Конспект НОД в 1 классе по теме «Занимательный русский язык»
Автор: Сергеева Лариса Ивановна, учительница начальных классов МБОУ «Трёхбалтаевская СОШ» Шемуршинского района Чувашской Республики
Описание материала. Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 1 класса (6-7 лет), по теме «Занимательный русский язык». Думаю, что данный материал будет полезен учителям начальной школы. Это конспект увлекательного занятия, направленного на активизацию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в 1 классе на тему «Занимательный русский язык».
Раздаточный материал: конверты с заданиями, карточки с заданиями, жетоны.
Цели: активизировать познавательную деятельность учащихся; пробуждать интерес к языку и литературе, используя занимательные задания, развивать мышление.
Задачи
Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание детей.
Речевые: развивать связную речь, обогатить словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любознательность, любовь к чтению.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Ход НОД
Учитель. Дорогие ребята. Сегодня занятие внеклассное по русскому языку необычное. Необычен тем, что мы будем играть в игру «Великолепная шестёрка». В ходе работы будем отгадывать загадки, вспомним некоторых сказочных героев, повторим некоторые правила по русскому языку.
Давайте уточним. Почему шестёрка и великолепная?(Ответы детей)
Шестёрка- значит игроков должно быть 6. Великолепная – значит превосходная, отличная.
Великолепная шестёрка – значит шестеро отличных, превосходных игроков. Их предстоит нам выбрать. Задание следующее: я загадаю вам загадки, кто назовёт отгадку, тот и становится игроком.
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Ручка, книжка и альбом.
(Портфель)
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Кто такая я?
(Тетрадь)
У меня нарядов много,
И со всеми я дружу.
Кто письмо писать захочет,
Все, что хочешь, напишу.
(Ручка)
Прописи, тетради, авторучки скрип,
Пишет аккуратно каждый ученик.
Правила читаем, учим назубок.
Ну, ребята, что же это за урок? (Урок русского языка)
Читать научились на этом уроке.
Сперва по слогам, а теперь как хотим.
Мы учим легко стихотворные строки,
Рассказ от поэзии вмиг отличим,
К нам с книгой приходит само вдохновение,
И все на уроке каком же? (Чтения)
Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься.
(Вопросительный знак)
(Приглашаются участники игры.0
Учитель. 1 задание называется «Четыре попытки». Каждому предлагается карточка-задание. Нужно внимательно прочитать и попытаться ответить на заданный вопрос с первого раза. Если ответите с первого раза, то получите 4 жетона, если ответите со второй попытки – то 3 жетона, если удастся ответить с третьей попытки- то получите 2 жетона, а если с четвёртой попытки ответите – то получаете 1 жетон. Вы должны как можно больше зарабатывать жетоны.
1 карточка.Сколько букв в русском алфавите?
А) 34 Б) 37 В) 33 Г) 32
2 карточка. Вместо точек поставить нужные слова и прочитать
Что написано ………, не вырубишь ……. .
А) карандашом, топором
Б) топором, ручкой
В) пером, ножом
Г) пером, топором.
3 карточка. Назови одним словом.
Богатый человек -…………… , болтливый человек - …………, храбрый человек -…….,
грубый человек -…… .
4 карточка.
Что это?. Высокая, стройная, кудрявая, белоствольная …… .
Холодный, блестящий, быстрый, журчащий ……… .
Белый, блестящий, холодный …… .
Добрая, ласковая, заботливая … .
5 карточка. Составить слова. Кута(утка), одм (дом), ворд(двор), ватра (трава).
6 карточка. Назови лишнее слово
Вода, водитель, подводный, водяной.
Водить, наводнение, паводок, подводный.
Водолаз, водянистый, подводить.
7 карточка. Какое это слово.
Его корень в слове лесной, приставка в слове перелёт, суффикс в слове грибок, окончание в слове волк. (Перелесок)
(Подсчитывают жетоны. У кого меньшее количество, он покидает игру. Остаются 5 игроков.)
Учитель. 2 задание. Литературные герои. Я зачитаю или отрывок из произведения, или краткое описание, вы должны назвать литературного героя.
• «Послала злая мачеха падчерицу в лес за хворостом. Девочка зашла в лес, остановилась под густой елью… Вдруг спускается с ели он и говорит: Здравствуй, красная девица! Зачем ты в такую стужу ко мне в лес забрела?»
Рассказала девочка ему. Он выслушал её, и попросил сделать ниток, выткать холст, а из холста сшить ему рубашку. Хотя было очень холодно, но к утру рубашка была готова. Он взглянул на рубаху, похвалил и вынес сундук с подарками и дорогу домой указал. Кто ОН? (МОРОЗКО).
(Вторая подсказка. За хорошие поступки он платит добром. Он почти Дедушка Мороз…Его имя из семи букв.)
• Он старый. Очень добрый. В очках. Он часто носит белую одежду. На шея у него трубка, чтобы послушать больного. Он плавал по морям, бывал в жарких странах. И всё это с одной целью: лечить больных зверей. Кто ОН? (Доктор Айболит)
• Она овощ. Вкусная, полезная. Растёт в огороде. Жёлтого цвета. В сказке она выросла настолько большой, что пришлось Её вытаскивать шестерым героям. Что это. (РЕПКА.)
• Следующий герой – мальчик. Примерно вашего возраста. Главное отличие от вас – у него никогда не было мамы. Зато у героя есть то, чего нет у вас – золотые монеты. На мальчика охотились хитрая лиса и кот. Одна очень красивая девочка с голубыми волосами учила его грамоте. Но у мальчика ничего не получалось. Как зовут нашего героя? (Буратино)
• Этот герой из русской народной сказки. Он маленький. Жифёт в лесу с мамой Настасбей Петровной и с папой Михайло Иванычем. Однажды заблудившая девочка вошла в их дом. Ей понравилась маленький стульчик. Села на него, покачалась чуть-чуть и сломался стул. А наш маленький герой увидев это заплакал и пропищал: «Кто сидел на моём стульчике и сломал?» Кто этот герой? (Мишутка.)
(Выдаётся жетон тому, кто правильно ответил. У кого меньше жетона, тот покидает игру.Остаются 4 игрока.)
Учитель. 3 задание. Вопросы – ответы. Я загадаю слово. Ваша задача, задавая как меньше вопросов –отгадать мною загаданное слово. Я на ваши вопросы буду отвечать да или нет.
-Книга.- Ручка. -Доска. - Мел.
(После 3 задания остаются 3. Покидает игру тот , у кого меньше жетона.)
Учитель. 4 задание называется «Он. Она. Оно.» Это задание связано с частями речи. Вы должны отгадать какая это часть речи.
• Это он. Часть речи. Обозначает действия предмета, отвечает на вопросы что делать? Что сделать? что будет делать? и т.д. (Глагол.)
• Это оно. Может состоять из одного слова или из нескольких, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. (Предложение)
• Это она. Мы её пишем, видим, называем. В алфавите их 33. (Буква)
После 4 задания остаются 2 игрока.
Учитель. 5 задание -цепочка слов.
Цепочку слов будем строить только из имён существительных, которые отвечают на вопросы кто? что? Не включаем имена, фамилии, клички, названия. Слова будете называть поочерёдно. Кто больше назовёт слов, тот и победитель.(Участникам даётся время на обдумывание.)
Подведение итогов.
Награждение.
Рекомендуем посмотреть:
Контрольная работа по русскому языку, 1 класс
Конспект урока русского языка в послебукварный период, 1 класс
Конспект урока русского языка в 1 классе по ФГОС
Конспект урока русского языка в 1 классе
Похожие статьи:
Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России