Конспект НОД в старшей группе ДОУ на тему: Янтарь - солнечный камень
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы детского сада.
Автор: Аверьянова Елена Николаевна,воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №2 "Счастливое детство" города Советска Калининградской области.
Материал будет интересен как воспитателям детских садов, так и родителям.
Цель
Продолжить процесс установления связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, предметным миром, миром искусства.
Задачи
- познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – добыча янтаря;
- расширять знания детей о родном крае.
- продолжать развивать диалогическую речь;
- развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы.
- воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области.
- воспитывать умение дружно работать в коллективе.
Оборудование и материалы
Иллюстрации о Балтийском побережье, карта Калининградской области. Кусочки янтаря, лупы на каждого ребенка, стаканы с пресной и соленой водой, свечка, кусочки шерстяной ткани. Технические средства (ноутбук), презентация «Камень, рожденный деревом», посылка, CD-диск с записями звуков моря.
Предварительная работа
Чтение книг, рассматривание иллюстраций о Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, Музее янтаря. Просмотр мультфильма «Легенда о камне», создание презентации «Камень, рожденный деревом». Подбор музыки и звуков природы к презентации.
Интеграция
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ход занятия
Приветствие. Психогимнастика «Передай улыбку соседу».
Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина, это место где он родился. А кто ответит, в каком прекрасном крае живете вы?
Дети: Мы живем в Калининградской области.
Воспитатель: Правильно, наш край называется - Калининградская область. Это и есть наша малая Родина. Взгляните на карту, и вы увидите, что с одной стороны наша земля имеет выход в море. Кто помнит, как называется наше море?
Дети: Наше море называется Балтийское.
Воспитатель: Правильно, Балтийское море. Балтийское море - самое необычное море в мире. И сегодня мы выясним почему.
Сегодня утром к нам в группу почтальон принес посылку. К ней было приложено вот это письмо.
(Читает)
«Здравствуйте, ребята! Как-то по телевизору шла передача «Хочу все знать». В ней рассказывали о солнечном камне. Но в это время мой дедушка попросил помочь ему собрать урожай, пока нет дождя, и я ее не досмотрел. Я узнал, что в вашем музее камней есть этот солнечный камень, и прошу вас написать: во-первых, почему он так называется; во-вторых, откуда он берется; и, в-третьих, для чего и как используется. Заранее вам благодарен, ваш друг Почемучкин. Р. S. Посылку откроете, когда будете писать ответ. Это гостинец от моего дедушки».
Воспитатель: Что за солнечный камень? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы должны совершить с вами путешествие. В руках у меня волшебная палочка. Я взмахну ею, вы закроете глаза и скажете волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, на берег моря всех переносим.
(Звучит шум морских волн).
Вот мы перенеслись на берег Балтийского моря, медленно идем по побережью.
И что же здесь необычного? Идем по песку, по камешкам и вдруг что-то блеснуло под нашими ногами. Смотрите!
(Воспитатель берет янтарь и показывает его детям).
Как называется этот необыкновенный желтый камень?
Дети: Этот камень называется янтарем.
Воспитатель: Правильно, янтарь. Возьмите его в ладошки.
Наш край еще называют Янтарным за то, что здесь добывают редкостный камень-минерал, который выносит на свои берега Балтийское море. С незапамятных времен люди любят и знают янтарь. Он встречается во многих странах мира, но нигде не вошел так тесно в жизнь и быт народа, как на побережье Балтийского моря. Так что же такое янтарь? Давайте послушаем рассказ об этом удивительном камне.
(Запись шума моря, показ презентации).
Воспитатель: Учеными установлено, что янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли на побережье Балтийского моря много-много лет назад. Сосны плакали от жары, истекая смолой. Деревья гибли, падали на землю. Вместе с деревьями на почву попадала и смола, превращаясь в солнечный камень. Многие ручьи и реки, вымывая янтарь, несли его в Балтийское море.
Янтарь умеет рассказать людям о жизни в древнем лесу. Внутри некоторых камней можно увидеть муху, паучка, комарика, или травинку. Они попадали туда, когда смола была совсем жидкой, вязли в ней, да так там и оставались.
Янтарь из древесной смолы превращается в камень глубоко под землей. Самое крупное месторождение янтаря находится рядом с посёлком Янтарный Калининградской области. Там происходит добыча и переработка солнечного камня.
Янтарь - ценный поделочный материал. Из него изготавливают красивые ювелирные изделия: бусы, браслеты, серьги. Также янтарь находит своё применение в искусстве. Благодаря его свойству легко поддаваться обработке, из него создают уникальные изделия: шкатулки, вазы, картины, фигурки животных и птиц.
Воспитатель: Предлагаю еще раз прогуляться по берегу и найти каждому свой янтарик.
Физкультминутка
По песочку мы идем
(дети идут с высоко поднятыми ногами)
В нем янтарь сейчас найдем.
(наклоняются, как будто за янтарем)
Свой янтарик сохраним,
(прижимают к сердцу)
В наш музей передадим.
(вытягивают руки вперед)
Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, в детский сад всех переносим.
(Воспитатель произносит волшебные слова, звучит музыка).
Вот мы и дома. Ребята, в нашем мини-музее есть целая экспозиция, посвященная янтарю. Пройдите к столам и посмотрите на экспонаты музея. Я предлагаю вам рассмотреть янтарь через лупу.
(Воспитатель приглашает детей за столы, где приготовлены лупы и кусочки янтаря для каждого ребенка).
(Дети изучают янтарь, описывают цвет, форму).
Воспитатель: И так мы узнали, что янтарь имеет растительное происхождение, значит с ним можно проделывать некоторые опыты.
Если поднести кусочек янтаря к пламени свечи, то он начнёт плавиться, выделяя ароматные пары.
Янтарь в пресной воде тонет, а в солёной всплывает, потому что он легче морской воды.
Если потереть янтарь о кусок шерстяной ткани, то он начнёт притягивать к себе тонкую бумагу.
(Воспитатель вместе с детьми проводит опыты)
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Чем мы с вами занимались? Что нового узнали? Что вы расскажете дома?
Дети: Мы совершили путешествие на берег моря.
Мы собирали янтарь.
Мы узнали, что такое янтарь.
Мы рассматривали янтарь через лупу и выявляли его свойства.
Воспитатель: Как много вы узнали интересного. Янтарь – настоящее чудо природы, кусочек Солнца, пришедший к нам сквозь миллионы лет. Надо ценить и беречь его красоту. Пришла пора открыть посылку и посмотреть, что прислал нам дедушка Почемучкина. Здесь лежит записка. «В этой ягоде содержится янтарная кислота. Приятного вам аппетита! Не болейте!»
(Воспитатель достает из посылки виноград, угощает детей).
Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Спасибо всем!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: Зима
Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами музейной педагогики в старшей группе
Конспект НОД по физической культуре в старшей группе
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»
Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж