Цели: дать представление о тексте и предложении; познакомить с функцией предложения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа
— Что такое речь?
— Для чего нужна речь?
— Назовите виды речи. Приведите примеры.
— Что такое родной язык?
— Назовите государственный язык в нашей стране.
2. Тест
(Учитель может использовать задания из пособия (см. КИМы, тест 1 на с. 4-7).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.)
Кошка спит на крыльце. Светит весеннее солнышко.
Наступила весна. Бегут ручьи.
В пенале лежат ручки. На деревьях набухли почки.
— Прочитайте. Сравните записи справа и слева. Что общего? Чем они отличаются? Обсудите эти вопросы в парах. Обоснуйте свой ответ.
— Что можно сказать о предложениях справа? (Они связаны по смыслу.)
— Откройте учебник на с. 9. Прочитайте название раздела. Чему мы будем учиться?
— Как вы думаете, запись справа — это группа предложений или текст? Почему?
— В этом нам предстоит разобраться сегодня на уроке.
— Предположите, о чём пойдёт речь на уроке. (О тексте.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 10)
— Прочитайте.
— О каком времени года идёт речь? Обоснуйте свой ответ.
— Что можно сказать о предложениях в этом тексте? (Все предложения связаны по смыслу.)
— Выберите заголовок к тексту.
— Как оформлен текст? (Первое предложение записано с красной строки.)
— Что такое красная строка?
Красная строка
Книги на Руси начали печатать четыре с половиной века назад, а до этого их переписывали от руки.
Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения. Начало повествования летописец обозначал большой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы и сейчас иногда можно увидеть в книгах. Красная буква (а слово красный раньше означало «красивый») и дала жизнь выражению писать с красной строки. Обозначать цвет словом красный стали позднее.
— А какой ещё заголовок подойдёт к этому тексту? Придумайте сами.
— Назовите весенние месяцы.
2. Словарная работа
— Вспомните стихи про весенние месяцы. Угадайте, о каких месяцах идёт речь в загадках.
1) Рыхлый снег темнеет в ...,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене. (Март.)
2) По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи. (Апрель.)
3) Распустился ландыш в
В самый праздник — в первый день.
... цветами провожая.
Распускается сирень. (Май.)
— А кто знает, кому принадлежат эти замечательные стихи? (С. Маршаку.)
— Запишите названия весенних месяцев.
3. Работа по учебнику
— Прочитайте сведения о языке на с. 10.
— Из чего состоит речь?
— Что можно сказать о предложениях в тексте?
— Чем ещё отличается текст от группы предложений? (Текст можно озаглавить.)
Упр. 2 (с. 11)
— Прочитайте задание. Подумайте, как определить количество предложений в тексте. Выскажите своё мнение.
— Как мы отделяем одно предложение от другого при чтении?
— А на письме?
— Рассмотрите рисунок ещё раз. Выберите из текста предложение, которым можно подписать этот рисунок. Запишите его в тетрадь.
V. Физкультминутка
Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем —
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять.
Теперь спинки держим ровно —
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки.
Вспомните, что изучали,
Без моей подсказки.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 3 (с. 11)
— Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова.
— Составляют ли эти слова предложение? Почему?
— Составьте из этих слов предложение.
— Какими словами можно дополнить это предложение? (Ответы детей.)
— Запишите предложение.
— Прочитайте сведения о языке.
— Что можно сказать о словах в предложении?
— Чем отличается предложение от группы слов?
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 1 (с. 6)
— Рассмотрите рисунки. Герои каких сказок изображены на них?
— Выполните задание.
Упр. 2 (с. 6)
— Дополните предложения словами. Обратите внимание на рисунки из упр. 1.
(Проверка.)
Упр. 3 (с. 7)
— Прочитайте.
— Составьте из этих частей предложения. Соедините линией.
— Из какой сказки эти предложения?
— Это текст? (Нет, предложения расположены не по порядку.)
— Расположите эти предложения по порядку так, чтобы получился текст. Выполните задание.
— Прочитайте последнее задание. Выполните его в парах. (Учитель может использовать задания из пособий (см. СУ, задания на с. 4-6; Тр., задания на с. 3—8).)
VII. Рефлексия
— Из чего состоит предложение? А текст?
— Чем отличаются отдельные слова от предложения?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чем отличается текст от группы предложений?
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Деление слов на слоги. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Перенос слов. Правила переноса слов
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!