СПРАВКА-ОТЧЁТ
Проведение практического семинара по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»
Целью семинара являлось создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности.
2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.
Целевая аудитория: воспитатели ДОУ.
В ходе семинара Татьяна Ивановна Макарова рассказала об актуальности, целях и задачах семинара, об использовании различных методов и приёмов в развитии речи детей; обратила внимание слушателей на особенности организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста и включение в процесс обучения эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектная деятельность, игровые проблемно- обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей
Отдельным этапом семинара - было представление методики мнемотехники, показ готовых мнемотаблиц и рассуждение на тему необходимости использования наглядного материала при заучивании стихов, рассказывании текстов, описательных рассказов. Участники семинара имели возможность самим создать мнемотаблицы по предложенным стихотворениям и продемонстрировать полученный результат.
Так же в ходе семинара Т.И.Макаровой было предложено большое количество нетрадиционных дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста:
- игра: «Похожие слова» (Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации);
- Игра «Волшебная палочка» (Задание: "Хочу увеличить ..., Хочу уменьшить ...")
- Игра «Шкатулка со сказками» (Задание: продолжи сказку, доставая картинку из шкатулки);
- Игра «Придумай необычное существо» (Задание: нарисовать и рассказать о выдуманном персонаже);
- Игра «Нелепицы» (Задание: найти и закрасить нелепицы. Кто быстрее и больше их назовет) и другие.
Особый интерес у участников семинара вызвало задание «Волшебная труба». Т.И.Макарова предложила рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.
Большое внимание Татьяна Ивановна уделила использованию ИКТ в работе воспитателя. . При использовании ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников, значительно возрастает их интерес, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. Помощником для развития речи дошкольников служат сайты сети «Интернет»: «Все для детского сада», сайт «Первое сентября»,
http://bukvar.edu.ruи др.
Так же Т.И.Макарова отметила, что в целях реализации задач по формированию компонентов устной речи педагогам необходимо активно использовать метод проекта с применением технологии сказкотерапии в развитии речи и коммуникативных навыков воспитанников. Отметилось положительное влияние конструкторов ЛЕГО при развитии речи дошкольников.
В заключение семинара был сделан вывод, что основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать речевую и познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Существуют различные формы работы ресурсы в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:
- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.
Положительный результат (теоретическая и практическая направленность мероприятия) : педагоги освоили методику тренинговых занятий по развитию речи, по улучшению психологического здоровья педагогов, обобщение опыта работы педагогов.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы
Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи
Развитие речи у дошкольников через игру
Использование театрализованной деятельности в работе педагога детского сада
Похожие статьи:
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Этапы развития речи у ребенка
Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет
Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет