Приёмы активизации познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья через дидактические игры на уроках предмета «живой мир».
Автор: Бурдаева Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов МОБУ «Общеобразовательная школа – интернат пгт Демьяново»
Описание: Данная статья будет полезна педагогам дошкольных, младших школьных образовательных учреждений, родителям. Дидактические игры ориентированы на возраст 7 - 10 лет. Игры можно использовать при проведении уроков предметной области естествознание, внеклассных мероприятий.
Цель: знакомство с приёмами активизации познавательной деятельности через дидактические игры на уроках предмета живой мир.
Задачи: показать актуальность и значение применения дидактических игр;
дать описание данных игр.
Литература: Н. Ф. Виноградова «Умственное развитие детей в процессе ознакомления с природой» М., «Просвещение», 1978.
1. Актуальность.
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Первые элементарные представления об окружающем мире человек получает уже в детстве. Но для детей с нарушениями интеллектуального развития возникают определённые проблемы в восприятии природы. В силу их психофизических особенностей - значительного снижения интеллекта, нарушения внимания, сенсорики, памяти, речи - дети затрудняются описывать, сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающей природы, т. е. у них в большей мере страдают мыслительные процессы. Как известно, мышление и речь взаимосвязаны. Для развития мышления и речи ребёнка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия мира природы.
Умственное развитие ребёнка заключается не только в том, чтобы дать ему знания, но и научить его использовать эти знания в разнообразной деятельности. Деятельность должна ставить ребёнка «перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи». (А. А. Люблинская) Чем интереснее такая деятельность, тем больший эффект она даёт. В этом особое значение имеют дидактические игры как приём активизации познавательной деятельности. Игра – особая разновидность задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом. Является полезным упражнением, мобилизующим умственные силы учащихся. Самое главное, в игре «доминируют эмоции», что делает процесс участия удовольствием для обучающихся с умственной отсталостью. А это способствует возникновению положительных эмоций от процесса обучения. Игра создаёт на уроке творческую доброжелательную обстановку. Способствует увлечённости при изучении предмета.
Учитывая особенности детей с интеллектуальными нарушениями, возраст, использую игры в адаптированном варианте. Каждая дидактическая игра содержит одну – две задачи. При проведении игр опираюсь на уже имеющиеся у детей знания, чтобы дидактическая задача была доступна, поддерживаю интерес игрового действия.
2. Дидактические игры по ознакомлению с живой природой
«Загадай, мы отгадаем»
Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.
Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правила. Описание давать в принятом порядке: форма, окраска, вкус, запах. Называть предмет при описании нельзя. Ход игры. На краю стола лежат овощи и фрукты так, чтобы всем детям были видны детали предметов. Ребёнок описывает предмет. А другие узнают его по описанию и называют.
«Угадай, что в мешочке»
Дидактическая задача. Описать признаки, воспринимаемые на ощупь.
Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета.
Правила. По выбору педагога ученик не вытаскивая, нащупывает предмет и описывает его, а остальные должны назвать предмет. После этого ребёнок вытаскивает его из мешочка и показывает, что в руке. Названный предмет обратно в мешочек не опускают.
Оборудование. Овощи и фрукты характерной формы и различной плоскости (лук, репа, груша, слива, помидор и др.) лежат в мешочке.
«Овощехранилище»
Дидактическая задача. Отобрать и сгруппировать предметы по способам использования их в быту.
Правила. Распределять овощи и фрукты для хранения так, чтобы они не испортились и сохранялись зимой и весной. В ряд выставляют три стола: на одном – овощи и фрукты, приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других – приёмные пункты. Один стол предназначен для приёма продуктов на хранение в свежем виде (картофель, свёкла, морковь и т.д.), на другой будут складывать то, что пойдёт на засолку (огурцы, помидоры и т.д.). Подготовить «тару» для хранения и перевозки продуктов (коробки, банки). Ребята делятся на «приёмщиков» и «овощеводов». «Овощеводы» привозят урожай в овощехранилище, а «приёмщики» определяют способ хранения и рассказывают, почему они отбирают овощи и фрукты для определённого способа хранения.
«Узнай растение»
Дидактическая задача. Найти растение по названию
Игровые действия. Соревнование кто быстрее найдёт растение.
Правила. Найдя растение ,нужно объяснить, как узнал его. Растения нескольких видов стоят на своих постоянных местах. Педагог называет комнатное растение, а дети должны найти его, показать и рассказать по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получает фишку. Тому, кто наберёт больше фишек, в конце игры присваивается звание «Знаток природы».
«Магазин «Цветы»
Дидактическая задача. Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.
Правила. На столе расставляют комнатные растения так, чтобы ребятам хорошо было видно каждое. Это магазин «Цветы». Покупатели (дети) не называют понравившееся растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.
«Угадай, что где растёт»
Дидактическая задача. Уточнить знания детей о названии и месте произрастания растения.
Игровое действие. Ребята стоят в кругу или сидят на местах. Педагог кидает кому – нибудь из детей мяч, называя при этом место, где может расти растение: сад, огород, луг, лес, поле.
Правила. Отвечает тот, кому брошен мяч. За быстрый и правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
«Угадай задуманное»
Дидактическая задача. Через наводящие вопросы узнать задуманное название растения, животного, птицы.
Игровое действие. Одного из играющих выбирают отгадчиком и он выходит в коридор. Остальные задумывают название растения, птицы, животного, рыбы. Вернувшись в класс, отгадчик должен отгадать задуманное слово, задавая наводящие вопросы и сопоставляя ответы игроков. Если он отгадал, выбирают другого отгадчика.
3. Речевые логические задачи
Очень нравится школьникам решение логических задач. Это рассказ – загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если ребята уяснили для себя определённые связи и закономерности природы. Получая речевую логическую задачу, дети попадают в ситуацию, когда должны использовать разные приёмы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности познавательных процессов. Материал для составления задач можно найти в книгах: «Времена года» Д. Зуева, «Вести из леса» В. Бианки, «Лесные разговоры» Э. Шима, «В лесах счастливой охоты» Н. Сладкова.
Содержание и дидактическая цель соответствуют теме занятия. Речевые логические задачи используются для поддержания постоянного интереса к природе, для развития умения наблюдать, замечать происшедшие изменения. Задачи преподносятся в эмоциональной, занимательной форме.
Вот несколько примеров.
• «О чём рассказал ёжик». Каждый по – своему готовится к зиме. Прыгает непоседа – белка. Собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щёлкам, а если найдёт на земле грибок, сорвёт его и повесит сушить на дереве – зимой ей это очень пригодится. Целый день работает белка и всё посматривает на соседа – старого ежа, который к осени ленивым, неповоротливым стал, мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберётся в сухие листья и дремлет. «Что - то ты ,ёж, совсем разленился? – спрашивает белка. – Почему к зиме не готовишься, еды не запасаешь? Зимой есть нечего будет» рассмеялся ёж и что – то тихо сказал белке. Что же ёж сказал белке. Почему рассмеялся, услышав её вопрос?
• «Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой – то огромной книги. Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых. Как вы думаете, что это такое?»
4. Заключение.
Таким образом, использование дидактических игр активизирует познавательную деятельность. Отмечается повышение мотивации обучения. На уроке создаётся неформальная обстановка, которая позволяет школьнику раскрыть свой потенциал, проявить себя, реализовать умения, полученные ранее. Игры заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности, настойчивость, стремление к спеху, мотивационные качества, самоутвердиться.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическая работа по развитию памяти школьников
Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ
Социально-ориентированный воспитательный проект для детей с ОВЗ
Развитие познавательного интереса младших школьников с ОВЗ при помощи ИКТ