Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Адаптация детей к школьному обучению

Консультация для родителей ДОУ «Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школьным условиям»
Автор: Куркина Елена Евгеньевна, педагог-психолог.
Место работы: МДОУ № 26 «Ветерок" ЯМР.
Данная статья будет полезна для родителей, чьи дети скоро пойдут в школу или уже начали обучение в первом классе. Здесь предложены рекомендации по организации взаимодействия с ребенком, чтобы помочь ему успешно адаптироваться к школьным условиям.


Начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка. Школа – это совершенно новые условия, большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Трудно все: сидеть, не отвлекаясь, следить за мыслью учительницы и просто сидеть так долго. Чтобы освоиться потребуется не день и не неделя. Процесс приспособления к школе, к новым условиям, нагрузкам и называется адаптацией.
Многие дети готовы к школе. Они осознают важность своего статуса («Я уже ученик!»), готовы выполнять стоящие перед ними задачи. Это помогает ребенку принять требования учителя, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий.
Но нередко правила поведения не по силам первокласснику. Ребенок не может подчиняться требованиям учителя, и тогда возникают жалобы "на плохое поведение". Как быть в такой ситуации?
1. В этих случаях бесполезно наказывать, требовать, а нужно завоевать доверие и уважение ребенка.
2. Нельзя превращать послушание в непременное условие его поведения. Помните, что в период адаптации к школе некоторая возбудимость, повышенное двигательное беспокойство вполне допустимы.
3. Можно «серьезно, по-взрослому» объяснить правила поведения.
4. Можно посетовать на огорчение, которое он доставляет плохим поведением. При этом не оценивайте самого ребенка, говоря «Мне стыдно за тебя», а оценивайте его поступок («Меня очень огорчает такое поведение»).
5. Можно поставить в пример товарищей. Но обязательно делайте это наедине. Не ставьте ребенка в неловкое положение перед взрослыми, сверстниками, требуя немедленного «больше не буду».
В процессе адаптации ребенка к школе очень важно правильно оценивать его успехи, даже если они не велики. Старайтесь избегать отрицательных оценок, так как ребенок воспринимает это, как оценку его личности в целом.
Как обычно ведут себя взрослые, узнав о школьной неудаче своего ребенка? Они не просто огорчаются, а бурно переживают замечания учителя. Но не задумываются о том, что оценка субъективна, что ребенок мог просто устать или плохо себя чувствовать. Таким образом, возникает «замкнутый круг»: в классе – неудачи, дома – непонимание.
А о чем чаще всего спрашивают ребенка, когда он приходит из школы: «Что ты сегодня получил?», «Какие у тебя отметки?». Эти мы подчеркиваем важность не процесса учебы, не интереса к знаниям, а конечного результата – оценки. Лучше оценивать желание ребенка учиться, его старание.
Иногда огорчения родителей не понятны первоклассникам, а родители прилагают много стараний, чтобы убедить ребенка в важности именно оценки, не учитывая того, какой ценой она достигается. Такое отношение порой заслоняет небольшой, но успех. Оценивая успехи, попробуйте не сравнивать ребенка с другими детьми, не подчеркивайте, что кто-то делает это лучше, особенно если видите, что ребенок прилагает много усилий. Старайтесь подбодрить, не скупитесь на похвалу. Основой учебной деятельности должны стать – учение ради знания, потребность постижения нового не ради оценки или избежания наказания.
Следует помнить, что учеба требует умения жить в коллективе, поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками. Так одни дети играют в стороне, другие стремятся привлечь к себе внимание: командуют, указывают, жалуются. В связи с этим могут возникать конфликты. Вы должны быть готовы к их разрешению. Ни в коем случае не следует перекладывать всю вину на других и всегда быть на стороне ребенка. Но ребенок должен знать, что у вас он всегда найдет поддержку, будет уверен, что вы поможете ему найти выход из трудной ситуации.
Важно сказать про первую учительницу.
Учительница, даже самая строгая, даже не всегда справедливая для ребенка, особенно, в первое время, «самая-самая». Критерии того, «что можно» и «что нельзя» часто определяются учителем. Поэтому не сердитесь, если в ответ на свое требование услышите: «А Софья Петровна сказала, что так нельзя». Софья Петровна – высший авторитет, перед которым меркнет даже родительский. Не огорчайтесь и запомните отвечать на это фразой: «Много знает твоя Софья Петровна» или тому подобное – запрещенный прием.
И если ваш малыш встает ни свет, ни заря потому, что он сегодня дежурный и говорит, что должен придти раньше всех, отнеситесь к этому также серьезно, как и он. Если он попросил вас что-то приготовить к школе, а вы по какой-то причине не сделали это, то будьте готовы к бурной реакции и даже слезам. Вы же сами требуете серьезного отношения к школе. Ребенок не умеет разделять, что значимо, что нет, для него одинаково важно все: чистая тетрадь, цветные карандаши, спортивная форма, цветок, который вы обещали принести в класс.
Таким образом, основными показателями успешной адаптации ребенка к школе являются:
• формирование адекватного поведения;
• установление контактов со сверстниками, учителем;
• овладение навыками учебной деятельности.
Помните, что в период адаптации ребенка к школе, Ваша поддержка ему очень необходима!

