Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия в дополнительном образовании по декоративно-прикладному творчеству. Тема «Орнамент»

Разработка занятия по теме «Орнамент»
Автор: Медведева Елена Геннадьевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных натуралистов», г. Новокузнецк
Описание материала. Разработка занятия может быть полезна педагогам дополнительного образования, занимающимся с учащимися прикладным творчеством. На занятии учащиеся узнают, что такое орнамент, какие бывают виды орнамента, узнают об истории его появления и назначении, изготовят закладку, украшенную орнаментом.
Разработка занятия по теме «Орнамент»
Цель: формирование представления учащихся о виде декоративно-художественного оформления - орнаменте.
Задачи:
-познакомить учащихся с видами орнамента, историей его появления и назначением;
-развивать мышление, воображение, фантазию, речь;
-воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Оборудование: образцы изделий, украшенных орнаментом, рисунки и иллюстрации по теме, карточки с заданиями, образцы изделий для выполнения практической работы.
Материалы и инструменты: картон, цветная бумага, клей, ножницы, чертежные инструменты.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Настрой учащихся на работу, проверка готовности к занятию.
2.Изучение нового материала.
Сегодня на занятии вы узнаете, что такое орнамент, какие бывают виды орнамента, узнаете об истории его появления и назначении, изготовите закладку, украшенную орнаментом.
Что значит украсить? Украсить – это значит сделать какой-либо предмет более красивым, интересным. Один из способов украшения – нанесение узоров. Узор — это рисунок. Различные линии и формы в нем могут быть расположены без всякого порядка. Узоры часто создает окружающая нас природа. Например, морозный узор на оконном стекле.
Орнамент (с латинского языка — украшение) — это особый узор, построенный на чередовании в определенном порядке (ритме) каких-нибудь рисунков или линий. Орнамент может быть составлен из геометрических фигур, из листьев, цветов, ягод и даже птиц и зверей. Художники восточных стран иногда вплетали в орнаменты слова и надписи, которые служили оберегами от злых сил.

Появился орнамент в глубокой древности — несколько тысячелетий назад. Люди, украшая различные предметы, заметили, что при чередовании рисунков сил затрачивается намного меньше, чем, если изображать каждый раз что-то новое. Стали использовать подобное чередование в украшении одежды, предметов быта. Большую роль в построении орнамента играет цвет. Сочные и живые краски улучшают настроение, вызывают чувство радости, мрачные — угнетают. Орнаменты бывают плоскостные (украшение на плоской поверхности) и рельефные (украшения, выполненные на дереве, кости, камне, металле).
Орнамент придает любому изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру. А форма у предметов бывает разная. В результате появились различные виды орнамента.
Виды орнамента
1.Бесконечный орнамент (ленточный, в полосе) имеет форму ленты, располагающейся в одном направлении (вертикальном или горизонтальном). В бесконечном орнаменте можно четко выделить ритмическую единицу - четкое чередование одного и того же элемента узора. Таким орнаментом оформляют края предмета (наличник окна, ворот рубашки, край шкатулки, обои). Показ иллюстраций по теме.

Работа по построению бесконечного орнамента на доске и в тетрадях.

Подготовленную для орнамента полосу педагог и учащиеся разбивают на равные квадраты или прямоугольники. Деление полосы выполняют пунктирными линиями, которые после выполнения орнамента стирают. Каждую часть разбитой полосы заполняют каким-либо повторяющимся элементом узора. Эти элементы должны быть одинаковыми по размеру, цвету, форме. Можно чередовать два или три выбранных элемента. Например, заполнить каждую часть полосы красным треугольником или чередовать цветок и листик.
2. Замкнутый орнамент выполняется на предмете определенной формы (круг, квадрат, прямоугольник). Отличается симметричным построением узора. Используется для украшения платков, шкатулок, ковров, потолков, тарелок. Показ иллюстраций по теме.

Работа по построению замкнутого орнамента (в квадрате).
Подготовленный для орнамента квадрат (сторона квадрата – 5 см) педагог и учащиеся разбивают на линии помощники - оси симметрии, которые после выполнения узора нужно будет стереть. Затем выполняют симметричный узор. Например, в центре квадрата изображают цветок с листочками, а по углам квадрата изображают листочки, расходящиеся в разные стороны. Узор раскрашивают.
3. Сетчатый орнамент выполняется на основе сетки. Ячейки сетки могут иметь разную форму в принципе, но одинаковую форму для определенного орнамента. Используется сетчатый орнамент для украшения обоев, линолеума, ковров, платков. Показ иллюстраций по теме.

Работа по построению замкнутого орнамента.
Педагог и учащиеся выполняют сетку-основу. Заполняют каждую ячейку сетки одним и тем же элементом узора. Узор должен быть одинаковым по размеру и цвету. Например, сетка - основа из квадратов, и в каждом квадрате размещено изображение цветка.
Игра «Определи вид орнамента».
3.Практическая работа
Выполнение закладки, украшенной бесконечным орнаментом. Показ образца изделия.
Анализ изделия.
1. Из какого материала выполнена основа закладки, детали?
2. Какой вид орнамента использован для украшения?
3. Какие цвета лучше подойдут для оформления изделия?

Порядок выполнения работы.
1. Подобрать для работы картон и бумагу.
2. Разметить на картоне с помощью чертежных инструментов основу закладки – прямоугольник, вырезать ее.
3. Из цветной бумаги вырезать элементы узора. Узор выбрать по собственному замыслу.
4. Наклеить детали узора на основу, соблюдая принцип построения бесконечного орнамента.
5. Высушить закладку под прессом.
Повторение ТБ при работе с ножницами и клеем.
Выполнение работы.
Уборка рабочего места.
4.Подведение итогов.
С каким видом декоративно-художественного оформления вы сегодня познакомились? Что такое «орнамент»? Что можно украсить орнаментом? Какие виды орнамента вы можете назвать?

Рекомендуем посмотреть:

Самоанализ занятия в дополнительном образовании. Уличный танец Хип-хоп Конспект занятия по танцам. Элементы цыганского танца Занятие в дополнительном образовании. Конспект с презентацией. Красота глазами науки История Крыма в истории нашей страны. Презентация
Декоративная подкова своими руками для детей 7-11 лет пошагово с фото | Гирлянда из бумажных полос своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 1968 дней назад (25 ноября 2018)
Просмотров: 9767
+3
Голосов: 3
Ольга Николаевна Васильева # 26 ноября 2018 в 12:08 +2
занятие интересное,используется много разных методов и приемов