Конспект классного часа для начальной школы: преодоление агрессивности у детей.
Авторы: Бурдаева Елена Ивановна, учитель начальных классов и Сивкова Елена Владимировна школьный педагог – психолог КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Демьяново.
Описание: Если в душе накопилось много переживаний или становится трудно сдержать свой гнев, тревогу, то поможет техника, как способ арт – терапии – создание мандалы. Под мандалами следует понимать сакральный символ, имеющий сложную структуру и оказывающий положительное воздействие на физическое, эмоциональное и духовное здоровье человека. Если проще, то это схематические рисунки, созданные с помощью сочетания форм, цветов. Работая с мандалами, можно очистить свой ум и эмоции, достигнуть душевного равновесия, приобрести любовь и благополучие, улучшить здоровье, память, открыть себя для новых достижений. Работа с мандалами вдохновляет, увлекает, гармонизирует.
Мандалы хороши как для взрослых, так и для детей. В психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал возможно применить в следующем: в целях коррекции эмоционального состояния, накопившегося раздражения и агрессии, нормализации поведения, в целях изучения групповых взаимоотношений, с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы и т.п.
Данное занятие будет полезно всем педагогам, родителям.
Цели: Создание условий для формирования правильного отношения к отрицательным поступкам. Знакомство с одним из способов преодоления агрессивности.
Задачи:
- развивать и корригировать эмоционально – волевую сферу, речь, память;
- формировать умение находить выход их конфликтных ситуаций;
- воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием;
- способствовать формированию коммуникативных умений: договариваться, работать в группе.
Оборудование: табличка со словами «тайм-аут», «мандала», тексты с ситуациями, подносы, печенье различной формы, презентация «Мандала», проектор, экран, музыкальное сопровождение.
Ход:
I. Организационный момент.
Деление ребят на группы через игру «На баржу грузили…» (назвать слова на определённую букву).
II. Вступительное слово.
Учитель:
- Ребята, бывают ли у вас конфликты? С кем вы соритесь? В чём причина ваших ссор? К чему может привести ссора? Трудно ли бывает остановиться в момент ссоры или драки? На одном из занятий мы с вами познакомились с английским словом «тайм-аут». Что это слово обозначает? (пауза, перерыв в делах, в игре, в отношениях). Кто из вас использовал паузу в ссоре? Расскажите. А кому трудно было сдерживать свою агрессивность в конфликтной ситуации? Расскажите.
(Высказывания детей, примеры из детского опыта).
- Ребята, я тоже вспомнила случаи из нашей школьной жизни. Сейчас в группах мы их обсудим.
(Ребята сначала в группах анализируют ситуации, а затем предлагают, как правильно поступить).
1. Во время обеда в школьной столовой Юра опрокинул стакан с компотом. Напиток пролился и попал на одежду рядом сидящего Дениса. Денис грубо обозвал Юру и замахнулся, чтобы ударить. Как поступить мальчикам в данной ситуации?
2. Во время перемены набегу ученик 4 класса толкнул первоклассника, тот упал и заплакал. Как поступил старшеклассник?
3. Уроки закончились. Собираясь домой, Серёжа нечаянно толкнул портфелем Петю. Петя накинулся на Сергея, ведь папа учил, что надо сдавать сдачу. А как правильно поступить?
Учитель:
- Ребята, какие качества проявили Денис, Петя, четвероклассник? (грубость, агрессивность, жестокость). Это положительные или отрицательные свойства характера?
- Агрессивность бывает не только физическая, но и вербальная (словесная). Как научиться сдерживать себя, контролировать, управлять своим эмоциональным состоянием нам сегодня расскажет педагог – психолог.
III. Основная часть - выступление школьного педагога – психолога.
Психолог:
- Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? Из чего состоят рисунки? Какую форму имеет рисунок? Такие рисунки называются мандала. Переводится это слово как «круг» или «центр». Внутри круга обозначены основные направления – ориентиры, число которых меняется. Мандала обладает удивительными свойствами, она может использоваться для снятия стрессов, тревоги, гнева, агрессивности, для расслабления и восстановления энергетического равновесия. Развивает мелкую моторику, способствуя развитию речи, памяти и внимания. Мандалы можно выполнять на бумаге, ткани, камне или песке. Материалы используются самые различные: бумага, камушки, шишки, цветной песок, листья, цветы, ткань, ракушки, фотографии. В ходе работы с мандалами, мы выражаем свои чувства, при этом выплёскивая всё негативное и притягивая к себе положительные эмоции.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам создать свою мандалу. Она необычна тем, что использовать мы будем сладости, печенье.
IV. Практическая работа в группах.
- Придумайте, ребята, название своей работе. Какие чувства вы испытывали во время работы? Кому понравилось создавать мандалу? Какую помощь оказывает мандала и сам процесс работы с ней?
V. Итог занятия.
Учитель:
- Ребята, о чём мы сегодня говорили на классном часе? Как можно сдерживать свой гнев? Что нового вы узнали? Когда можно использовать мандалы?
МАНДАЛЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ РЕБЯТАМИ.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час для учащихся начальной школы. Твори добро!
Классный час - игра для детей начальной школы. Весна
Конспект психологического занятия тренинга для младших школьников
Классный час в начальной школе на тему: История воздушного шарика
Похожие статьи:
Классный час для начальной школы. Наши древние предки
Что означает Арт - терапия
Воспитание любви к чтению методами Арт-терапии
Студия арт-терапии «Беби – АРТ»
Арт-терапия в коррекции комплексов и страхов