План – конспект повторительно – обобщающего урока по предмету живой мир для 4 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Времена года. Весна»
Автор: Елена Ивановна Бурдаева, учитель начальных классов КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области.
Описание: Повторительно – обобщающий урок разработан в соответствии с программой И. Бгажноковой для коррекционных школ VIII вида и проведён в 4 классе. Авторы учебника: Н. Б. Матвеева, М. А. Попова, Т. О. Куртова, Москва «Просвещение» 2014 год. Разработка будет полезной как учителям начальных классов, так и педагогам дошкольного образования.
Тема урока: Времена года. Весна.
Цель: Создание условий для повторения и обобщения знаний о времени года весна.
Задачи:
- повторить и обобщить знания об основных признаках и явлениях весны;
- способствовать развитию и коррекции слухового восприятия; развитию произвольного внимания, коррекции и развитию мышления через формирование аналитико – синтетической деятельности; развитию речи учащихся путём полных ответов на вопросы, построения связного высказывания;
- формировать уважительное отношение к мнению других; способствовать восприятию красоты весенней природы.
Оборудование: словарь, заполняющийся в течение урока, картинки для украшения словаря, иллюстрации, изображающие весну, карточка с буквами на каждую парту, карточки с художественными текстами писателей, таблица с критериями оценки своей работы.
Ход:
I. Организационный момент.
- Я в школе на уроке,
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я готов к работе.
- Я работаю!
II. Актуализация знаний
- Ребята, сегодня на уроке живого мира мы совершим путешествие в мир природы. Путешествие это будет необычным. Скажите, какие времена года вы знаете? (Лето, осень, зима, весна)
- Что характерно для лета? (Тепло, много зелени, можно купаться, появляются грибы и ягоды)
- Что характерно для осени? (Становится холоднее, листопад, идут дожди, птицы улетают на юг, некоторые звери меняют шубку на зимнюю)
- Чем отличается зима от других времён года? (Холод, мороз, идёт снег)
- Что особенного происходит весной? (Становится теплее, тает снег, птицы возвращаются с юга, у животных появляются детёныши)
- Ребята, мы с вами отправимся в одно из времён года. Выполнив задание, вы узнаете в какое. На карточках зачеркните повторяющиеся буквы, из оставшихся букв составьте слово.
ТОЛВТЕОСКНТАОЛ
- Какое слово, ребята, у вас получилось? (Весна)
- Итак, мы оправляемся в путешествие по весне.
III. Основная часть.
- Путешествие необычное, в пути мы должны составить словарь весенних слов и выяснить их значение. Я приготовила обложку словаря, нужно её украсить признаками, которые свойственны весне. Что мы поместим на обложку? (Солнце, сосульки, облако, вербу, грача, подснежник).
- А теперь посмотрите на страницы, мы должны будем заполнить их во время путешествия.
- Как называется первая страница? (Месяцы весны)
- Назовите весенние месяцы? (Март, апрель, май)
- Какой сейчас месяц идёт? (Март)
- Исстари этот месяц называют март – капельник, март – протальник. Первое слово нашего словаря – капель. (Слово прикрепляю на страницу словаря). Что означает это слово? Где мы можем наблюдать капель? Почему появляется капель? Послушайте, как описывает капель писатель Н. Плавильщиков (Подготовленный обучающийся читает по карточке текст, соответствующая картинка вывешивается на доску).
• «Капельки, падающие с крыши, сверкают на солнце. А прислушаться и нежно звенят. Сильнее капель – больше суетятся и шумят воробьи. Капель с крыш бывает и в февральские оттепели, а начинается она – зашумят воробьи».
- Ребята, мы с вами тоже наблюдали февральскую капель, т.к. в феврале было тепло. Итак, есть первое слово в нашем словаре. Следующее спряталось в загадке:
Что вниз вершиной растёт? (Сосулька).
(Слово «сосулька» прикрепляю на страницу словаря).
- Как вы думаете, ребята, почему после слова «капель» мы взяли слово «сосулька»? (Начинается капель – тут же появляются сосульки)
- Кто знает, как образуются сосульки? (Ответы детей). Послушайте, как описывает появление сосулек М. Пришвин.
• «Весенний солнечный луч на крыше создал нечто вроде горного ледника, из - под которого, как в настоящем леднике, струилась вода рекой, и от этого ледник отступал. Тоненькая струйка с тёплой крыши падает на холодную сосульку, висящую в тени. От этого вода, коснувшись сосульки, замерзает, и так сосулька растёт сверху в толщину».
- Мы с вами узнали, что март не только капельник, но и протальник. (Слово «проталина» прикрепляю на страницу словаря). Что такое проталина? Где её можно увидеть? Послушайте, как пишет о проталинах Н. Плавильщиков
• «Зачернеют по открытым местам проталины среди белого снега – вот и наступила весна. Этот признак не обманет. Увидел чёрные пятна на пригорках и солнечных пригревах – жди весенних гостей».
