Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проектная деятельность как условие самореализации личности детей с ОВЗ

Статья "Проектная деятельность как условие самореализации личности с ограниченными возможностями здоровья"
Описание: в статье обобщается опыт педагогов из Алтайского края, работающих в Бийской специальной общеобразовательной школе – интернате для слепых и слабовидящих учащихся по организации социального и исследовательского проектирования, благодаря которому часть учеников школы получила уникальную возможность для самореализации, более успешной адаптации в социум и доказала свою состоятельность. Статья написана учителем истории и обществознания Ждановой Еленой Борисовной

Для повышения эффективности реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья существует масса методик и педагогических ходов, давно известных и апробированных. Современная жизнь требует более рациональных и интерактивных приемов помощи таким школьникам. Часть педагогов школы считает, что именно проектная деятельность способна изменить отношение ребят к самим себе и своим возможностям. Проектирование является по своей сути формой человеческой активности, только со своими особенностями, целями, задачами, методологией. Принципиальным отличием этого вида деятельности становятся некие временные рамки, в течение которых планируется, создается, реализуется проект. По типологии проекты тоже бывают очень разными: исследовательскими, творческими, социальными, общественными, локальными, региональными, правовыми, мультимедийными – все зависит от авторской задумки. В современных образовательных и воспитательных условиях нельзя не оценить положительную роль проектной деятельности как средства социализации и общественной адаптации учащейся молодежи, а также создания более широких возможностей для их самореализации. Именно в таком ракурсе мы рассматриваем разработку исследовательских и социальных проектов в условиях специальной коррекционной школы, где обучаются дети с депривацией зрения.
Обобщим опыт работы Бийской общеобразовательной школы – интерната №3 по успешной самореализации учащихся старших классов через проектную деятельность. Контингент школы – это слепые, слабовидящие и здоровые по зрению дети, обучающиеся по эксперименту. Школа обеспечивает воспитанникам полное среднее и разнообразное дополнительное образование, в ней созданы все условия для адаптации и дальнейшей социализации учащихся в обществе. Важным направлением работы является предпрофессиональная подготовка старшеклассников. Наши учителя прилагают максимум усилий, чтобы научить адекватно воспринимать дальнейшую самостоятельную жизнь и быть компетентными во всех ее сферах.
Последние три года педагоги школы успешно реализуют возможности проектной деятельности для оказания помощи своим ученикам с депривацией зрения в освоении соответствующей технологии, которая поможет учащимся всех возрастов реализовать собственный творческий и интеллектуальный потенциал. Кроме этого проектирование создает безбарьерное пространство при вхождении во взрослую самостоятельную жизнь, поскольку у такой работы есть ряд положительных преимуществ:
проектирование обеспечивает возможность предпрофессиональной подготовки; происходит компенсация зрительного дефекта через активное включение в социально значимую и исследовательскую деятельность;
через проекты учащиеся старших классов приобретают опыт планирования, осуществления и перспективного развития своих идей;
развивается интеллектуальный потенциал детей, формируется методологическая база и навык создания такого типа работ;
участие в проектной деятельности содействует развитию коммуникативных возможностей учащихся, формирует активную гражданскую позицию и мотивирует саморазвитие;
детям с ограниченными возможностями здоровья проектная деятельность позволяет проявлять себя в школьном сообществе, а участие в конкурсах различного уровня подтверждает, что они практически ничем не отличаются от здоровых ровесников, а может даже в чем – то и превосходят их;
через проекты учащиеся получают шанс проявить себя, раскрыть свои резервы, приобрести опыт публичных выступлений, получить знания, выходящие за рамки школьной программы и скорректировать выбор будущей деятельности;
социальные проекты позволяют оказать реальную помощь школе и детям, обучающимся в ней. Те, кто успешно осваивают технологию проектирования, легче вливаются в студенческое сообщество, умеют правильнее планировать свою жизнь.
