Методическая разработка урока русского языка в послебукварный период
Русский язык в 1 классе. Послебукварный период.
Автор: Зинченко Светлана Викторовна. Место работы: МБОУ СОШ №6Урок русского языка в 1 классе. Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?». Методическая разработка сценария урока русского языка в 1 классе. ( Обучение грамоте – письмо. Послебукварный период.)
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Цели деятельности учителя формировать у учащихся знания о словах, отвечающих на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?»;
учить находить эти слова в тексте; составлять с ними предложения; развивать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание; воспитывать самостоятельность, целеустремлённость.
Тип урока Решение частных задач
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложений; различать действие и слово, называющее действие предмета; находить основу предложения;
получат возможность научиться: классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные
– оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; проверять свою деятельность по образцу;
коммуникативные
– формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;
регулятивные
– овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; следовать инструкции при выполнении задания; работать самостоятельно; добиваться поставленной цели.
Методы и формы обученияОбъяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Сценарий урока
I.Организация начала урока
Приветствие. Проверка готовности к уроку
- Давайте начнём урок как всегда с добрых пожеланий друг другу. Улыбнитесь Солнышку, улыбнитесь друг другу, а я улыбаюсь всем вами желаю успехов в работе.
Учитель:
Проверь-ка, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
II. Включение в учебную деятельность. (На экране стихотворение)
Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки - бисер, лапки – врозь
Лапки - боком, лапки - вкось…
- Дайте ответы на вопросы:
- Кто? (воробей, воробьишка, мышка) - Что? ( глазки, бисер, лапки)
- Как назвать эти слова? ( одушевлённые и неодушевлённые предметы).
- Какой ? ( Серый, юркий )
- Что называют эти слова ? ( Признаки предмета )
- О каких словах мы говорили на предыдущих уроках? (О словах-предметах и словах- признаках )
- Приведите свои примеры.
III. Чистописание.
1. Письмо в тетради букв и соединений: Ин , Иг , ви, ли
2. Чтение предложения:
- Сколько предложений вы прочитали? ( Одно предложение )
- Почему каждая строка начинается с заглавной буквы? ( Это стихотворение)
3. Письмо предложения в тетради с проговариванием.
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос что? ( иней, ветви, ели, иглы, ночь )
IV.Постановка целей и определение темы урока.
1.- Что говорится об инее? ( лёг) Задайте вопрос к этому слову. ( Что сделал? )
- А что произошло с иглами? ( побелели ) Поставьте вопрос к этому слову. ( Что сделали ? )
- Что обозначают эти слова ? (Действие предметов).
- Рассмотрите картинку на экране, назовите слова, отвечающие на вопрос КТО? ( девочка, снегирь).
- Что делает девочка? Что делает снегирь?
2. «Снегопад» :
- На снежинках слова, прочитайте их: узнавать, бегать, спать, писать, решать, лениться, трудиться, читать, думать, мечтать, рисовать, доказывать, обсуждать, сравнивать, отдыхать, слушать, играть. (Показываю слайд «Мы сегодня…»)
-Как вы думаете, какие из этих слов вам сегодня будут нужны на уроке?
- А что вы можете сказать об этих словах?
- Попробуйте поставить вопрос к этим словам. Вам поможет мой вопрос:
- Что сегодня мы будем делать на уроке? Ответьте полным ответом:
-Мы сегодня будем… и вставляете нужные вам слова со снежинок в свой ответ. (Мы сегодня будем узнавать, писать, трудиться, читать, думать, доказывать, обсуждать, сравнивать, отдыхать, слушать, играть.
-На какой вопрос отвечают эти слова? (что делать?)
( Подвести детей к самостоятельному выводу темы и целей урока).
V. Физминутка.
– Я буду давать указания, а вы выполняйте.
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните
И писать, друзья, начните.
– Что вы сейчас выполняли? ( действия )
VI. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. – Проанализируйте предложение :
Льётся песня громкая про наш любимый край.
- О чём говорится в предложении? ( О песне )
- Что она делает? ( Льётся )
- Назовите слова, отвечающие на вопросы КАКАЯ? , КАКОЙ? ( Громкая, любимый )
- Что обозначают эти слова? ( признаки предметов )
- Какое это предложение по интонации?
- Это предложение распространённое или нераспространённое ?
2. Добавьте подходящие по смыслу и созвучию слова и прочитайте стихотворение:
Травка … ,
Солнышко … ,
Ласточка с весною
В сени к нам … .
Слова для вставки : блестит, зеленеет , летит .
- На какой вопрос отвечают написанные слова?
- Составьте свои предложения (устно) с этими словами.
3. Образование действий от слов, отвечающих на вопросы «Что?»
работа-… (работать) мороз - … (морозить)
завод- … ( заводить) город - … ( городить)
4.Запись слов с противоположным значением:
Стоять - .. (бежать) молчать - … ( кричать) любить - … (ненавидеть)
VII.Физкультминутка.
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия (ходьба).
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее (поднимание рук).
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз (приседание).
И сказали три кота:
-Красота! Красота! (хлопки в ладоши).
- Какие действия выполняли коты?
VIII. Продолжение работы по теме урока.
1. Работа по карточкам. Учащиеся работают по рядам:
- Учащиеся каждого ряда должны найти слова-действия в предложениях.
Карточка 1.
Идет сильный дождь. Марат делает уроки. Алина рисует куклу. Миша чистит зубы. Доктор лечит больных. Шофер водит машину.
Карточка 2.
Скакал зеленый кузнечик. Желтела рожь. Журчал ручей. Стрекотала бойкая сорока. На цветке блестела роса.
Карточка 3.
Поют чижи. Снегирь клюет. Белка кормит деток. Сова днем спит. Зайка сидит под кустом. Ежи шуршат в траве.
2. Игра на закрепление понятия.
Приготовлены задания на карточках. Ученики по очереди выбирают карточку и без слов показывают действие, которое там написано.
IX. Итог урока. Рефлексия.
1.- Найдите в каждой строчке лишнее слово и назовите его.
•Песня, играть, клюква, игрушка.
•Взял, труба, сидит, строит.
•Морской, красный, быстрый, книга.
2. - Какие слова вы узнали на уроке ? (слова-действия.)
- На какие вопросы отвечают слова-действия?
– Выберите любое высказывание и продолжите его:
Сегодня на уроке:
я узнал …
я понял …
я хотел бы узнать еще ….
мне было интересно …
мне было трудно …
3.- Оцените свою работу на уроке. (Оценивают себя картинными символами - смайликами.)
- Спасибо за урок!
Рекомендуем посмотреть:
Занимательный русский язык
Слово называет предмет. Бехлерова. «Капустный лист», 1 класс
Контрольная работа по русскому языку, 1 класс
Конспект урока русского языка в 1 классе по ФГОС
Похожие статьи:
Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России