Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект обобщающего урока по предмету живой мир для 4 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Времена года. Весна»

План – конспект повторительно – обобщающего урока по предмету живой мир для 4 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Времена года. Весна»
Автор: Елена Ивановна Бурдаева, учитель начальных классов КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области.
Описание: Повторительно – обобщающий урок разработан в соответствии с программой И. Бгажноковой для коррекционных школ VIII вида и проведён в 4 классе. Авторы учебника: Н. Б. Матвеева, М. А. Попова, Т. О. Куртова, Москва «Просвещение» 2014 год. Разработка будет полезной как учителям начальных классов, так и педагогам дошкольного образования.
Тема урока: Времена года. Весна.
Цель: Создание условий для повторения и обобщения знаний о времени года весна.
Задачи:
- повторить и обобщить знания об основных признаках и явлениях весны;
- способствовать развитию и коррекции слухового восприятия; развитию произвольного внимания, коррекции и развитию мышления через формирование аналитико – синтетической деятельности; развитию речи учащихся путём полных ответов на вопросы, построения связного высказывания;
- формировать уважительное отношение к мнению других; способствовать восприятию красоты весенней природы.
Оборудование: словарь, заполняющийся в течение урока, картинки для украшения словаря, иллюстрации, изображающие весну, карточка с буквами на каждую парту, карточки с художественными текстами писателей, таблица с критериями оценки своей работы.
Ход:
I. Организационный момент.
- Я в школе на уроке,
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я готов к работе.
- Я работаю!
II. Актуализация знаний
- Ребята, сегодня на уроке живого мира мы совершим путешествие в мир природы. Путешествие это будет необычным. Скажите, какие времена года вы знаете? (Лето, осень, зима, весна)
- Что характерно для лета? (Тепло, много зелени, можно купаться, появляются грибы и ягоды)
- Что характерно для осени? (Становится холоднее, листопад, идут дожди, птицы улетают на юг, некоторые звери меняют шубку на зимнюю)
- Чем отличается зима от других времён года? (Холод, мороз, идёт снег)
- Что особенного происходит весной? (Становится теплее, тает снег, птицы возвращаются с юга, у животных появляются детёныши)
- Ребята, мы с вами отправимся в одно из времён года. Выполнив задание, вы узнаете в какое. На карточках зачеркните повторяющиеся буквы, из оставшихся букв составьте слово.
ТОЛВТЕОСКНТАОЛ
- Какое слово, ребята, у вас получилось? (Весна)
- Итак, мы оправляемся в путешествие по весне.
III. Основная часть.

- Путешествие необычное, в пути мы должны составить словарь весенних слов и выяснить их значение. Я приготовила обложку словаря, нужно её украсить признаками, которые свойственны весне. Что мы поместим на обложку? (Солнце, сосульки, облако, вербу, грача, подснежник).
- А теперь посмотрите на страницы, мы должны будем заполнить их во время путешествия.
- Как называется первая страница? (Месяцы весны)
- Назовите весенние месяцы? (Март, апрель, май)
- Какой сейчас месяц идёт? (Март)
- Исстари этот месяц называют март – капельник, март – протальник. Первое слово нашего словаря – капель. (Слово прикрепляю на страницу словаря). Что означает это слово? Где мы можем наблюдать капель? Почему появляется капель? Послушайте, как описывает капель писатель Н. Плавильщиков (Подготовленный обучающийся читает по карточке текст, соответствующая картинка вывешивается на доску).
• «Капельки, падающие с крыши, сверкают на солнце. А прислушаться и нежно звенят. Сильнее капель – больше суетятся и шумят воробьи. Капель с крыш бывает и в февральские оттепели, а начинается она – зашумят воробьи».
- Ребята, мы с вами тоже наблюдали февральскую капель, т.к. в феврале было тепло. Итак, есть первое слово в нашем словаре. Следующее спряталось в загадке:
Что вниз вершиной растёт? (Сосулька).
(Слово «сосулька» прикрепляю на страницу словаря).
- Как вы думаете, ребята, почему после слова «капель» мы взяли слово «сосулька»? (Начинается капель – тут же появляются сосульки)
- Кто знает, как образуются сосульки? (Ответы детей). Послушайте, как описывает появление сосулек М. Пришвин.
• «Весенний солнечный луч на крыше создал нечто вроде горного ледника, из - под которого, как в настоящем леднике, струилась вода рекой, и от этого ледник отступал. Тоненькая струйка с тёплой крыши падает на холодную сосульку, висящую в тени. От этого вода, коснувшись сосульки, замерзает, и так сосулька растёт сверху в толщину».
- Мы с вами узнали, что март не только капельник, но и протальник. (Слово «проталина» прикрепляю на страницу словаря). Что такое проталина? Где её можно увидеть? Послушайте, как пишет о проталинах Н. Плавильщиков
• «Зачернеют по открытым местам проталины среди белого снега – вот и наступила весна. Этот признак не обманет. Увидел чёрные пятна на пригорках и солнечных пригревах – жди весенних гостей».
- О какой примете здесь говорит автор? (Если появились проталины – наступила весна).