Учащиеся школы совместно с педагогами успешно реализуют ряд социально значимых проектов: «Школа компьютерной грамотности», творческий ежегодный фестиваль детей с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников детских домов «Поверь в себя», изготовление сценических костюмов для хореографического ансамбля «Фантазия», проект по пошиву портьер для кабинетов школы, фото – видеостудия «Шанс». Немного подробнее расскажем о деятельности последней. Идея проекта появилась в 2009 году. Он успешно реализуется на протяжении нескольких лет. Благодаря поддержке администрации школы и руководителям проекта, он принял участие в конкурсе социально - значимых проектов и выиграл грант в размере 76000 рублей. Это позволило обновить материально - техническую базу студии: был приобретен компьютер, фотопринтер, цифровой фотоаппарат и видеокамера.
Проблема социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране является важной, поэтому разработанный проект фото – видеостудии в условиях специальной коррекционной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей является актуальным, потому что такая работа повысит самостоятельность и работоспособность учащихся, будет содействовать развитию их личностных качеств, поможет наиболее полно удовлетворить их образовательные потребности, повысить мотивацию к выбору будущей профессии, а также создаст условие для активного внедрения личностно ориентированных технологий. Любой творчески одаренный ребенок сможет успешно применять свои знания в дальнейшей деятельности, даже проживая в сельской местности и имея определенные технические средства.
За время реализации проекта командой студии были сняты и смонтированы фильмы: для конкурса по экологии «Окно в природу», для родителей будущих учеников и гостей нашей школы «Визитная карточка школы». В городском конкурсе видеороликов и фотографий «Люблю тебя, Петра творение» (к 300-летию Бийска) фильм «Моя родная школа» стал победителем, «Любимая школа» - занял II место и «Город детства» - III место. Были созданы памятные фильмы выпускникам школы, фильм-поздравление для педагогов к профессиональному празднику, для учащихся школы был создан юмористический фильм «Нужные вещи - ножницы». Наши работы участвовали в различных конкурсах городских и краевых. Ролики Германа Модягина «Будень», «Выбор», «Шило» были представлены и отмечены на всероссийском фестивале студенческого короткометражного кино «Kino метры 2010», фильм «Выбор» занял I место в городском конкурсе «Всё имеет смысл, пока мы здоровы». Фотографии Марины Щербаковой были представлены и отмечены дипломом на краевом конкурсе «Алтай в кадре». При поддержке студии была оформлена школьная «Доска почета». Отрадно отметить, что проект участвовал в VII краевом конкурсе социально – образовательных и социально – значимых проектов в рамках XI Всероссийской акции «Я – гражданин России» и в своей номинации занял первое место, благодаря чему проект отправится в Москву.
В результате дети вовлечены в социально значимую деятельность по организации фото - видеостудии: принимают участие в разработке сценариев, оформлении, музыкальном сопровождении фильмов, в разработке и изготовлении фотоколлажей, съемке фильмов и подготовке учебных пособий, если будет заказ, то могут создать рекламные ролики и буклеты, отснять и смонтировать небольшой фильм. Это помогает развитию творческих способностей, креативного мышления, формированию навыков необходимых для интеграции в социум, успешной конкуренции на рынке труда. Ребята понимают, что несмотря на существующие проблемы здоровья, они способны создавать качественный продукт, повышается их самооценка, качество их работ не уступает уровню самых продвинутых школ города, им есть чем гордиться.
Еще одной важной стороной деятельности школы является вовлечение учащихся в работу по созданию исследовательских проектов. Ежегодно в школе проводится День науки, призванный определить перспективную, интеллектуально развитую молодежь, которая способна создать и грамотно представить различные проекты. Организуется своеобразный конкурс, во время которого компетентное жюри и сами ребята, учащиеся 9 – 12 классов, выбирают лучшую работу. Качество исследовательских проектов из года в год повышается, и мы можем гордиться тем, что вышли с ними на разные конкурсы. Так проект учеников 12 класса Майзингера Ивана и Доломбаева Александра «Дом вкусной еды» о деятельности бийского мясоперерабатывающего комбината «Пятачок» занял 3 место в городском конкурсе «Юный исследователь» в номинации «Экономика», эта же работа была представлена на краевом конкурсе «Деловые люди Алтая» и отмечена особым призом и благодарностью Алтайской торгово – промышленной палаты и благодарностью от начальника управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. На зональный конкурс по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Нам выбирать будущее» Щербакова Марина, ученица 12 класса подготовила исследовательский проект «Избирательное право для людей с ограниченными возможностями здоровья». Проект занял первое место и получил диплом Алтайской краевой избирательной комиссии. И таких примеров можно привести еще немало.