- О какой примете здесь говорит автор? (Если появились проталины – наступила весна).
- Мы закончили первую страницу словаря. Движемся дальше. Прочитайте название следующей страницы. (Явления в природе).
- Чтобы узнать о каком явлении, наблюдаемом нами каждый год, пойдёт речь, отгадайте загадку:
Старый дед, ему сто лет,
Мост намостил во всю реку.
А пришла молода,
Весь мост размела. (Мороз и весна)
- О какой молоде говорится в этой загадке? (Весне). Какой мост она размела? (Ледяной). Что началось на реке? (Ледоход).
(Слово «Ледоход прикрепляю на страницу словаря).
- Поднимите руку, ребята, кто видел ледоход? Что такое ледоход? (Ответы детей). Послушайте отрывок из рассказа С. Аксакова и сравните, какой ледоход описан в рассказе и какой видели вы.
• «…Лёд трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплёскивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду».
- Мы заполнили ещё одну страничку словаря и переходим к следующей страничке, которая называется «Признаки весны».
- Какие птицы прилетают к нам весной? Какие из низ прилетают первыми? Поднимите руку, кто в этом году уже видел грача? Многие путают грачей с воронами. А вы знаете, как отличить ворону от грача? (У вороны голова, хвост, крылья чёрные, а остальное – серое. Грачи примерно ростом с ворону, но перья сине – чёрные).
- Послушайте ещё загадку:
На шесте дворец,
Во дворце жилец,
А зовут его … (Скворец).
- Что за дворец у скворца? (Скворечник).
(Слово «скворечник» прикрепляю на страницу словаря). Послушайте рассказ о скворце.
• «Прилетают скворцы ранней весной. Прилёт скворцов – верный признак весны. После прилёта скворцы начинают устраивать свои гнёзда. Они чистят домики-скворечники, носят в клювах былинки и мягкую подстилку, устраивают уютное гнездо. Сидя на сучке дерева, трепеща чёрными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни. Хороша весенняя песня скворца. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне! Скворцы умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пусти скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой. Скворцы никогда не остаются без дела. Они оберегают наши поля, огороды, сады. Являются верными друзьями человека».
- Как называются первые цветы? (Подснежники, мать-и-мачеха).
(Слова «подснежник» и «мать-и-мачеха» прикрепляю на страницу словаря)
- Почему они так называются? (Ответы детей).
- Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце, на окраинах полей, по берегам оврагов и рек, в начале апреля появляются золотые головки мать-и-мачехи. Мать-и-мачеха лекарственное растение. Настойка из её листьев и цветов употребляется при простудных заболеваниях. Мать-и-мачеха славится нектаром.
- Кто собирает нектар цветов? (Пчёлы)
- С появление первых цветов вылетают пчёлы. Какие ещё насекомые появляются весной? (бабочки, жуки, муравьи). Как называется дом, в котором живут муравьи? (Муравейник)
(Слово «муравейник» прикрепляю на страницу словаря) Послушайте рассказ В. Бианки «Муравейник зашевелился»
• «Мы нашли большой муравейник под елью. Сначала думали, что это просто куча старой хвои. Когда снег сошёл с кучи, муравьи вылезли погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежали на муравейнике липкими чёрными комьями. Мы слегка потревожили их палочкой, а они едва могли пошевелиться. У них не было даже сил отстреливаться от нас едкой муравьиной кислотой. Пройдёт ещё несколько дней. Пока они снова примутся за работу».
- Ребята, что происходи весной в жизни животных? (Некоторые животные просыпаются после зимней спячки, меняют шубку на летнюю, у них рождаются детёныши).
- А сейчас поиграем в игру «Спроси товарища». Тема – детёныши зверей. (Ребята по очереди спрашивают друг друга, как называют детёнышей того или иного лесного жителя).
- Что вы можете рассказать о медвежатах? (Слово «медвежата» прикрепляю на страницу словаря). Ю. Дмитриев объясняет, почему медвежата рождаются такими маленькими.
• «Новорождённый медвежонок питается молоком матери. А молока немного – ведь медведица зимой ничего не ест и живёт за счёт жира, скопленного летом и осенью. Большому медвежонку было бы очень голодно. А маленькому молока вполне хватает. Вот как хитро устроила природа!»
IV. Итого урока. Рефлексия.
- Ребята, на этом наше путешествие закончилось. По какому времени года мы путешествовали? Что составляли во время путешествия? Какие слова вы запомнили? Перечислите признаки весны.
- Оцените свою работу на уроке.
Рекомендуем посмотреть:
Тест по теме: Жизнь древних славян, 4 класс Окружающий мир
Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента н
Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир», 4 класс
Урок окружающего мира в 4 классе. Поверхность нашего края
Похожие статьи:
Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»
Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс
Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс
Стихи по окружающему миру, 4 класс
Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России