Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России

Урок русского языка для 1 класса на тему «Тематические группы слов. «Вежливые» слова»

Цель: развивать умения классифицировать и объединять слова по их значению, употреблять в речи «вежливые» слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы, использовать в речи «вежливые» слова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа

— Опишите, какие это животные. Постарайтесь описать их окрас, размер, повадки и т. д.

• Заяц (какой?) ..., ..., ... .

• Лисица (какая?) ..., ..., ... .

• Волк (какой?) ..., ..., ... .

• Медведь (какой?) ..., ..., ... .

— На какой вопрос отвечают слова: заяц, лисица, волк, медведь? (Кто?)

— Что они называют? (Предметы.)

— Что называют слова, которые вы добавили? (Признаки предметов.)

— Что ещё могут называть слова? (Действия предметов.)

— На какие вопросы они отвечают?

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособия (см. ПКР, задания на с. 9, 10).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

СИ СПА БО

— Составьте из этих слогов слово. (Спасибо.)

— Что означает это слово? Когда мы так говорим?

— Как называют такие слова? Какие ещё «вежливые» слова вы знаете?

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О «вежливых» словах.)

Сегодня на уроке будем говорить не только о «вежливых» словах, но и будем учиться распределять слова по их значению в группы.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 11 (с. 24).

— Прочитайте слова.

— Найдите лишнее слово в каждой строке. Объясните, почему оно лишнее.

— На какой вопрос отвечает лишнее слово? А остальные слова?

— Выполните задание.

(Проверка.)

— Прочитайте сведения о языке.

— Какие слова отвечают на вопрос кто? Приведите примеры.

Упр. 12 (с. 24).

— Прочитайте слова.

— Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто?

— Назовите слова, которые отвечают на вопрос что?

— А сейчас объединим слова в тематические группы. Подумайте, какие слова подойдут в группу «Люди». Назовите их. (Ученик, врач, художник.)

— А в группу «Мебель»? Назовите их. (Стол, диван, кресло.) (По аналогии разбираются остальные группы.)

— Слова каких тематических групп отвечают на вопрос кто? А на вопрос что?

— Выполните задание.

2. Самостоятельная работа

— Распределите и запишите данные слова в три столбика. Ученик, берёза, слон, жираф, сосна, лётчик.

— По каким трём группам распределили эти слова? («Люди», «Животные», «Растения».)

— Слова каких групп отвечают на вопрос кто? («Люди» и «Животные».)

— На какой вопрос отвечают слова группы «Растения»? (Что?)

V. Физкультминутка

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают,

Не идёт ли волк.

Раз — согнуться, разогнуться,

Два — нагнуться, потянуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 13 (с. 25)

— Прочитайте.

— Найдите «вежливые» слова. Назовите их. Когда мы говорим эти слова? Как можно их назвать?

— Какие слова-приветствия вы ещё знаете? Запишите их.

— А какие слова говорят, когда прощаются? Как называются такие слова?

Упр. 14 (с. 25)

— Прочитайте «вежливые» слова.

— Когда употребляют эти слова?

— Для чего нужны «вежливые» слова?

(Ученики разыгрывают сценку в парах по ролям.)

— Как называют человека, который в своей речи употребляет «вежливые» слова? (Воспитанный.)

Упр. 15 (с. 26)

— Прочитайте.

— Выполните задание.

— Почему словарь называется толковым?

— Что означает слово невежа? (Грубый, невоспитанный человек.)

— Что означает слово невежда? (Малообразованный человек.)

2. Работа над значением слов

— Прочитайте о происхождении слов здравствуйте и благодарю на с. 29.

— Что желали люди, произнося эти слова? (Быть здоровым, блага и добра.)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 4 (с. 13)

— Рассмотрите внимательно рисунки с витринами магазинов.

— Найдите «лишние» предметы в каждой витрине. (Стол, пенал, чайник.)

— Выполните задание.

Упр. 5 (с. 14)

— Прочитайте слова. Как они называются?

— Когда вы употребляете эти слова?

Упр. 6 (с. 14)

— Прочитайте стихотворение.

— Выполните задание.

(Учитель может использовать задания из пособия (см. Тр., задания на с. 13).)

VII. Рефлексия

(На доске записаны слова.)

Спасибо, доброе утро, завтра, спокойной ночи, пожалуйста.

— Найдите лишнее слово. (Завтра.)

— Как называются все остальные слова?

— Для чего в речи нужно употреблять «вежливые» слова?

— Как называют человека, который употребляет в своей речи такие слова?

— Как называют грубого, невоспитанного человека?

— А кто такой невежда?

— Послушайте стихотворение.

Малыша обидел Витя.

Перед школою в строю

Витя просит:

— Извините,

Я ошибку признаю.

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

— Извините,

Я немного опоздал.

— Тихомиров!

Покажите

Нам на карте город Псков.

— Извините, —

Шепчет Витя, —

Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей:

Вежлив Витя Или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите нам ответ!

И. Антонов

— А как вы думаете, ребята, вежлив ли Витя? (Ответы детей.)

— Составьте два предложения, используя слова вежливого общения.

— Какие предложения вам понравились больше всего?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие слова отвечают на вопрос кто?

— Какие слова мы называем «вежливыми»?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Перенос слов. Правила переноса слов

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Деление слов на слоги. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!