- Мы закончили первую страницу словаря. Движемся дальше. Прочитайте название следующей страницы. (Явления в природе).
- Чтобы узнать о каком явлении, наблюдаемом нами каждый год, пойдёт речь, отгадайте загадку:
Старый дед, ему сто лет,
Мост намостил во всю реку.
А пришла молода,
Весь мост размела. (Мороз и весна)
- О какой молоде говорится в этой загадке? (Весне). Какой мост она размела? (Ледяной). Что началось на реке? (Ледоход).
(Слово «Ледоход прикрепляю на страницу словаря).
- Поднимите руку, ребята, кто видел ледоход? Что такое ледоход? (Ответы детей). Послушайте отрывок из рассказа С. Аксакова и сравните, какой ледоход описан в рассказе и какой видели вы.
• «…Лёд трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплёскивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду».
- Мы заполнили ещё одну страничку словаря и переходим к следующей страничке, которая называется «Признаки весны».

- Какие птицы прилетают к нам весной? Какие из низ прилетают первыми? Поднимите руку, кто в этом году уже видел грача? Многие путают грачей с воронами. А вы знаете, как отличить ворону от грача? (У вороны голова, хвост, крылья чёрные, а остальное – серое. Грачи примерно ростом с ворону, но перья сине – чёрные).
- Послушайте ещё загадку:
На шесте дворец,
Во дворце жилец,
А зовут его … (Скворец).
- Что за дворец у скворца? (Скворечник).
(Слово «скворечник» прикрепляю на страницу словаря). Послушайте рассказ о скворце.
• «Прилетают скворцы ранней весной. Прилёт скворцов – верный признак весны. После прилёта скворцы начинают устраивать свои гнёзда. Они чистят домики-скворечники, носят в клювах былинки и мягкую подстилку, устраивают уютное гнездо. Сидя на сучке дерева, трепеща чёрными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни. Хороша весенняя песня скворца. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне! Скворцы умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пусти скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой. Скворцы никогда не остаются без дела. Они оберегают наши поля, огороды, сады. Являются верными друзьями человека».
- Как называются первые цветы? (Подснежники, мать-и-мачеха).
(Слова «подснежник» и «мать-и-мачеха» прикрепляю на страницу словаря)
- Почему они так называются? (Ответы детей).
- Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце, на окраинах полей, по берегам оврагов и рек, в начале апреля появляются золотые головки мать-и-мачехи. Мать-и-мачеха лекарственное растение. Настойка из её листьев и цветов употребляется при простудных заболеваниях. Мать-и-мачеха славится нектаром.

