количество слов)
4. Усвоение новых знаний
- Откройте Букварь на 14 странице.
Рассмотрите рисунок. Найдите нарисованные на нём предметы. Что за листочки прикреплены к каждому предмету? (названия)
- Кто дал всем предметам названия? (люди)
- У всех ли предметов есть названия? Проверьте в паре. Алина, прочитай задание «вишенки».
- Ксюша, прочитай стихотворение.
- Что раньше появилось – предмет или слово? (сначала появляется какой-то новый предмет, а потом люди придумывают ему название)
- Когда ваши бабушки были маленькие, они не знали таких слов как компьютер, навигатор. Почему? (этих предметов ещё не было)
5. Разведение понятий «предмет» и «слово»
- Сейчас я прошу выйти к доске двух учеников. Маше я предмет – карандаш, а Артёму – слово, название этого предмета.
- Что можно сделать с предметом? (положить, сломать, уронить, подточить)
- А что можно сделать с другим карандашом, со словом? (прочитать, зачеркнуть, обвести)
6. Введение понятия «звуковая схема слова» (электронный учебник)
- Пока мы не умеем записывать все слова грамотно, поэтому будем использовать схемы. Произнесём вслух названия предметов, изображённых на картинках. ЛЛЛУУУУККК СССЛЛЛООООНННН КРРРОООТ
- Как записать звуковую схему слова? (по количеству звуков)
- Скажите, что является важным в схеме? (фигура или количество звуков?)
-Учёные договорились записывать схему с помощью квадратов. Сколько звуков в слове, столько и квадратов.
7. Определение количества звуков в слове.
- Рассмотрите картинки, какие предметы изображены на них. Назовите те названия предметов, которые соответствуют 1, 2, 3 схеме.
мяч, сыр, лев
слон, роза, гриб, коза
груша, слива, лимон
8. Работа в тетради. Закрепление
Стр. 7 №1
- У какого предмета самое длинное название? А самое короткое?
Обратите внимание, что слова могут быть разной длины. Величина слова не зависит от величины предмета.
№2 сам-но
-Какие бывают трубы? (водопроводные, подзорные, печные на крыше домов, музыкальные)
-Кран? (строительный, водопроводный)
№3
-Сделайте по выбору. Начертите схему любого слова. Чтобы вам было легче чертить, на верхней полосе сделаны засечки. Начинайте чертить с первой клетки.
9. Рефлексия
-Что нового узнали?
-Какие трудности были?
- Оцените свою работу на уроке. Выберите для себя картинку: солнышко - всё понял, было легко; солнышко с облачком - понял, но есть вопросы; тучка - ничего не понимаю
Рекомендуем посмотреть:
Занимательный русский язык
Контрольная работа по русскому языку, 1 класс
Конспект урока русского языка в послебукварный период, 1 класс
Конспект урока русского языка в 1 классе по ФГОС
Похожие статьи:
Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России