Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рефлексивный отчет

Рефлексивный отчет по теме: Использование АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ младших школьников с позиции Кембриджского подхода преподавания и обучения.
Изменения в системе повышения квалификации педагогов связаны с внедрением курсов нового формата, построенных на основе программы Кембриджского университета.
В основу программы заложена конструктивистская теория обучения. Сторонники данной теории считают, что знания, приобретенные посредством традиционной методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективны, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение. Цель же конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование применения знаний вне класса.
Почему это важно? Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным, уметь быстро реагировать на перемены, проявлять компетентность в цифровых технологиях.
Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, с использованием активных методов обучения, при которых учащиеся от пассивных получателей знаний трансформируются в активно участвующих учеников, задающих вопросы и активно выслушивающих мнение других, обладающих навыками сотрудничества, а самое главное – ответственными за своё обучение.
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Я предлагаю вам рассмотреть некоторые активные методы обучения, с которыми я познакомилась на курсах повышения квалификации и убедилась в эффективности их использования в своей практической деятельности.
Активные методы обучения это методы, которые побужда¬ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Более того их можно использовать на каждом этапе урока, что позволяет эффективно решать конкретно поставленные задачи.
Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, которая позволяет чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Поэтому, осознавая важность создания коллаборативной среды, для сплочения учащихся, я применяю различные стратегии. Такие как: «Ладошка к ладошке», «Комплименты», «Улыбнемся друг другу». Например, используя стратегию «Ладошка к ладошке», учащиеся, взявшись за руки, произносят следующие слова: «Ладошка в ладошку мы руки возьмём, дружной семьёй мы в классе живём!» Это помогает создать благоприятный психологический климат, способствует установлению контакта между учениками, содействует сближению учащихся, доброжелательному отношению друг к другу.
Для самоопределения учащимися цели, задач урока и развития навыков саморегуляции, включаю в планирование урока следующие стратегии: «Мозговой штурм», «Корзина идей», «Прогнозирование»,* «Дерево ожиданий», «Ассоциации».
Например, стратегия «Корзина идей» -это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “ корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребёнка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Составление «Кластера», применение «Алгоритма» позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом, способствуют развитию мышления высокого порядка. Все стратегии и задания направлены на развитие навыков критического мышления :наблюдения, анализа, вывода и интерпретации.
При организации самостоятельной работы* над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы - «физминутки»: «Зайчики», Цыплятки» и многие другие позволят сделать это, не выходя из класса.
Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Завершить урок можно, применив такие методы, как « Ромашка», «Мудрый совет», « Горячий стул», «Светофор». Например, стратегия «Ромашка»: дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.
«Светофор». В конце урока учащимся предлагается раскрасить круг в определенный цвет, который отражает степень удовлетворенности своей работой.
Красный – цель не достигнута
Желтый – цель достигнута частично
Зелёный – цель достигнута полностью
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важноразрабатывать и внедрять в урок активные методы обучения в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.
Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что использование активных методов обучения позволяет обеспечить высокую заинтересованность и вовлеченность обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность.

Я становлюсь компетентным учителем, то есть: инициатором, воздействующим на процесс обучения;
- учителем, осознающим, что ученики формируют своё понимание предмета;
- учителем, знающим цели обучения и критерии успешности урока.
Ученик в свою очередь станет успешной личность с развитыми навыками критического мышления, саморегуляции, метапознания и социального взаимодействия, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

Рекомендуем посмотреть:

Статья-размышление учителя русского языка и литературы Описание активного метода обучения "Автобусная остановка" Обучение проектированию на уроке Активные методы обучения в вечерней школе

Похожие статьи:

Методы обучения, используемые при проведении тематических классных часов

Интерактивные методы обучения

Формы обучения в психологии

Урок познания мира в 1 классе с использованием активных методов обучения | Праздник Букваря в 1 классе. Сценарий
Опубликовано: 3561 день назад (3 февраля 2015)
Просмотров: 8647
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Екатерина Васильевна Протопопова # 3 февраля 2015 в 14:11 0
Елена Викторовна! Спасибо за интересный материал.
Галина Васильевна Егорова # 3 февраля 2015 в 16:48 0
Прочитала вашу статью. Она интересна и познавательна. Ее содержание направлено на развитие памяти, внимания, любознательности. Но хочу вам подсказать прописывать даже просто к статье цель и задачи, описание, автора. Материал полезный для чтения его работниками образовательной сферы. Примите голос.