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе Обучение грамоте детей 5-6 лет Советы родителям будущих первоклассников Конспект комплексного занятия по подготовке детей 6-7 лет к школе

Похожие статьи:

Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду

Восприятие информации детьми

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Развивающие раскраски для детей от 3 до 5 лет

Экскурсия для дошкольников в школу

Роль матери и отца в воспитании ребенка | Практическое занятие для педагогов ДОУ. Личностно-ориентированная модель общения педагога с детьми
Опубликовано: 3178 дней назад (11 марта 2016)
Просмотров: 4787
Рубрика: Статьи
+7
Голосов: 7
Вера Александровна Павлухина # 11 марта 2016 в 21:01 +1
Здравствуйте, Елена Евгеньевна. Замечательную тему для изучения Вы выбрали.Она всегда актуальна и важна. Действительно, это настолько важно, как ребёнок пройдёт этот сложный для него и самим родителей путь. Ведь от этого будет зависеть его будущее, успех. Примите мой голос.
Елена Евгеньевна Куркина # 11 марта 2016 в 21:04 +2
Спасибо!
Ольга Сергеевна Дьякова # 11 марта 2016 в 21:32 +1
Елена Евгеньевна,спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный, актуальный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Елена Евгеньевна Куркина # 11 марта 2016 в 21:34 +1
Спасибо, Ольга Сергеевна.
Алла Ивановна Ефимова # 11 марта 2016 в 23:28 +1
Спасибо за прекрасную разработку. Замечательный материал, жаль, что вы не указали цель и задачи.
Тема вы затронули очень важную и нужную.
Примите голос.
Елена Евгеньевна Куркина # 12 марта 2016 в 00:01 +1
Спасибо за комментарий. Цели и задачи не прописала, так как предложенный материал не является конспектом занятия, мероприятия или проектом и т.п. Это статья, поэтому я решила указать только категорию людей, кому она будет полезна.Но в дальнейшем возможно учту ваш комментарий и буду прописывать цель. Спасибо!
Татьяна Николаевна Витман # 12 марта 2016 в 04:38 +1
Очень полезная статья,мой голос вам.
Любовь Владимировна Лычангина # 12 марта 2016 в 13:19 +1
Елена Евгеньевна, здравствуйте. Вы разместили материал, который может быть полезен в адаптационный период (в школе) как для родителей, так и для педагогов. Ведь не секрет, что данный период сопровождается страхами и тревогами не только у детей, но и у родителей. Позвольте дать рекомендации по оформлению на будущее. Цель, задачи содержатся в любой методической разработке, будь то эссе, педагогическая статья, консультация или досуговая деятельность. Слова цель, задачи, автор выделяются жирным шрифтом. Таковы требования сайта и того же требует ФГОС. Наличие ярких фотографий или иллюстраций отлично дополнили бы Вашу статью. Их сейчас в интернете предостаточно, это прекрасное подспорье для нас, педагогов.
Примите и мой голос за ценный материал.
Елена Евгеньевна Куркина # 12 марта 2016 в 16:19 +1
Спасибо за комментарий.
Татьяна Юрьевна Горячева # 12 марта 2016 в 21:41 +1
Спасибо за материал, Елена Евгеньевна! Всегда прислушиваюсь к советам психологов, когда дело касается адаптации к обучению в школе. Ваша статья полезна не только родителям, но и воспитателям подготовительных к школе групп. Многие родители шестилеток думают, что их дети готовы к школе, умеют читать, считать и т.д. Как же трудно их порой убедить, что это еще не готовность к школе!