Цели: познакомить с однозначными и многозначными, близкими и противоположными по значению словами; развивать речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова; употреблять в речи близкие и противоположные по значению слова.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки.
1) Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «... (Привет.)»
2) А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, ... (здравствуй!)»
3) К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «... (До свиданья!)»
4) Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: «... (Извини!)»
5) Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «... (Спасибо!)»
6) Говорит лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, лиса, не жалуйся,
Лекажи: «... (Пожалуйста!)»
7) Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «... (Добрый день!)»
8) На закате мотылёк
Залетел на огонёк.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «... (Добрый вечер!)»
— Как называются слова-отгадки? («Вежливые» слова.)
— Какие ещё «вежливые» слова вы знаете?
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.)
С Ц Е Я М
— Составьте из букв слово. (Месяц.)
— Какое значение имеет это слово? (Единица времени по календарю.)
— Это слово имеет ещё одно значение. Отгадайте загадку.
Подрастал, подрастал,
Был рогатым — круглым стал.
Только круг, чудо-круг
Стал опять рогатым вдруг. (Месяц.)
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О словах, которые имеют несколько значений.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 16 (с. 26)
— Рассмотрите рисунки. Назовите предметы, которые нарисованы.
— Что вы можете о них сказать? Почему одним словом вы назвали несколько картинок?
— Сколько значений имеет слово колокольчик? А слово кисть?
— Как называются такие слова? (Многозначные.)
— Назовите слова, которые имеют только одно значение.
— Как называются такие слова? (Однозначные.)
— Найдите в толковом словаре слова колокольчик, кисть и определите их значения.
— Составьте предложение с любым из этих слов.
— Прочитайте на с. 27, на что нужно обратить внимание.
— Какие слова называются однозначными? Приведите примеры.
— Какие слова называются многозначными? Приведите примеры.
2. Словарная работа
(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 27, 46).)
— Отгадайте загадки.
1) Палочка волшебная
Есть у меня, друзья.
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолёт,
И большущий пароход. (Карандаш.)
2) В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал.)
— Запишите в тетрадь слова карандаш, пенал. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Придумайте предложение с этими словами.
— Прочитайте о происхождении слова пенал на с. 29.
— От какого слова образовалось слово пенал?
— Что хранили в пенале раньше?
— А что сейчас у вас лежит в пенале?
3. Работа по учебнику
Упр. 17 (с. 27)
— Прочитайте.
— Авторы учебника предложили вам несколько вариантов значений слова золотой.
— Какое значение подойдёт для выражения золотая рожь!
— Какое значение имеет выражение золотые руки?
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
Упр. 18 (с. 28)
— Откройте словарь на с. 141. Как называется этот словарь?
— А как называется словарь на с. 142?
— Как расположены слова в этих словарях? Почему?
V. Физкультминутка
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните,
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 19 (с. 28)
— Прочитайте текст.
— Как вы думаете, подходит этот заголовок к тексту? Обоснуйте свой ответ.
— Какие значения имеют эти слова? А теперь проверим по словарю, это слова, близкие по значению, или слова с противоположным значением.
— Найдите в словаре слово, близкое по значению к слову прилежный.
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
2. Упражнение в подборе слов с противоположным значением
— Подберите к данным словам слова с противоположным значением.
Мягкий —...
Близкий —...
Сладкий —...
Холодный —.
Узкий —...
Низкий — ...
Редкий —...
Звонкий —...
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 7 (с. 15)
— Рассмотрите рисунки.
— Выполните задание.
— Назовите однозначные слова, которые вы подчеркнули.
Упр. 8 (с. 15)
— Прочитайте. Выполните задание.
— Назовите пару слов, которую вы выписали из словаря.
Упр. 9 (с. 15)
— Прочитайте. Выполните задание.
— Назовите пару слов, которую вы выписали из словаря. (Учитель может использовать задания из пособия (см. СУ, задания 9-13 на с. 12, 13).)
VII. Рефлексия
Работа по учебнику
(«Проверь себя» (с. 30). Самостоятельное выполнение заданий.)
— Какие слова называются однозначными?
— Какие слова называются многозначными?
— Приведите примеры близких по значению слов.
— Приведите примеры противоположных по значению слов.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие задания вызвали затруднения?
— Что нового вы узнали на уроке?
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Перенос слов. Правила переноса слов
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Деление слов на слоги. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!