Нашим выпускникам подрастает достойная смена – это учащиеся 5-9 классов, среди которых есть немало перспективных ребят, способных заниматься исследовательским и социальным проектированием. Уже сейчас они осваивают методологические основы, учатся искать и обрабатывать информацию, готовят презентации своих идей, развивают речь, получают опыт публичных выступлений, например, во время предметных декад.
Достижения есть, но в освоении проектной деятельности учащимся с ограниченными возможностями очень сложно. Возникает ряд проблем, которые приходится постоянно решать. Проблема первая: как заинтересовать учащихся в участии в проектах и различных конкурсах? Нешуточные советы:
прочесть положение;
периодически напоминать детям о нем;
систематически убедительно просить;
подавать пример личной активности;
учитывать психические, возрастные, индивидуальные и интеллектуальные особенности и возможности учащихся;
оказывать легкое моральное давление, говорить о том, что это их будущее, такие умения и навыки всегда пригодятся да и вообще умственный труд – это полезное занятие;
если ребенок заинтересовался, его нужно срочно брать и начинать с ним работать.
Вторая группа проблем появилась уже в ходе реализации проектных технологий на уровне изучения отдельных предметов и в воспитательской работе. Кратко мы их сформулировали следующие:
не хватает времени;
необходима материально – техническая поддержка в работе с проектами (набор и распечатка текстов, диски для хранения информации и отсылки на конкурс, мультифоры и папки, фотоаппарат);
отсутствие навыков проектной работы у учащихся;
ограниченный словарный запас у детей по теме и вообще, а также недостаток теоретической подготовки;
защищать проект слепому или слабовидящему ученику очень сложно, т.к. тексты для них требуются очень крупные или по Брайлю, поэтому, как ни печально, но более презентабельно на защите проекта выглядят экспериментальные (то есть здоровые по зрению) дети;
необходим курс культуры речи, т.к. к защищающему проект ученику предъявляются большие языковые требования: речь должна быть точной, образной, выразительной, определенную роль играет тембр голоса, умение говорить быстро и четко;
учащимся необходима психологическая поддержка перед защитой проекта на уровне города или края;
у педагога также должен быть существенный стимул для проектной деятельности, одного энтузиазма здесь недостаточно.
Только совместными усилиями администрации школы, педагогического коллектива, родителей и самих ребят эти проблемы способны быть решенными, и тогда учащиеся коррекционных школ края составят достойную конкуренцию своим физически здоровым ровесникам и поймут, что проектирование дает большие возможности самореализации как в школе, так и при выходе во взрослую жизнь.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая работа по развитию памяти школьников Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ Социально-ориентированный воспитательный проект для детей с ОВЗ Развитие познавательного интереса младших школьников с ОВЗ при помощи ИКТ
Урок Памяти в 6 класс на 1 сентября - День знаний | Тесты по обществознанию с ответами, 11 класс
Опубликовано: 3199 дней назад (30 января 2016)
Просмотров: 4694
+2
Голосов: 2
Алия Таировна Абибуллаева # 31 января 2016 в 23:23 +1
Актуальная тема, я тоже работаю с детьми с ОВЗ на инклюзии и для меня полезная статья. Кое - что взяла на заметку. Спасибо.
Елена Борисовна Жданова # 2 февраля 2016 в 20:48 +1
Спасибо за комментарий! Делитесь опытом работы, будем признательны. Посмотрите мои другие публикации