- Кто собирает нектар цветов? (Пчёлы)
- С появление первых цветов вылетают пчёлы. Какие ещё насекомые появляются весной? (бабочки, жуки, муравьи). Как называется дом, в котором живут муравьи? (Муравейник)
(Слово «муравейник» прикрепляю на страницу словаря) Послушайте рассказ В. Бианки «Муравейник зашевелился»
• «Мы нашли большой муравейник под елью. Сначала думали, что это просто куча старой хвои. Когда снег сошёл с кучи, муравьи вылезли погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежали на муравейнике липкими чёрными комьями. Мы слегка потревожили их палочкой, а они едва могли пошевелиться. У них не было даже сил отстреливаться от нас едкой муравьиной кислотой. Пройдёт ещё несколько дней. Пока они снова примутся за работу».
- Ребята, что происходи весной в жизни животных? (Некоторые животные просыпаются после зимней спячки, меняют шубку на летнюю, у них рождаются детёныши).
- А сейчас поиграем в игру «Спроси товарища». Тема – детёныши зверей. (Ребята по очереди спрашивают друг друга, как называют детёнышей того или иного лесного жителя).
- Что вы можете рассказать о медвежатах? (Слово «медвежата» прикрепляю на страницу словаря). Ю. Дмитриев объясняет, почему медвежата рождаются такими маленькими.
• «Новорождённый медвежонок питается молоком матери. А молока немного – ведь медведица зимой ничего не ест и живёт за счёт жира, скопленного летом и осенью. Большому медвежонку было бы очень голодно. А маленькому молока вполне хватает. Вот как хитро устроила природа!»

IV. Итого урока. Рефлексия.
- Ребята, на этом наше путешествие закончилось. По какому времени года мы путешествовали? Что составляли во время путешествия? Какие слова вы запомнили? Перечислите признаки весны.
- Оцените свою работу на уроке.

Рекомендуем посмотреть:

Тест по теме: Жизнь древних славян, 4 класс Окружающий мир Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента н Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир», 4 класс Урок окружающего мира в 4 классе. Поверхность нашего края

Похожие статьи:

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Стихи по окружающему миру, 4 класс

Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России

Участник №10 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 августа 2016 года
Классный час для младших школьников коррекционной школы VIII вида. Преодоление агрессивности у детей
Опубликовано: 3190 дней назад (29 марта 2016)
Просмотров: 7235
Рубрика: Без рубрики
+17
Голосов: 17
Галина Станиславовна Бердник # 30 марта 2016 в 07:28 +2
Здравствуйте, Елена Ивановна! Необычное построение урока - путешествие в мир природы с попутным составлением весеннего словаря. Прослеживается кропотливая четкая работа при составлении и подбора необходимого материала. Содержание материала соответствует поставленной цели и задачам урока.
Считаю, что структура урока логически верна, осуществлен плавный переход от одного этапа урока к другому. Много интересных игр и заданий, направленных на коррекцию зрительного и слухового восприятия учащихся. Единственным минусом считаю - отсутствие динамической паузы, которая необходима на любом занятии, учитывая контингент воспитанников.
Елена Ивановна Бурдаева # 1 апреля 2016 в 16:29 +2
Галина Станиславовна, Спасибо за подсказку!
Татьяна Александровна Толстикова # 30 марта 2016 в 09:41 +5
Елена Ивановна, здравствуйте! Очень понравился ваш урок, содержательный, насыщенный, красочно оформленный. Интересная форма проведения - путешествие с составлением словаря. На уроке ребята не только закрепляют свои знания о весенних признаках, но и знакомятся со старинными названиями весенних месяцев, слушают отрывки о весне из произведений детских писателей. Спасибо за приглашение, с удовольствием голосую. Успехов Вам!
Елена Григорьевна Полякова # 30 марта 2016 в 14:25 +3
Уважаемая Елена Ивановна, с удовольствием голосую за Вашу разработку!
Хороший, содержательный урок, с поэтапными логическими переходами.
Оформление очень достойное. Материал для достижения цели подобран
очень интересный и познавательный. Спасибо за приглашение.
Желаю новых творческих удач! С уважением, Е.Г.
Ольга Ивановна Кабанова # 30 марта 2016 в 15:12 +2
Здравствуйте, Елена Ивановна! Я с большим интересом ознакомилась с Вашей публикацией. Интересное путешествие Вы разработали по времени года - весне, создавая словарь с картинками. Урок построен логично, психологически обоснована и целесообразна деятельность учителя и учеников. Предлагаемые Вами задания с загадками обязательно заинтересуют учеников. Во время урока активизировались умственные действия: сравнение, анализ, конкретизация, повторение, обобщение и т.п. Очень красивые картинки, нужный материал, наглядность подобраны для повторительно–обобщающего урока по предмету Живой мир для 4 класса. Успеха! Примите мой голос!
Елена Викторовна Багрова # 30 марта 2016 в 19:20 +3
Здравствуйте, Елена Ивановна!
Прекрасно оформленный, методически грамотно построенный план – конспект повторительно – обобщающего урока по предмету живой мир для 4 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Времена года. Весна» Вы представили для публикации.
Урок соответствует методике преподавания в данного вида учебных заведениях.
Вы подготовили все возможное для ребят, чтобы они успешно справились с заданием: опорные слова, явления природы, погодные изменения по теме весна.
Спасибо за публикацию! Примите голос! Творческих побед!
С уважением!!!
Ольга Васильевна Яковлева # 30 марта 2016 в 21:33 +4
Здравствуйте, Елена Ивановна. Спасибо за приглашение. Урок интересный, насыщенный, содержательный. Полностью раскрыта тема урока, цель и задачи реализованы. Красочное, яркое оформление. Интересна форма проведения. Спасибо за актуальный материал. Дальнейших творческих успехов! голос
Ольга Вениаминовна Мидяшкина # 31 марта 2016 в 21:59 +2
Елена Ивановна, здравствуйте! Очень понравился ваш урок. Даже целое путешествие Вы разработали по времени года - весне!Материал подобран
очень интересный и познавательный:дети закрепляют свои знания о весенних признаках, знакомятся со старинными названиями весенних месяцев, слушают отрывки о весне из произведений детских писателей, играют в интересные игры,отгадывают загадки.Красивые картинки еще больше украшают работу. Голосую с удовольствием.
Вера Александровна Орехова # 31 марта 2016 в 22:06 +1
Елена Ивановна, спасибо за приглашение.
Интересный урок, в ходе которого Вы повторили и закрепили знания об основных признаках и явлениях весны.
Примите мой голос +1.
Желаю удачи!
Алла Ивановна Ефимова # 1 апреля 2016 в 08:43 +2
Елена Ивановна, здравствуйте! Благодаря Вашему творческому подходу урок стал не только содержательным, но интересным и увлекательным. Прекрасные задания подготовлены для детей. С удовольствием посылаю свой голос. Успехов Вам и новых интересных находок!
Елена Ивановна Бурдаева # 1 апреля 2016 в 16:31 +2
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Людмила Васильевна Биткова # 1 апреля 2016 в 21:03 +2
Здравствуйте, Елена Ивановна! Материал хороший, интересный, познавательный. Урок построен методически правильно. Яркое. красочное оформление. Цели и задачи выполнены. Голос.
Лариса Владимировна Валитова # 2 апреля 2016 в 06:35 +1
Здравствуйте, Елена Ивановна. На занятии дети получили очень большой объем знаний, преподнесенный поэтапно, свободно и легко. Я думаю, детям понравилось много общаться во время урока. Это приучает к мыслительной деятельности. Спасибо.
Ольга Константиновна Макарова # 2 апреля 2016 в 08:24 +1
Елена Ивановна, примите голос за интересный и содержательный материал! Удачи!
Ирина Владимировна Жабина # 4 апреля 2016 в 11:13 +4
Здравствуйте, Елена Ивановна.
Чувствуется, что Вами проделана большая работа при подготовке к уроку. Методическая разработка урока подробная, с грамотно сформулированным целевым блоком. Во время путешествия Вашим учащимся не пришлось скучать. Содержание урока интересное; соответствует заявленным теме, целевому блоку и возрасту учащихся . Хочется отметить хорошую литературную наполняемость путешествия, насыщенную работу по речевому развитию.
Особенно понравилось:
1) Вы грамотно подвели учеников к определению темы мероприятия (технология проблемного обучения);
2) используете картинки, что способствует развитию знаково-символической функции сознания;
3) содержание урока соответствует его типу;
4) лексический материал посилен и интересен учащимся с особыми потребностями.
С уважением и голосом 15, И.В.
Елена Ивановна Бурдаева # 6 апреля 2016 в 16:37 +1
Большое спасибо, Ирина Владимировна за содержательный и положительный отклик.
Наталья Николаевна Демьянченко # 9 апреля 2016 в 22:15 +1
Информативный, насыщенный программным разнообразием конспект занятия. Очень хорошая наглядность, облегчающая понимание, восприятие увиденного и услышанного. Хочется особенно отметить этап урока - рефлексию! Очень интересно, способствует формированию самооценивания своей работы и результата. Возьму себе на заметку. Спасибо!